Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОБРАЗОВАНИЕ – ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Барышева Ольга Александровна,
педагог изобразительной деятельности
МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 2", г. Златоуст Челябинской области

Термин «образование» характеризует ряд таких понятий как: «образ» - нечто реальное существующее; «образец» - пример для подражания; «образование» - процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. В научной литературе прослеживается многоплановый подход к пониманию и трактовке данного термина.
Сегодня взгляд на образование меняется не только у экспертов и педагогов, но и родителей. Образование – это развивающаяся система, как рассматривают вопрос «Образования» непосредственные участники образовательного процесса находящихся на переднем плане образования и воспитания детей:
- «Самая большая ценность и гордость всей моей жизни – это три мои любимые доченьки!» - Анастасия Викторовна Кудашова, родитель МАДОУ детский сад №2, заместитель начальника «Муниципальное казённое учреждение Управление культуры Златоустовского городского округа»;
- «Семья играет основополагающую роль в образовании ребенка, так как именно родители закладывают фундамент личности растущего человека» - Фролова Людмила Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №35;
- «Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Сотрудничество – это всегда выгода всех сторон» - Лузянина Татьяна Александровна, заведующий МАДОУ «Детский сад №84»;
- «Семья - та основа, фундамент, с которого начинается образование для ребёнка» - Чибисова Тамара Юрьевна, руководитель Центра подготовки и развития "УмникУм".
- Уважаемые коллеги расскажите, пожалуйста, какие направления работы с семьями воспитанников актуальны для вашего учреждения?
- Татьяна Александровна. Наше дошкольное образовательное учреждение работает с семьями воспитанников по следующим направлениям:
1. Работа с сотрудниками ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников;
2. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
3. Изучение опыта работы семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров;
4. Вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.
- Людмила Владимировна. Индивидуальные и дифференцированные беседы, подсказки в воспитании, организация собраний, культурно-массовые мероприятия.
- Тамара Юрьевна. Центр подготовки и развития "УмникУм" оказывает услуги по репетиторству, подготовке к экзаменам ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, профориентации. Также в перечне наших услуг есть занятия с дошкольниками: это занятия по подготовке к школе, группа раннего развития, занятия с психологом, логопедом.
- Тамара Юрьевна, дети, какого возраста чаще нуждаются в специалистах Вашего центра и почему?
- В основном это дети от 10 до 17 лет. Повышение нагрузки, увеличение количества предметов в среднем и старшем звене. Подготовка к экзаменам, это бы я вынесла отдельным пунктом.
- Анастасия Викторовна, я к Вам обратилась как родителю к компетентному работнику в сфере образования и культуры. Вы мама трёх замечательных дочерей, много лет назад Вы привели в наш детский сад свою первую дочь Кристину, потом Киру, сейчас Катюшку. Скажите, пожалуйста, почему для своих девочек Вы выбрали именно наш детский сад?
- Для меня главным критерием при выборе детского сада для своих детей является педагогический персонал. В Вашем саду работают очень внимательные, доброжелательные, любящие детей, не допускающие грубого и оскорбительного обращения люди. Также импонирует, что особое внимание уделяется развитию творческих и физических способностей ребенка. Все мои девочки очень быстро и безболезненно адаптировались к детскому саду. Радует, что помещения сада всегда очень чистые и ухоженные, территория сада хорошо благоустроена и убрана, огорожена. Детей хорошо кормят. Есть дополнительные занятия, детские утренники всегда хорошо организованы и отрепетированы.
- Какие направления работы больше всего востребованы среди родителей? Почему?
- Людмила Владимировна. Индивидуальные беседы и подсказки родителям в воспитании и обучении детей.
- Татьяна Александровна. В нашем учреждении все выше перечисленные направления работы с родителями являются актуальными. Больше всего востребовано направление работы по взаимодействию с семьей. До сложившейся эпидемиологической ситуации в стране мы не однократно сталкивались с тем, что родители, ссылаясь на свою занятость, не всегда принимали участие в мероприятиях ДОУ, направленных на развитие и образование дошкольников. Перед педагогами стояла и стоит важная задача найти новые формы работы для мотивации родителей к дальнейшему сотрудничеству. Сотрудничество – это всегда выгода всех сторон. Для вовлечения родительского сообщества к дальнейшим совместным действиям актуальными в наши дни становятся дистанционные образовательные технологии, оказывающие поддержку в работе с детьми и родителями. Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, дает возможность для самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.
- Тамара Юрьевна. Больше всего востребована подготовка к экзаменам ЕГЭ и ОГЭ.
