Высшая школа делового администрирования
Конференции

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ

Мощевикина Вероника Александровна,
воспитатель
МКДОУ "Детский сад № 1 г. Камызяк",
Астраханская область

XXI век - век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования.
В наше время система современного дошкольного образования очень важна и актуальна, практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. При этом подобные проблемы имеют не только технический, технологический или финансово-экономический характер, но, скорее, характер сущностный, связанный с объективной необходимостью поиска новых путей и средств организации диалога между поколениями, передачи накопленного культурно-исторического опыта, всестороннего совершенствования и развития человеческого потенциала каждой страны и каждого народа.
Раньше дошкольное образование был в лучшем случае самосвал, пластилин и прогулка по ограниченной территории. Очевидно, в современном мире дошкольное образование подразумевает уже интересные, умные подходы. Уже там наши дети могут развивать изобретательность, смекалку, читать, писать и, самое главное, общаться.
Дети- большая надежда будущего. Именно им придётся жить и созидать в 21 веке, строить цифровую экономику, сберегать природу и культуру, рождать следующие поколения жителей России.
Вот почему руководство нашей страны на протяжении последних лет уделяет особое внимание охране материнства и детства, а также воспитанию и образованию детей.
Дошкольное образование в контексте ФГОС прописывается как уровень общего образования, на котором закладываются основы социальной личности в системе образования в целом. ФГОС дошкольного образования устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего к психолого-педагогическим и кадровым. Ключевым фактором успешной реализации данного Стандарта по-прежнему является педагог. Лозунг «Кадры решают всё!» - он сейчас как никогда актуален. Ведь педагогам – практикам предстоит совершить переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному.
Основной целью работы с педагогами является повышение их профессиональной компетентности и эффективное методическое сопровождение в условиях введения и последующей реализации ФГОС дошкольного образования.
Нужно менять стратегию и отношение к кадровому ресурсу, оказывать поддержку работникам, приглашая специалистов для оказания психологической профилактики эмоционального выгорания, проводить деловые игры, а также научно-методическое просвещение (на специально организованных дискуссионных клубах, круглых столах, семинарах-практикумах) и др.
Необходимо возродить традицию наставничества с целью формирования в ДОУ кадрового ядра, направленную на улучшение качества образования. Основным вопросом в современных условиях становиться результативность внедрения ФГОС. Если педагог сам не успешен и не видит перспектив развития и собственного роста, то и воспитанник будет следовать его примеру.
Еще одним из важных направлений является работа с семьей – это, пожалуй, самая ответственная сторона организации образовательного процесса. В современных условиях детского сада без поддержки и взаимопонимания не обойтись, а также взаимодействия и участия родителей (законных представителей) непосредственного включения в образовательную деятельность.
На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты. Появляются новые тренды в образовании. Тренды в образовании – это тенденции в его изменении.
Smart-обучение – первый тренд обучения, состоящий из слияния онлайнового распределения программного обеспечения и контента в форме мультимедиа. Главная цель Smart-обучения – создание среды, которая обеспечивает высокий уровень конкурентоспособного образования за счёт развития у воспитанников знаний и навыков современного общества XXI века: сотрудничество, коммуникацию, социальную ответственность, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы.
Второй тренд – образовательная робототехника, в котором осуществляется современный подход к внедрению элементов технического творчества в педагогический процесс через объединение конструирования и программирования.
Занятия по робототехнике предоставляют возможности для разностороннего развития и формирования важнейших компетенций, обозначенных в стандартах нового поколения:
навыки проведения экспериментального исследования: выдвижение гипотез, поиск решений, проведение наблюдений и измерений, установление причинно-следственных связей, оценка влияния отдельных факторов, обработка и анализ результатов;
развитие творческого, образного, пространственного, логического, критического мышления;
развитие коммуникативной компетенции: работа в коллективе (в паре, группе) по выработке и реализации идей, планированию и осуществлению деятельности, развитие словарного запаса и навыков общения.
Обучение вне занятий – третий тренд. Это формат обучения через деятельность, которая может включать исследование, применение знаний на практике. Такое обучение может проходить в виде игры, квеста, геокешинга, фотоохоты, похода. При этом происходит «погружение» детей и их родителей в историю, культуру, природу, поскольку перед ними поставлены и появляются определённые задачи.
Четвёртый тренд современного образования – это социальные медиа. Социальные сервисы и инструменты Google, веб-сайт Wiki, покдасты для распространения звуковых файлов или видео в сети Интернет, блоги, видеохостинг Youtube – все это можно и нужно использовать на занятиях.
В проведении досугов, развлечений, игр, утренников мультимедийные средства выполняют особую задачу: наглядно передают тематическое содержание мероприятия, сопровождают его звуковыми и световыми эффектами, что безусловно повышает качественный уровень мероприятий.
Введение в обучение образовательных игр является пятым трендом современности. Серьезные образовательные игры создаются для самых разных учебных областей. Существует, например, игра, которая имитирует процесс изменения климата, или медицинская игра по решению проблемы экологии и тому подобное.
Один из основных трендов в мировом образовании – STEAM. Шестой тренд – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе. Аббревиатура STEAM расшифровывается как: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика – дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.
Важной особенностью работы по данной технологии является именно коллективная работа над проектом. STEAM – позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства. Существует множество примеров удачных проектных работ по данной технологии.
И как бы ни были успешны традиционные методы воспитания и обучения, современная реальность требует поиска новых и эффективных форм.
Привить навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий.
Если мы готовим наших детей к дальнейшей жизни, то мы должны позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни.
Таким образом, подготовка ДОУ к переходу на новый уровень влечет за собой существенные изменения в образовательную практику детского сада. Данный процесс неотъемлемая часть модернизации образования, которая в настоящее время является политической и общенациональной задачей российской образовательной политики, направленный на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Список литературы:
1. Алекинова, О. В. Введение и реализация ФГОС ДО. План мероприятий / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова // Практика управления ДОУ. – 2019. – № 02. – 44-62 с. 3. Баграмон, А. Н. «Азбука общения» Коммуникативный тренинг / А. Н. Баграмон // Практика управления ДОУ. – 2020. – № 05. – 75-79 с.
2. Доронова Т. Н. Право на образование// дошкольное воспитание — 2018. № 10, с. 2-6
3.Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы / М-во образования РФ. - М.: ГНОМ и Д, 2019. – 239 с.
4. Концепция дошкольного воспитания/Под редакцией В. В. Давыдова и В. А Петровского. //Д. В. -2018г-№5.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Методические рекомендации -М.,2020г.
6. Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ. - 7/Д,В. №8-95г. с. 2.
7.Тен А.С. и др. Smart-обучение в системе повышения квалификации педагогов. Методическое пособие. –Алматы: АО НЦПК «Орлеу». 2017. -112с.
Март 2022