Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Чугунова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с. Кошки,
с. Кошки

Современная жизнь делает школе социальный заказ на гармонически развитую и духовно богатую личность. В формировании такого человека важную роль играет художественная литература. Именно чтение художественных произведений ведёт к раздумьям над окружающей действительностью, её законами, наблюдению за жизнью персонажей книги, их поведением, способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию, стремлению занять достойное место в обществе, соответствующее желаниям и возможностям сформированной личности.
Духовную сущность современного человека помогает сформировать литературное краеведение. Именно оно способно воспитать любовь к Отчизне, которая начинается с любви к малой родине - селу, в котором родился или вырос.
Среди личностных характеристик выпускника школы, прописанных в ФГОС, читаем: «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества».
На мой взгляд, самоидентификация ребёнка как патриота начинается с осознания себя частью своей малой родины. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране".[1]
Как показывает практика, очень важно своевременно приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Исследовательская деятельность краеведческой направленности устанавливает и поддерживает живую связь времён и поколений, их преемственность. Именно так формируется историческая память. В этом особая, непреходящая сила и ценность краеведения. Чтобы понять историю своей страны, нужно знать историю своего края, села, нужно вникнуть в историю и детали жизни своих предков. Невозможно любить свою страну, не любя свой дом, свое село. Взаимосвязь истории страны, региона, села и судьбы отдельной личности – основной принцип исторического краеведения.
Кошкинская земля славится именами многих известных людей: поэтов и писателей, артистов и художников, генералов и спортсменов.
Курс по литературному краеведению весьма актуален.
Цель курса: дать представление о творчестве поэтов и прозаиков Кошкинского района, а также работах местных краеведов.
Для достижения этих целей выдвигаются следующие задачи:
-     раскрыть многогранность человеческих судеб поэтов и писателей родного края;
-     дать представление о направлениях и результатах исследований краеведов Кошкинского района;
-     отработать навыки самостоятельной интерпретационной, исследовательской и аналитической работы с художественным текстом.
В рамках этого курса была создана исследовательская работа, посвящённая И.Ф. Акулиничеву. Иван Фёдорович является самым известным поэтом Кошкинского района, его произведениями восхищаются не только в России, но и в Болгарии, Украине, где они публиковались в переводе. Местные композиторы положили на музыку несколько стихотворений Акулиничева И.Ф., снят видеоклип, который транслировался по областному телевидению. В репертуаре местных музыкальных коллективов всегда есть песни на стихи этого автора. Поэтическими этюдами Ивана Фёдоровича украшены многие мероприятия, проводимые на различном уровне – от тематических вечеров до районных праздников. Творчество поэта изучается в программах внеурочной деятельности школ района, поэтому он, бесспорно, является одним из выдающихся граждан Кошкинского района.
Иван Фёдорович Акулиничев выпустил 13 сборников стихов. К нашему огромному удивлению, сведения о нём, находящиеся в широком доступе (районная библиотека, историко-краеведческий музей, ресурсы сети Интернет), весьма скудны и повторяют друг друга. Сейчас информация о поэте не собирается, между тем через какое-то время будет гораздо труднее найти достоверные данные о нём, особенно о раннем периоде жизни и творчества выдающегося земляка.
Как складывался жизненный и творческий путь поэта? Каковы особенности художественного мира его поэзии? Что в ней привлекает современного читателя? Именно на это вопросы отвечала автор исследовательской работы.
На сегодняшний день творчество И.Ф. Акулиничева недостаточно изучено: нет достоверной, выверенной самим поэтом биографии, имеются лишь общие представления о художественных особенностях его поэзии. Проанализировав источники, предлагающие информацию об Иване Фёдоровиче, мы убедились, что они носят лишь презентационный характер, анонсируя мероприятия, посвящённые поэту, практически никак не затрагивая описание его жизни и творчества. Исследований, посвящённых анализу произведений поэта, художественного мира его стихотворений, нет совсем. Это также сделало нашу работу актуальной. Весь материал был проверен лично Акулиничевым И.Ф. на предмет фактологической точности.
Собранный материал вызвал живой интерес членов Самарского отделения Союза писателей России, взят за основу для публикации серии статей о поэте в "Волжской коммуне" [2] и съёмок фильма, посвящённого Акулиничеву И.Ф., Почётному гражданину сельского поселения Кошки.