- Анастасия Викторовна. На мой взгляд, самое интересное и актуальное для родителей это проведение совместных мастер-классов. Мне очень понравилось, как прошел наш совместный мастер-класс со средней дочерью Кирой по изготовлению открытки. Этот вид, мне кажется, наиболее полезен для каждого участника. Ребенок рад, что занимается совместной деятельностью с родителем в стенах детского сада. А активная совместная работа педагога и родителя позволяет лучше узнать друг друга, что способствует усилению взаимоотношений. Актуальным на сегодняшний день остается один из наистарейших видов взаимодействия, это родительское собрание, которое позволяют наиболее качественно и быстро решать организационные моменты
- С позиции родителя, могли бы Вы предложить иные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями. Какие?
- Анастасия Викторовна. Из более современных методов хочется предложить проведение тренингов. Во время тренингов можно устраивать игровые задания, которые позволяют оценить разные методы взаимодействия с ребенком. Во время игрового тренинга родители лучше учатся общаться со своими детьми и узнают новую информацию об их воспитании. Также можно рассмотреть организацию почты доверия. Это достаточно новый метод взаимодействия с родителями, с помощью которого можно развить доверительные взаимоотношения родителей с сотрудниками детского сада. Родители могут рассказать о своих проблемах, связанных с воспитанием, и получить консультационную помощь в этом вопросе.
- Анастасия Викторовна, в свое время Вы работали директором ДК «Железнодорожник», под Вашим руководством было множество творческих студий для детей. Какие творческие студии были наиболее востребованы и популярны?
- Наиболее востребованы были студии хореографии, изобразительного искусства, циркового и вокального направлений.
- Как Вы думаете почему?
- Все зависит от целей, какие преследует родитель. В танцы в основном отдают девочек, чтобы привить им женственность, грацию, красивую осанку. Мальчишек часто записывают в изостудию дабы привить им усидчивость и терпение. В цирковую студию приходят за развитием пластики.
- На ваш взгляд, какое дополнительное образование необходимо ввести в систему начального образования?
- Людмила Владимировна. Легоконструирование для развития моторики; Занятия для развития логики; Курсы скорочтения и иностранных языков.
- Татьяна Александровна. Дополнительное образование очень важно для развития ребенка. Дети становятся гораздо мобильнее, умнее, раскованнее, дополнительное образование расширяет кругозор ребенка. Самое главное, дополнительное образование позволяет не только развивать интеллектуальные и познавательные качества ребенка, но и социально-личностные и эмоциональные качества: дети становятся более общительными, владеющие навыками самоорганизации и самоконтроля, коммуникативными навыками. Дополнительное образование дает возможность раскрыться каждому ребенку. Наша задача в дошкольном образовании – социализация ребенка в общество, которую и выполняет дополнительное образование.
- Тамара Юрьевна. Так как я сама психолог по образованию, то вижу, что дети сейчас зачастую не умеют общаться. Разумеется, это происходит и ввиду зависимости от техники. Поэтому такой предмет как "психология" был бы актуален в образовательной системе и не только для младших школьников и дошкольников.
- Анастасия Викторовна, в большинстве случаев, чем руководствуется родитель, записывая ребенка в студию?
- Родитель в первую очередь руководствуется профессионализмом педагога, опытом. Затем как оборудовано пространство, в котором будет заниматься ребенок. А также интересуются «открытостью» проводимых занятий, есть ли у них возможность посещать занятия.
- В нашей системе образования есть социальная преемственность между семьей, детским садом и школой?
- Татьяна Александровна. Преемственность между семьей, детским садом и школой, конечно же, есть. Она предполагает ориентацию, направленность работы семьи, дошкольного учреждения на требования, предъявляемые к ребенку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника.
- Людмила Владимировна. Считаю, что преемственность между детским садом и школой развита не достаточно, ведь установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями
- Анастасия Викторовна. Безусловно, имеется. В семье мы ребенка готовим к поступлению в детский сад, стараясь соблюдать режим игр, прогулок, отдыха и питания. Прививаем способность общения со сверстниками, рассказываем как в детском саду интересно и увлекательно. Дошкольное же учреждение прививает у детей умение учиться, создаёт условия, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения.
- Тамара Юрьевна. Это, пожалуй, одна из наиболее больных тем. Преемственность должна существовать теоретически. Для облегчения процесса обучения, для более лёгкого течения адаптации детей при поступлении детей в 1 и 5 класс. Но в реальности так мало внимания этому уделяется. Надеюсь на изменение ситуации в будущем.
- Что бы Вы хотели изменить в вопросе преемственности?
- Татьяна Александровна. Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой.
Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.
Перед дошкольным учреждением встаёт два главных вопроса:
• Как заинтересовать родителей в совместной работе?
• Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть, достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства и учителями начальных классов.
- Что означает для Вас понятие «Успешный ребенок». Какого ребенка можно назвать счастливым и успешным?
- Тамара Юрьевна. Успешный от слова успех, который реализуется в достижениях чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в игре или учебе, в социуме.
