Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

КРУГИ ЛУЛЛИЯ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КРУГИ ЛУЛЛИЯ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кобозева Дарья Николаевна,
воспитатель
МБДОУ ЦРР детский сад 8 "Буратино",
Сахалинская область, г. Оха

Одна из самых значимых и главных проблем в нашем современном обществе – это проблема развития познавательной активности дошкольников. В дошкольных учреждениях появляются новые информационные средства обучения и развития детей дошкольного возраста. В последнее время наиболее актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений. Данный вид технологий используется во взаимодействии с детьми и родителями.
Как говорил К.Д. Ушинский, что «Детская природа требует наглядности». И это не только картинки, таблицы или схемы, а более близкая к детской природе игра. Игры, в том числе и математические, несут в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть. Игра, как ведущий вид детской деятельности, в том числе математического содержания, несет в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть.
Формирование элементарных математических представлений не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть способы решения поставленных задач, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Поэтому, я считаю, что одной из главных задач педагога дошкольного образования является повышение познавательной активности детей через применение различных игровых педагогических технологий в образовательный процесс.
В своей педагогической деятельности я применяю круги Луллия при ознакомлении детей с математикой. Так как математика занимает очень важное место в системе дошкольного образования, формирование элементарных математических представлений осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – игре.
«Круги Луллия» прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Также они способствуют подготовке дошкольников к самостоятельной работе в тестовом режиме, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.
«Круги Луллия» – это дидактическое пособие многофункционального характера. Они создают условия для интеллектуального развития детей, для формирования познавательной активности дошкольников, развивают их творческое мышление и воображение. Дошкольникам очень нравится это пособие: оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно изменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Цель педагогической технологии: расширение представлений у детей о понятиях, связанных с признаками объектов и изменением их значений по математике.
Задачи в обучении с помощью этих кругов ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.
С помощью «Кругов Луллия» можно такие решать задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников:
-           учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
-           закрепить состав числа из двух меньших чисел;
-           учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
-           учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;
-           развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.
Использование данной технологии в образовательной деятельности ДОУпомогает расширить возможности внедрения в педагогическую работу современных средств, которые способствуют целенаправленному формированию математических представлений.
«Круги Луллия» можно использовать:
·          при организации индивидуальной работы;
·          в организованной воспитателем игровой деятельности вне занятий;
·          на занятиях (НОД) в качестве игровых упражнений и заданий;
·          в самостоятельной игровой деятельности детей;
Оборудование необходимое для проведения любой игры может применяться, вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования.
Работать с данным пособием можно с детьми от 4-го года жизни.
Рекомендуемое количество кругов и секторов показано в Таблице.
Таблица. Максимальное количество секторов на одном круге

Возраст детей

Количество кругов

Максимальное количество секторов на одном круге

4-5 лет (средняя группа)

2

4

5-6 лет (старшая группа)

3

8

6-7 лет (подготовительная к школе группа)

3

10

Примечание. Количество кругов и секторов на «Кругах Луллия» зависит от возрастных особенностей детей.
Условно игры с «Кругами Луллия» можно разделить на два типа:
1. Игры на подбор соответствия.
2. Игры на развитие творческого воображения с элементом случайности в установке кругов.
Пособие представляет собой круги диаметром 70, 50 и 30 см, нанизанные на стержень с возможностью свободного вращения. Сверху конструкции устанавливается стрелка. Особенностью моего дидактического пособия является металлическое покрытие колец, что позволяет с помощью магнитной ленты, закреплённой на разделителях, менять количество секторов на кольцах в зависимости от возрастных особенностей детей и выбранной тематики игры.

