Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Кошелюк Оксана Геннадьевна,
учитель информатики
МАОУ СШ № 148,
г. Красноярск

Информационно-коммуникационные технологии должны стать не неотъемлемой частью целостного воспитательного процесса, значительно повышающими его эффективность и максимально способствующими всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер учащихся.
Таким образом, компьютер в обучении школьников должен выступать не столько объектом изучения, сколько средством обучения, влияющим на развитие и воспитание учащихся.
В связи с этим, следует остановиться на положительных основах использования информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательной работе с учащимися [1]:
-          применение средств ИКТ при изложении учебного материала способствует его лучшему усвоению, в связи с тем, что уроки и внеклассные мероприятия становятся более увлекательными, улучшается их наглядность;
-          компьютеризированные средства позволяют педагогу сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: слышу, вижу, пишу, запоминаю;
-          средства информационно-коммуникационных технологий при их использовании на уроках и внеклассных мероприятиях позволяют поддерживать внимание учащихся в течение длительного периода времени, что является немаловажным при изложении трудного для восприятия и требующего глубокого осмысления материала;
-          демонстрация на экране наглядной информации, использование для иллюстрации видеоизображений, анимационных роликов с аудио сопровождением также повышают эффективность воспитания за счет облегчения процесса восприятия, повышения интереса к учебной и внеучебной деятельности;
-          внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и воспитания школьников позволяет усовершенствовать формы организации и методы обучения и воспитания, способствует формированию гармоничной личности в условиях современного информационного общества;
-          применение педагогических технологий, основанных на средствах информатизации и коммуникации, а также использование программных комплексов нового поколения будут способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, активизации самостоятельной работы и инициативности;
-          использование виртуальности средств ИКТ предоставляет возможность демонстрации учащимся смоделированных процессов или событий, которые не могут быть представлены реально;
-          информационно-коммуникационные технологии дают возможность использования электронных (компьютеризированных) материалов, как в классной учебной деятельности, так и в внешкольных условиях;
-          проектная деятельность с применением средств ИКТ оказывает положительное влияние на повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания.
В педагогической литературе выделяют следующие проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему среднего образования:
-          одна из основных проблем – низкая материальная оснащенность кабинетов современной техникой. Это противоречит дидактическому требованию систематичности и последовательности в использовании средств ИКТ;
-          несоответствие предлагаемых разработчиками компьютерных программ дидактическим целям обучения и целям воспитания, их противоречие требованиям рационального решения образовательных задач;
-          количественные характеристики существующих средств информатизации и коммуникации пока не переходят в новое качество увеличения педагогической эффективности создаваемых систем. Часто новые курсы, программно-методические комплексы не учитывают опыта предшествующих версий, либо повторяют их ошибки;
-          существенным недостатком большинства создаваемых программных продуктов и систем - является слабая педагогическая преемственность и методическая системность;
-          сложности в управлении, отсутствие четкой предметной ориентированности, несоответствие содержанию и логике изучаемого материала, большинства из существующих программно-методических комплексов понижают интерес педагогов к их применению.
Таким образом, можно выделить следующие педагогические трудности и проблемы внедрения ИКТ в обучение и воспитание школьников:
-          одной из основных ошибок педагогов является непонимание сущности понятия «средства информационно-коммуникационных технологий». Как показывает практика, многие учителя ошибочно полагают, что использование ИКТ заключается исключительно в пользовании текстовыми редакторами для печатания различной документации (учебных программ, тематического и поурочного планирования, отчетов и т.д.);
-          зачастую информационно-коммуникационные технологии используются на уроках и внеклассных мероприятиях изолированно, вместо их организованного включения в целостный процесс обучения;
-          имеет место несоблюдение требований этапности и усложнения дидактических задач в используемом средстве ИКТ, неумение педагогов проводить анализ целей, содержания и логики применения информационных и коммуникационных технологий.
Таким образом, можно сказать, что все озвученные выше педагогические недостатки и трудности объединяются в одну масштабную проблему – низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов [2].
Под ИКТ-компетентность, мы понимаем – совокупность знаний, умений и опыта, основанных на психологической и организационной готовности педагога, позволяющих создавать собственные и использовать разработанные средства информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, дидактические требования к средствам ИКТ, санитарные нормы и правила.
Таким образом, для совершенствования системы образования и воспитания, в первую очередь, необходимы подготовка и повышение квалификации педагогов, которые позволят учителям использовать весь спектр возможностей ИКТ в работе со школьниками, так как большинство курсов повышения профессиональной компетенции не уделяет внимания самостоятельному созданию компьютеризированных средств обучения. Овладение навыками разработки дидактических средств с помощью компьютера заключается исключительно в возможности создавать мультимедийные презентации. При этом не уделяется внимания навыкам обработки аудио, видео файлов, использования анимации, которые, несомненно, повысили бы качество используемых средств ИКТ на занятиях со школьниками, расширили бы диапазон используемых материалов, повысили интерес и мотивацию учащихся, а, следовательно, способствовали бы повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, анализ описанных выше положительных основ, а также трудностей, проблем и недостатков процесса информатизации среднего образования позволяет выявить ряд противоречии между:
- низким уровнем ИКТ-компетентности педагогов и актуальной необходимостью внедрения средств информационно-коммуникационнных технологий в процесс обучения, воспитания и развития школьников;
- возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагогов соответствующего современному этапу развития системы образования в России и нежеланием педагогов менять сложившиеся стереотипы преподавания, непониманием сущности процесса информатизации школы;
- объективной потребностью активизации обучения школьников и недостаточным использованием высокого потенциала информационно-коммуникационных технологий в этой области;
- потребностью образовательной практики в высоком уровне ИКТ-компетентности педагогов и низкой эффективностью курсов повышения квалификации в данном направлении;
- существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно начальных пользовательских навыков работы с компьютерной техникой и необходимостью организации непрерывного образования учителей, ориентированного на овладение навыками работы с широким спектром средств информационно-коммуникационных технологий и применения этих средств в профессиональной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.         Материалы международной заочной научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ» 15 февраля 2020 г
2.         Кузнецов, А.А., Хеннер, Е.К. Информационно–коммуникационная компетентность современного учителя / A.А. Кузнецов, Е.К. Хеннер, B.Р. Имакаев, О.Н. Новикова, Е.В. Чернобай // Информатика и образование. – 2020. – №4. – С. 3-11.
Март 2022