Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Доренская Евгения Владимировна,
методист
ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»,
г. Донецк, Донецкая Народная Республика

Государственные образовательные стандарты (далее – ГОС) предъявляют новые требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным.
Достижение предметных и метапредметных результатов является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Она включает в себя две составляющие:
·          результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
·          результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с требованиями ГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. Она представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия (далее – УУД) обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и общеобразовательной организацией.
Применительно к учебной деятельности в плане оценки личностных результатов следует выделить три основных блока, которые и служат основным объектом оценки личностных результатов при получении начального общего образования:
самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов, понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при ее разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
При получении основного общего образования:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Личностные УУД считаются сформированными, если:
·          обучающийся осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;
·          обучающийся умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;
·          обучающийся понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься;
·          у обучающегося развита рефлексия;
·          у обучающегося сформирована учебная мотивация;
·          у обучающегося сформирована адекватная его возрасту самооценка.
Представленный ниже кейс диагностических методик может являться частью мониторингового исследования по отслеживанию уровня сформированности УУД (наряду с регулятивными, коммуникативными, познавательными УУД).
Цель мониторинга: отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности личностных УУД.
Методики, представленные в диагностическом пакете, могут быть использованы психологами, педагогами или социальными педагогами, обладающими необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, оценка личностных результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, любое использование данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, возможно только в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 61-IHC «О персональных данных».
В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями ГОС оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.
Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно (ежегодно), на основе единой стандартной процедуры и продуманных методов анализа результатов.
Кейс диагностических методик оценивания личностных достижений учащихся на разных ступенях общего образования
При получении начального общего образования

Виды личностных УУД

Показатели

оценивания

Диагностический инструментарий

1.

Самоопределение

Социальная роль

Методика «Автопортрет» (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина)

Методика «Ролевые оппозиции» (Т.В. Ермолова, Е.В. Панцырная)

Сформированность основ гражданской идентичности

Методика «Откуда Я родом»

Тест «С чего начинается Родина»

Сформированность самооценки

Тест «Лесенка»

Методика «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)

Методика для определения особенностей становления раннего образа Я (Е.З. Басина)

2.

Смыслообразование

Сформированность учебно-познавательных и социальных мотивов

Опросник «Учебная мотивация школьников»

(модифицированный вариант анкеты

школьной мотивации Н.Г. Лускановой)

Методика исследования мотивации учения у первоклассников (М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомова и Р.В. Овчарова)

Методика «Сказка» (Н.И. Гуткина)

3.

Нравственно-этическая

ориентация

Знания моральных норм и сформированности морально- этических суждений

Методика диагностики личностного роста школьников (автор Д.В. Григорьев) (модифицированный вариант)

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустиной и Г.И Щурковой) адаптированный вариант теста

«Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Методика «Незаконченные предложения» (детский вариант)


При получении основного общего образования:

Виды личностных УУД

Показатели

оценивания

Диагностический инструментарий

1.

Гражданская идентичность

Сформированности знаниевого компонента патриотизма

Опросник «Патриотизм - это…»

Сформированность гражданской идентичности

Методика самооценки и взаимооценки уровня сформированности гражданской идентичности

Методика «Незаконченный тезис» (Л.В. Байбородовой, адаптированная)

Диагностика гражданской идентичности В.А. Шмакова, И.Ю. Махова

Уровень сформированности гражданской идентичности. М.В. Шакурова

2.

Индивидуальная учебная самостоятельность

Умение строить жизненные профессиональные планы

Методика изучения статусов профессиональной идентичности.

Методика «Профессиональная готовность».

Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчаровой.

Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (ОПП).

Сформированность мотивации учебной деятельности

М.Р.Гинзбург «Изучение учебной мотивации».

Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся от 11 лет и старше) (модифицированная методика Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной)

Методика «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» А.А. Андреев

Сформированность самооценки

Методика измерения самооценки Дембо- Рубинштейна для подростков и юношей

Изучение общей самооценки с помощью опросника Г.Н.Казанцевой

3.

Социальная компетенция

Ценностно-смысловые установки

«Методика ценностных ориентаций» М. Рокича

Опросник Г.В.Резапкиной «Иерархия жизненных ценностей».

Методика диагностики личностного роста школьников (автор Д.В. Григорьев) (модифицированный вариант)

Определение жизненных ценностей личности (must –тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова).

Моральные нормы

Методика «Неоконченные предложения» Сакса и Леви

Методика «Справедливость – забота» (С.В.Молчанов)

Опросник для изучения нравственного сознания и предполагаемого поведения подростка и ситуационный опросник И.А.-Ш. Мунзера)

Социальные и межличностные отношения

Опросник Лири

Методика для изучения социализированности личности учащегося М.И.Рожкова.

Методика направленности личности Басса (в адаптации В. Смейкала и М. Кучера)

Правосознание

Тест правового и гражданского сознания Л.А. Ясюковой

«Шкала правосознания» М.В. Леви и Ф.К. Свободного

Март 2022