учитель-логопед
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 66 "Забавушка",
г. Нижневартовск
Развитие словаря ребенка тесно связано, с развитием всех компонентов речи, мышления и других психических процессов.
С помощью слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.
Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослыми.
Этот этап развития детской речи называют стадией «слово-предложение». В таком слове-предложении не происходит сочетания слов по грамматическим правилам данного языка, звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера. Слово не обладает еще грамматическим значением.
В дальнейшем, в возрасте от 1.5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части речи. В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет 300 слов различных частей речи.
По данным Р.И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой к 1.5 годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам – 200-400 слов, к 3 годам – 1000-1100 слов, к 4 годам – 1600 слов, к 5 годам – 2200 слов.
Исследования А.Н. Гвоздева доказали, что в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается:
50 % существительных, 12, % -прилагательных, 27 % - глаголов, 6 %- наречий,
2 % - числительных, 2% - союзов, 2 % - предлогов и 1 % - междометий и частиц.
Глаголы (т.е. названия действий предметов) появляются в речи ребенка одновременно с именами существительными, однако глагольный словарь ребенка формируется медленнее, чем предметный словарь.
Развитие глагольной лексики у детей с речевыми нарушениями
Нарушения формирования лексики у детей проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов.
В глагольном словаре дошкольников преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Вызывают затруднения в подборе глаголов, обозначающих способы передвижения животных (скачет, ползет, летает) у детей 3-4 лет. Так же имеется незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел – шел).
В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия: (ползёт – идёт, воркует – поёт, чирикает – поёт и др.). Особенно стойкими являются замены глаголов: куёт – молотит; вяжет – шьёт; гладит утюгом – проводит утюгом; купает – моет.
Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения актуализации словаря у дошкольников проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает, гогочет - гагакает)
Самые большие трудности вызывает у детей группировка глаголов. Дети часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, сериях слов: например, подбежал, вышел, подошёл (подошёл); стоит, растёт, сидит (сидит). Эти данные свидетельствуют о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов.
При проведении работы по развитию лексики необходимо учитывать лингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
С учётом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
Ø расширение объёма словаря с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
Ø уточнение значений слов;
Ø формирование семантической структуры слова;
Ø организация семантических полей, лексической системы;
Ø совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Профессор Г. А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей должное внимание следует уделять развитию глагольного словаря. Обогащать речь глаголами удобнее всего по каким-то определенным смысловым группам:
1. Бытовые глаголы (одевается, умывается)
2. Глаголы движения (ходит, крадётся, прыгает).
Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например: крадется, скрывается, выслеживает, догоняет, убегает, прячется, затаился, бросился, подпрыгнул, схватил, напал, взобрался, нырнул, взлетел и т д.
3. Глаголы, обозначающие крики животных (мычит, хрюкает, кукарекает).
4. Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).
5. Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет)
6.Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет).
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны: словесные и двигательные, с мячом, фантиками и другими предметами, которые обеспечивают двигательную активность ребёнка, активизацию мыслительно-познавательной деятельности и развитие мелкой моторики пальцев рук.
Я хочу акцентировать ваше внимание на игры, которые помогают детям накопить в глагольный словарь.
Бытовые глаголы (одеваться, умываться, играть) формируются в употреблении слов-действий в ежедневной речи, а также в играх: например,
Игра «Добавь слово»
Оля проснулась и встала с кровати
Оля встала и пошла умываться.
Оля умылась и побежала делать зарядку.
Оля выполнила зарядку и стала одеваться.
Оля оделась и села завтракать.
Оля позавтракала и пошла гулять.
Игра «Расскажу вам о делах…»
Расскажу я вам, друзья,
Что сегодня делал я:
Прыгал,бегал и смеялся,
Пел, кричал и баловался,
Очень долго я шалил:
Стул сломал и суп пролил.
Испугалсяя я, устал
И совсем послушным стал!
При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам важно спросить у детей, что делает тот или иной герой сказки.
Игры, где появляется сказочный герой, заинтересовывают детей, активизируют их мыслительную деятельность, речь и воображение. С помощью игры мы с вами расскажем, как проходят дни у доктора Айболита.
Игра «День доктора Айболита»
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!».
Как помог лисе Айболит?
А рядом бегемотики
Схватились за животики.
Чем лечил Айболит бегемотиков?
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки.
Как полечил Айболит зайчика?
И тут же страусята
Визжат, как поросята,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
Как лечил Айболит страусят?
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
Какую помощь оказал Айболит Барбосу?
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика.
Полечил ли Айболит кузнечика?
Игра с мячом «Утро, день, вечер, ночь»
Утро, вечер, день и ночь
Навсегда уходят прочь.
Провожать их не спеши,
Что ты делал, расскажи.
Что ты делал утром? Что ты делал вечером?
Большую группу слов составляют глаголы, обозначающие движения: (крадётся, прыгает, кукарекает, ходит, бегает, прыгает, приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
Игра «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывёт,
Кто ползёт, а кто идёт.
Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.
Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают – змеи, гусеницы, черви.
Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.
Игра «Что делают эти животные?»
Что животные умеют –
Птицы, рыбы, кошки, змеи?
Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …
Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …
Расширив лексический минимум дошкольников можно поиграть в игру, когда к глаголу нужно правильно подобрать слово-предмет:
Игра «Расскажи»
Кто и что –летит, бежит,
Ходит, плавает, лежит?
Ползет - спортсмен, ребенок, десантник …
Бежит – человек, солдат, ручей, время,
Идёт – человек, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога
Следующую группу составляют глаголы, обозначающие крики животных.
Игра «Разговор зверей»
Мяч лови, да поскорей
Назови язык зверей.
Ворона каркает, а сорока стрекочет (трещит)
Кукушка кукует, а гусь гогочет.
Утка крякает, а индюк болбочет.
Воробей чирикает, а ласточка щебечет
Курица кудахчет, а петух кукарекает.
Корова мычит, а лошадь ржет.
Свинья хрюкает, а собака лает.
Предлагаю совершить виртуальную экскурсию в зоопарк и рассказать, чем занимаются звери в зоопарке.
Игра «Звери в зоопарке»
Зебра - брыкается, ….
Обезьяна –кривляется, гримасничает ….
Лиса охотится -….
Заяц пугается-….
Белый медведь - плавает ….
Тигр- отдыхает ….
Жираф – гуляет, наблюдает -….
Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе. Н-р: Зебры брыкаются, тигры отдыхают.
Игра «Кто играет в прятки в зоопарке?» поможет детям образовывать глаголы от звукоподражаний: мяу- мяу — мяукает котенок, мур-мур — мурлычет кошка, гав-гав- гавкает собака, тяв-тяв- тявкает лиса, хрю-хрю – хрюкает свинья;
чик-чирик –чирикает воробей; ква-ква – квакает лягушка; кря-кря – крякает утка.
Следующую группу глагольной лексики составляют глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).
Игра «Есть у каждого работа»
Кто-то строит,
Кто-то варит,
Кто-то нам одежду дарит,
Кто строгает, кто метет,
Сеть рыбацкую плетет.
Не кончается работа-
Есть у каждого работа!
Продолжим нашу игу
Кто-то лечит, кто-то учит….
Кто-то пишит, кто поет, а кто рисует….
Игра «Кто чем занимается?»
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Особое внимание хочется уделить глаголам, которые связаны с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Игра «Что происходит в природе»
Человек легко находит,
Что в природе происходит.
Молния, гром – сверкает, гремит,
Снег- идет, падает, валит, кружится,
Ветер – дует, завывает, разгоняет тучи
Дождь – идет, льет, моросит,
Солнце - светит, греет, палит, припекает, ласкает, улыбается, прячется за тучи
Ручьи – журчат, бегут, текут.
Довольно значительную группу составляют глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).
Формирование приставочных глаголов у дошкольников осуществляется с помощью приставок. Так на примере сказки «О торопливой белочке и терпеливой курочке».
Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один кусок отрезала, другой кусок отрезала, всю ткань изрезала. Платье не получилось.
Решила терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз примерила, один раз отрезала. Нарядный сарафан получился.
Правильно говорят люди: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Вопросы для беседы:
Что можно отрезать? (Кусочек ткани, бумаги, хлеба.)
Что означает изрезать? (На мелкие кусочки всю ткань, бумагу.)
Что можно вырезать? (Картину, узор.)
Что можно перерезать? (Веревку, нитку.)
Что можно срезать? (Шляпку гриба, капусту.)
Что означает надрезать? (Разрезать не до конца.)
Что означает дорезать? (Разрезать, например, до конца ткань.)
Что можно измерить? (Длину, ширину, высоту.)
Что можно примерить? (Платье, пальто.)
Что можно отмерить? (Ткань, например, когда ее покупают.)
Какую пословицу часто вспоминают, предупреждая людей не торопиться?
(«Семь раз отмерь, один раз отрежь»).
Если ребенок поймет смысловое значение этих приставок, то при их помощи он сможет подобным же способом образовывать новые слова и от других глаголов.
Помогают усвоению глагольного словаря подвижные игры с речевым сопровождением, с помощью таких игр развивается также слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений. Кроме того, устанавливается положительное эмоциональное взаимоотношение между детьми.
Таким образом, расширение глагольной лексики осуществляется в различных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, в игровой и художественной деятельности, а также в повседневной жизни.
Список литературы
1. Азбука действий. Кто что делает? Издательство: Школьная пресса, 2019.
2. Алябьева Е. Развитие глагольного словаря. 2011.
3. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь». Издательство «Каро», Санкт-Петербург, 2003.
4. Чистякова И.А. «33 игры для развития глагольного словаря дошкольников». Издательство «Каро», Санкт-Петербург, 2005.