Высшая школа делового администрирования
Конференции

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Гаврикова Жанна Васильевна,
воспитатель
Бойко Ольга Дмитриевна,
учитель-логопед
Дьяченко Галина Павловна,
воспитатель
МБОУ СОШ № 3 Дошкольные группы "Улыбка",
г. о. Серпухов

Л.С.Выготский, с психологической точки зрения, рассматривал детский рисунок как своеобразную речь. «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо». Детский рисунок он считал подготовительной стадией письменной речи.
Дошкольный возраст можно считать важнейшим периодом жизни человека. В это время формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Дети активно познают мир и отражают его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Изобразительное творчество представляет для раскрытия потенциальных возможностей личности детей наиболее яркие возможности. Изотерапия – одно из направлений арт-терапии, психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Пассивная форма изотерапии – это использование готовых произведений искусства. Активная – создание своих работ.
Изотерапия - один из эффективных методов в работе по всестороннему развитию детей с ОВЗ для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. Современные исследователи отмечают эффективное влияние изотерапии на формирование психики ребёнка и нормально развивающегося, и с ограниченными возможностями здоровья. В условиях затруднения вербальных контактов между детьми с ОВЗ, изотерапия выступает в качестве средства общения, содействует сплочению и взаимодействию детей. Самовыражение ребенка через изобразительное творчество позволяет проявлять свои чувства, желания, мечты, помогает строить взаимоотношения в различных ситуациях, постигать свои возможности. Поэтому различные техники изотерапии успешно используют в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен.
Изобразительная деятельность позволяет ребенку разобраться в самом себе, отразить свои мысли и чувства, избавиться от конфликтов и переживаний, развить способность чувствовать эмоции других людей, выразить свое отношение к окружающей и социальной действительности. Детский рисунок можно рассматривать как проекцию личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. Он передает не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и дает оценку уровню интеллектуального развития, особенностям личности и характера.
К сожалению, многие взрослые несерьезно относятся к рисованию, считают его делом второстепенным и заменяют его другими более интеллектуальными занятиями. Однако научные исследования в области изотерапии доказывают, что дети, которые любят рисовать, обладают более развитым воображением, раскрепощенностью, усидчивостью и терпением. Изотерапия развивает у детей исследовательскую деятельность, фантазию, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Развитие моторики через рисование, создает предпосылки для становления многих психических процессов. Она способствует нравственному, эстетическому умственному, трудовому и физическому развитию ребенка.
Изобразительная деятельность стимулирует развитие восприятия. Ребенок тренирует умение наблюдать и анализировать объект. У детей преобладает образное, а не логическое мышление. Поэтому творческая деятельность гораздо сильнее развивает интеллект, чем простое заучивание. Каждый раз в процессе рисования ребенок комментирует свою работу, ставит себя на место своего персонажа, выражает свое отношение к нему. Формирование образного мышления благотворно сказывается на развитие в дальнейшем интеллектуальных способностей и мыслительных операций.
Изотерапия очень востребована в наши дни. Ее эффективно используют в областях интегративной медицины, психотерапии, общей и специальной психологии. Изотерапию применяют в работе с детьми с задержкой умственного развития, нарушениями речи и слуха, с аутизмом. Дети с патологией нервной системы через изотерапию быстрее выходят на контакт с педагогами, психологами и врачами. Занятия изотерапией помогают раскрыть потенциал ребёнка, вдохновить его, открыть для него новые возможности.
Использование изотерапии дает положительные результаты и в логопедической практике. Известно, что недостаточная сформированность общей двигательной системы человека напрямую влияет на развитие всей речевой функциональной системы. Такая же тесная связь существует между рукой и речевым центром мозга. Согласованная работа движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного звукопроизношения, нормализации темпа, ритма речевой моторики, развитию связной речи, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Рисование на определенный сюжет с дальнейшим оречевлением своего рисунка способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Дети гораздо лучше усваивают речевой материал, когда в качестве наглядной опоры используют рисунки, которые создают сами.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Поэтому, не мало важное значение имеет подбор изобразительных техник.
Техники должны быть:
·          Простоты и эффективны - Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть оригинальны, приятны ребенку.
·          Интересными и привлекательными - Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста.
·          Нетрадиционными - новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.
Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Продолжительностью около 30 минут для детей старшего дошкольного возраста и проводятся один раз в неделю.
Структура занятий по изотерапии.