Данная исследовательская работа принята в фонды Кошкинского районного историко-краеведческого музея и межпоселенческой централизованной библиотечной системы, где является доступной для широкого круга пользователей.
На основе материалов исследования составлен буклет "Певец земляничного края (или И.Ф. Акулиничев – поэт и гражданин) ". Кроме того, в ходе проведённого нами исследования была выявлена ошибка в указании автора песни "Над Кондурчой синеглазой", установлен реальный автор музыки, а также причины неверной публикации.
Работа получила высокую оценку жюри на различных региональных конференциях.
На протяжении 18 лет мои воспитанники выполняют исследовательские работы краеведческого характера. Обучающиеся восстановили и исследовали историю создания и работы нескольких исторических объектов с. Кошки, как современных, так и функционировавших в годы Великой Отечественной войны, среди которых памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, памятник воинам-интернационалистам, памятник подводнику Ф.А. Видяеву, Кошкинский военный аэродром, эвакогоспиталь, детский дом и др.
Как показывает практика, неотъемлемой частью нашей работы является использование различных источников краеведческой информации. К документальным относятся материалы музеев и государственных и частных архивов, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, карты. К живым источникам информации можно отнести непосредственных участников событий, специалистов архивов, научных работников, краеведов. Важным в организации исследовательской работы краеведческого характера является формирование навыка результативного поиска исторического материала, его правильной фиксации и интерпретации (грамотной работы с источниками информации, в том числе с людьми и документами).
Так, например, при выполнении исследовательской работы, посвящённой госпиталю, работавшему в с. Кошки в годы Великой Отечественной войны было изучено несколько сотен архивных документов, музейных экспонатов, вырезок из газет, писем участников рассматриваемых событий. Документы, представляющие наибольший интерес, были скопированы. В частности:
- в Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (СОГАСПИ) – заказаны копии 23 документов, просмотрено более 250;
- Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО) – заказаны копии 38 документов, просмотрено более 200;
- архивный отдел Администрации Кошкинского района за исследуемый период по данному вопросу имеет только подшивки районной газеты "Маяк Ильича" за 1942 и 1945 годы. Просмотрены полностью, сделано 5 копий;
- Кошкинский районный историко-краеведческий музей предоставил 15 копий документов и фотографий;
- на сайте районной газеты "Северные нивы" обнаружено и скопировано 6 документов.
При отборе материала для организации исследовательской работы краеведческого характера следует учитывать ряд принципов:
Ø     краеведческий материал должен быть достоверным;
Ø     исследовательская работа краеведческого характера должна быть системной и комплексной;
Ø     объекты исследовательской работы краеведческого характера необходимо выбирать с учётом интересов обучающихся, их возраста, опыта краеведческой деятельности.
Привлечение школьников к исследовательской деятельности по литературному краеведению является серьёзным стимулом для развития их познавательной и творческой активности, навыков поиска, анализа и систематизации полученных знаний, формирования системы патриотических и духовно-нравственных ценностей обучающихся. Кроме того, исследовательская работа краеведческого характера способствует обогащению словаря и развитию связной речи обучающихся; в процессе выполнения творческих работ развивается их мышление и воображение.
Литература
    1.                 Лихачёв Д.С. Память культуры // Письма к молодым читателям. Письмо сорок первое.: [Электронный ресурс]: – URL: http://www.facets.ru/edu/likhachev14.htm (дата обращения: 10.03.2022).
    2.                 Карасёв В. С душой, распахнутою настежь // Волжская коммуна, № 52 (30836), 3 апреля, 2020.
    3.                 Васильев Г.Н. Организация внеклассной работы по краеведению // Исследователь /Researcher. 2014. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneklassnoy-raboty-po-kraevedeniyu (дата обращения: 10.03.2022).
    4.                 Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // "Завуч", № 1, 2001
    5.                 Малиновская С.М. Гражданское воспитание средствами краеведения в поликультурной школе г. Томска // Концепт. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-vospitanie-sredstvami-kraevedeniya-v-polikulturnoy-shkole (дата обращения: 10.03.2022).
    6.                 Серова М.Ю. Историческое краеведение как элемент современного образования // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe-kraevedenie-kak-element-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.03.2022).
Март 2022