Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ

Князева Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
МКУ ДО "ДДТ",
с. Новопокровка Красноармейского муниципального района Приморского края

Современное образование реализует принцип «образование через всю жизнь». На мой взгляд, тема доклада в полной мере отражает данный принцип. Стратегической целью государственной политики в сфере образования является требование развивать человеческий потенциал. В этом ключе на примере интеллектуального вида спорта – шашки, хочу рассказать о том, как игра способствует раскрывать и развивать талант детей.
В настоящее время, когда весь мир вступил на новый этап развития науки и техники и в целом культуры, большое значение приобретает вариативность образования. Шашки как вид дополнительного образования рассматриваются как один из определяющих факторов обучения, воспитания и творческого развития детей и молодёжи, их социального и профессионального самоопределения. Однако, несмотря на это, существует пренебрежительное отношение к шашкам. Почему? По-моему, на это есть две причины. Ошибочное мнение о шашках складывается из-за недостатка информации. Вторая причина, переплетающаяся с первой, – большая популярность и притягательность шахмат.
В повседневной жизни и профессиональном поприще мне посчастливилось встретиться со многими умными и образованными людьми. И часто мои знакомые и друзья, узнав, что я серьёзно увлекаюсь шашками, искренне удивлялись. На первый взгляд, шашки – простая игра, но именно в этой кажущейся простоте, открываешь для себя творчество, науку, искусство. Трудно представить себе человека, который не воспринимал бы красоту произведений искусства. Точно так же, на мой взгляд, я учу детей видеть красоту в шашках. Ребята, решившие познакомиться с этой игрой, открывают для себя мир шашечных таинств, позиционных маневров, а также красивейшие комбинации.
А игра? Игр очень много. Есть серьёзные, лёгкие и трудные. Но все они учат думать – активизируют процесс мышления, развивают творческое начало. В этом и заключается моя цель как педагога – учить думать. Игре в шашки обучают во многих домах и дворцах творчества, в школах, а в городах созданы специализированные детско-юношеские спортивные школы, например, в Арсеньеве. Успеху содействуют и массовые спортивные игры, например, «Чудо-шашки».
В процессе творчества человек создаёт что-то новое, ранее неизвестное, нечто подобное происходит при игре в шашки. Поэтому, идя по дороге шашечных знаний, обучающиеся осваивают шашечное творчество, которое содержит элементы науки, искусства и спорта. Поиск лучшего хода требует мобилизации сил, но когда задача решена, она кажется, совсем простой.
А наука? На первый взгляд все шашки равнозначны, поэтому научиться правильно оценивать позиции нелегко. В шашечной партии при оценке позиции учитывают материальные силы обеих сторон и их расположение на доске. Здесь нужна и богатая практика, и знания, и интуиция. Глубина расчёта может оказаться важнее, чем общая оценка позиции. Расчёт облегчает шашечная память – знание многих позиций, умение вовремя обнаружить угрозу, ловушку, комбинацию.
А искусство? Шашки отлично развивают ассоциативную фантазию. Без этого нельзя добиться высшего мастерства, без этого нельзя стать настоящим шашистом. Когда обдумываешь и рассчитываешь ходы, невольно возникают различные ассоциации, связанные с определёнными построениями, манёврами, комбинационными идеями. Игра в шашки способна вызвать бурные эмоции, восторг, чувство красоты. Это и есть эстетическое воспитание. На примере шашек можно лишний раз убедиться, что искусство простоты – самое сложное искусство. Любители шашек восхищаются партиями, сыгранными много десятилетий назад, и композициями, созданными в прошлых веках. Разве это не говорит о том, что мы имеем дело с истинными произведениями искусства?!
А спорт? Во-первых, здесь присутствует соревновательный элемент. Турниры призваны определять победителей. Во-вторых, как и в любом другом виде спорта, участие в соревнованиях требует затраты не только умственных, но и физических сил, а следовательно, хорошей физической подготовки, тренированности. Игра требует умения сосредоточиваться, недаром в турнирных залах царит тишина. Шашки воспитывают умение быть внимательным, отключиться от всего, что в данный момент не имеет отношений к главному. А это бесценное качество необходимо во всех без исключения деятельности. Успешная игра в шашки невозможна без овладения логикой борьбы, без умения концентрировать внимание на решении дебюта, миттельшпиля, эндшпиля в условиях ограниченного времени, без глубокого проникновения в психологию соперника.
Шашечный талант – это умение из многих направлений выделить наиболее рациональное, само собой разумеется, что для этого нужна напряжённая работа за доской. Игра в шашки и анализ отдельных положений – огромный труд, а изучение игры – это изучение творчества. Таким образом, роль игр в воспитании, обучении, развитии человека огромна – без игры вообще не бывает творчества. Здесь и проблема образа, и проблема обучения и самообучения, и проблема памяти – словом, всего, что свойственно творческому процессу. Вот почему шашки – это не просто игра, не просто единоборство двух сторон, а модель творческого процесса.
Март 2022