- Татьяна Александровна. Успешный ребенок, на мой взгляд, это ребенок, который достигает поставленные перед собой цели в определенном виде деятельности. Успех каждого конкретного ребенка уникален и связан со способностями и талантами ребенка. Счастливым и успешным я бы назвала ребенка, который не только достигает поставленных целей, но и который окружен вниманием, теплом, заботой и любовью окружающих его близких людей.
- Людмила Владимировна. В первую очередь успешный ребенок - это счастливый ребенок, который достигает поставленной цели и разносторонне развит. Счастливый ребенок - это тот ребенок, который знает, что его любят, им годятся, его ценят и уважают. Такой ребенок умеет проявлять свои чувства, хорошо адаптирован в общении со сверстниками, с родителями, педагогами, достигает своих целей в различных видах деятельности, таких как учеба, творчество, спорт.
- Анастасия Викторовна. «Успешный ребенок» - это ребенок, который достигает поставленные перед собой цели в определенном виде деятельности. Успешный и счастливый ребенок – это когда он сам хочет развиваться, понимает, что учиться это интересно, знает, зачем он ходит в школу, видит свои достижения и хочет добиться большего.
- Как вы понимаете выражение «Образование - семья в фокусе», какую роль семья играет в образовании ребенка?
- Анастасия Викторовна. Образование – семья в фокусе, на мой взгляд, в первую очередь это партнерство родителей и педагогов, детей и взрослых. Семья – это ключевой элемент в образовательной системе. Семья играет очень важную роль в образовании ребенка. Школа не может дать качественного образования самостоятельно. Важны жизненные навыки, а они формируются и в системе дошкольного и дополнительного образования, и во взаимодействии с обществом, но в первую очередь – в семье.
- Тамара Юрьевна. Семья - та основа, фундамент, с которого начинается образование для ребёнка. Семья – это организованная структура, которая участвует в формировании ребенка как личности; закладывает основы нравственного поведения; формирует творческие интересы, обучает ребенка.
- Людмила Владимировна. Данное выражения я понимаю так, что в образовании любого ребенка играет большую роль его семья, так как она является и поддержкой, и опорой и главным советчиком по жизни, при выполнении каких-либо задач, вся семья направлена на ее решение. Семья играет основополагающую роль в образовании ребенка, так как именно родители закладывают фундамент личности растущего человека.
- Татьяна Александровна. Выражение «Образование – семья в фокусе» на мой взгляд, это взаимодействие родителей и ДОО в вопросах развития и обучения детей, которые находятся под постоянным наблюдением педагогов. Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Семья - школа чувств.
- Чего не хватает системе образования, что бы Вы хотели изменить?
- Татьяна Александровна. Системе дошкольного воспитания по-прежнему не хватает специалистов: музыкальных руководителей, учителей – логопедов, педагогов – психологов. Не хватает знаний и умений применения цифровых технологий в педагогической деятельности. Не во всех группах есть современные компьютеры, проекторы, интерактивные доски. Доступ в интернет есть не на каждом рабочем месте педагога.
- Людмила Владимировна. Хотелось бы, чтобы школа училась только в первую смену, чтобы у детей было больше времени для отдыха и всестороннего развития, добавить в школе больше уголков для развития (живой уголок, теннис, ростовые шахматы). Не хватает индивидуального подхода к каждому ребенку, высококвалифицированных психологов в школе, уроков нравственности и этики.
- Анастасия Викторовна. Я считаю, что системе дошкольного образования надо стремиться, чтобы все детские сады были похожи на Ваш. Чтобы обязательно присутствовали дополнительные образовательные услуги художественно-эстетического развития, физического развития и воспитания и интеллектуального развития. И обязательно у родителя должно быть право выбора услуги.
- Тамара Юрьевна. По моему мнению, не хватает индивидуального подхода. Когда в классе 30 человек сложно объяснить тему урока, чтобы каждый ребенок усвоил ее сразу. У каждого ребенка свой темп и особенности усвоения материала. Мы в своей работе отталкиваемся от индивидуальных особенностей детей.
- Есть ли у вас новые задумки или проекты для помощи родителям в сфере образования детей?
- Людмила Владимировна. Организация бесед с семейным психологом в учебном заведении.
- Татьяна Александровна. Развитие дистанционных образовательных технологий, в данный период времени становятся новыми средствами обучения детей-дошкольников. Здесь огромную роль играют взрослые – педагогу необходимо создать определенные условия, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в самостоятельном обучении.
- Тамара Юрьевна. Сейчас мы разрабатываем новый тренинг, который позволит старшеклассникам справиться со страхом и неуверенностью перед экзаменами.
Анализируя все выше изложенное, необходимо отметить, безусловно, важное место жизни общества занимает образование. «Образование» - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом. Процесс, который без эффективно работающих форм взаимодействия всех участников будет испытывать определенные трудности. Без опоры на личность конкретного педагога невозможно выстроить эффективный и результативный образовательный процесс.
Спасибо большое Вам за интересное интервью.
Март 2022