1.Вводная часть: Приветствие – создание атмосферы доверия, настрой на творческую работу, снятие напряжения, эмоциональной возбудимости, установление контакта с воспитателем и детьми.
Например могут использоваться упражнения «Забавные человечки», «Пантомима», «веселые человечки», «Письмо божьей коровки», «Придумай зарядку» и т.д.
2. Разминка – настрой на продуктивную деятельность, знакомство с техниками рисования, обучение способов действия, выбор способов рисования (если ребенок знаком с достаточным количеством техник)
3. Основной этап –самостоятельная творческая деятельность ребенка.
4. Заключение – оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, повышение самооценки, собственной значимости и уверенности в себе.
Обсуждая рисунок воспитатель задает вопросы: 1. Какие чувства ты испытывал когда рисовал? 2. Какие трудности были у тебя, что получалось легко? 3. Что мешало рисовать, что помогало? Т.Е. ребенку важно проговорить, какие чувства, переживания, эмоции он испытывал в работе.
Использование в изотерапии нетрадиционных техник рисования таких как: монотипия, кляксография, рисование свечей, мыльными пузырями и т.д., позволяет выйти за стандартные рамки. Здесь нет оценочных категорий, к которым привыкли дети: «правильно-неправильно», «хорошо- плохо», нет образца и эталона. Конечно, большинство детей не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, в данном случае ребенок может сам выдвигать собственные критерии: как использована цветовая гамма, сочетание цвета, аккуратность, способы достижения результат. Такой, своего рода анализ, позволяет ребенку не сравнивать себя с кем-то, а выразить себя в рисунке, проговаривание всех этих аспектов снижает напряжение, страх, сомнения. Наша главная задача – снять зажатость, раскрепостить ребенка, научить произносить вслух свои переживания, эмоции.
Основные правила:
Занимаясь с ребенком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:
1) Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство.
2) У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, бумаге…
3) Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием.
4) Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в квартире и попросить ребенка объяснить их.
5) Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.
Сейчас поговорим подробнее какие нетрадиционные способы рисования можно использовать в работе.
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения, примакивание пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий, позволяет органично почувствовать изобразительный материал, его свойства.
Рисование ладошкой. Обмакивая ладонь в краску, ребенок оставляет отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашивают» ладонь в разные цвета кисточкой. Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте, детям предлагается отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисуют с большим интересом, проявляя фантазию.
Фотокопия – рисование свечой. Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при появлении фотопленки. Особенно интересными и оригинальными получаются рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры».
Монотипия - прием, позволяющий создавать симметричные изображения предметов (бабочка, жук, цветок). Пейзажная монотипия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (как в воде). Отпечаток получается только один. Отсюда и название - монотипия (от греческого monos - один, единый и typos - отпечаток). С помощью рисования в технике «монотипия» - получаются идеально симметричные предметы или великолепные пейзажи. Данная техника часто используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после, лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.
Кляксография. В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли… Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.
Раздувание краски - эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилием дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны.
«Набрызг». Его суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть разные: «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо».
«Оттиск». Это печати–оттиски от разных по фактуре и размеру предметов. Оттиски на бумаге могут оставлять пенопласт, пробки, ластик, картофель, бутылки, ватные палочки и др. Такие предметы могут стать отличными помощниками в рисовании с детьми. Техника «Оттиски» хороша тем, что развивает у ребенка координацию движений, улучшает глазомер, учит правильно располагать объекты на листе. В процессе работы, дети узнают о свойствах предметов, учатся смешивать цвета – идет развитие цветовосприятия, цветоощущения. Наконец, она способствует развитию фантазии у детей.
Работа с детьми дошкольного возраста – это процесс, требующий осторожного, трепетного и деликатного подхода, при котором происходит взаимодействие души взрослого с душой ребенка. Изотерапию, с нашей точки зрения, можно рассматривать не как процесс создания произведения искусства или часть занятия по изобразительному искусству, а как инструмент, с помощью которого мы можем изучать чувства, идеи ребенка, можем развивать межличностные навыки и отношения, укреплять самооценку и уверенность в себе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.         Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1991.
2.         Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/. М.: Творческий центр, 1999г.
3.         Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. -М.: ТЦ Сфера, 2005.
4.         Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.

Март 2022