Процесс ознакомления:
педагог представляет это пособие, вызывая интерес и любопытство у детей. На начало работы рекомендовано брать только 2 круга разного диаметра, потом постепенно увеличивая их до четырех.
Технологическая цепочка проведения игры:
1. Раскладка предметных картинок по всем секторам и кругам.
2. Постановка задачи.
3. Раскручивание кругов.
4. Познавательная деятельность детей.
5. Установка соответствия путём поворота кругов таким образом, чтобы под стрелкой расположились требуемые изображения.
6. Составление правдивого рассказа или формулировка ответа.
7. Рефлексия и подведение итогов.
Варианты игр по ФЭМП с использование «Кругов Луллия»:
·          «На что похоже»
·          «Сочиняем задачи»
·          «Подбери цифру»
·          «Продолжи цепочку»
·          «Из чего состоит число»
·          «Соседи кто?»
·          «Когда это бывает»
и другие.
Например: Игра «Который по счету?»
Цель игры: ребенок может освоить действия: счет в пределах 4, количественный счет в пределах 10, описание взаимного расположения предметов на плоскости, определение предмета «следующего за» данным и «предшествующего» данному, подбор предметной последовательности под схематическую модель.
Правила игры: В процессе игры ребенок должен выполнять последовательно четыре действия по вертикали:
1.         Выбрать картинку с музыкальным инструментом на малом круге, установит напротив контрольный язычок;
2.         Рассмотреть картинку, прочитать схему, определить, каким должен быть по счету инструмент в последовательности;
3.         Подобрать подходящую последовательность на большом круге, подвести соответствующий сектор к выбранному сектору и язычку;
4.         Перевернуть круг и проверить свое решение
При ознакомлении детей дошкольного возраста с «Кругами Луллия» с математическим содержанием быстрее формируется интерес к математике и логике, дети лучше запоминают состав чисел, предыдущее и последующее числа, геометрические формы и фигуры, основные математические понятия, потому что эмоционально вовлечены в процесс.
«Круги Луллия» позволяют повысить эффективность интеллектуального развития. В процессе игры ребенок тренирует мелкую моторику, скоординированную работу правой и левой рук, элемент самооценки развивает навыки самоконтроля и самооценки. Эта технология проста и доступна в использовании.
В случае отсутствия фабричного пособия можно изготовить его своими руками. Принцип изготовления игры заключается в следующем:
можно взять листы пластика или плотной бумаги (картона), разрезать на 3 круга разного диаметра. К середине крепится болт, на котором размещается стрелка, на кругах размещаются картинки (Приложение). Данное пособие может применятся не только для математического развития, но и в других образовательных областях.

По результатам деятельности:
у детей:
1.         Ребенок проявляет познавательный интерес.
2.         Активен в разных видах познавательной деятельности.
3.         По собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.
4.         Повысится интерес к технологии «Круги Луллия».
У педагога
1.Пополнение центра математики разнообразием развивающих, дидактических игр математического содержания.
2.Внедрение игровой технологии по «Кругам Луллия» в образовательный процесс с дошкольниками.
у родителей:
1.Повышение уровня педагогических знаний родителей по математическому развитию ребенка, о современных технологиях развития детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007.
2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр.
3. Волина В.В. «Загадки, ребусы, игры» «Дрофа» 2003г. – 32стр.
4. Волина В.В. «Весёлые цифры» «Дрофа» 2002г. 32стр.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Наука, 2001.
6. Горячева О.В. Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://detskijsad44.ru/katalog-statej/144
7. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007.
8. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Знание, 2000
9. Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.
10. Ломакина Л.Н. Игровые технологии в математическом развитии дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika
11. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.
Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 384 с.
12. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л., Полякова М. Н. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – М.: Центр педагогического образования, 2012
13. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М.: Наука, 2009
14. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение, 2006.
15. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
16. Попова Г.П., Усачёва В.И.; «Занимательная математика» Волгоград: Учитель. 2006г. – 141 стр.
17. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания М.: Педагогика, 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера. /Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.
18. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.: Знание, 2003.
19. Тихомирова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб. Питер, 2004.
20.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М.: Инфра-М, 2005. 19. 19.Шевелёв К.В. «Дошкольная математика в играх» «Мозаика – Синтез» 2004г. – 80 стр.

Март 2022