учитель начальных классов
МБОУ "Школа № 32 им. прп. Серафима Саровского",
г. Курск
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи, филосов, педагог
Сегодня школа стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем, Поэтому очень важно, особенно в начальной школе, не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребенка способами действий. Особое место здесь отводится формированию метапредметных образовательных результатов. Как сформировать универсальные учебные действия? Народная мудрость гласит: «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать – надо планировать, чтобы научиться систематизировать – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Приведу примеры формирования метапредметных УУД с использованием современных педагогических технологий и приемов, используемых мной в практической деятельности.
Лист защиты
Перед каждым уроком, например, на столе учителя лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель держит ситуацию под контролем. Нельзя записываться более 2 раз по одному предмету в четверть.
Светофор
При опросе ученики поднимают светофор – сигнальную карточку (с одной стороны красного, а с другой зеленого цвета), сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Зеленый сигнал — «Знаю!» Такой прием я стала использовать при выполнении детьми разного вида проверочных работ. Например, ребенок долго болел, пропустил материал, поднимая такой сигнал, он просит о помощи. Задача учителя подтолкнуть, навести на правильный ход выполнения задания.
Лови ошибку!
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки. Или ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
Ромашка вопросов
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.
1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».
2. Объясняющие вопросы начинаются со слов «Почему?».
3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?»
4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….».
5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я правильно понял, то… «. Их задают с целью что-то уточнить.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», «Как бы ты поступил на месте….?».
Кластер
Кластер – графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Этот метод способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала.
Инсерт
«Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V уже знал; + новое; – думал иначе;? не понял, есть вопросы
Вертушка
Работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания.
Добрые слова
При первом проведении игры обсудить с детьми, что такое, по их мнению, добрые, хорошие слова, а что такое плохие, злые, ''колючие'' слова. Предложить привести примеры. Подвести к выводу о том, что добрые слова создают человеку хорошее настроение, помогают быть уверенными в себе, а злые, ''колючие'' слова провоцируют ссоры, обиды. С людьми, которые употребляют слова – ''колючки'', не хочется дружить, неприятно находиться рядом. Далее на каждом занятии вместе с детьми подбирать добрые, хорошие слова по алфавиту, например, на букву ''А'': аккуратный, ароматный, аппетитный, активный; на букву ''Б'': бережливый, благодарный, благородный, бойкий и т.д.
Совместный рисунок
Каждый участник по очереди рисует на доске или листе бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается совместный рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать название рисунку или имя, если это персонаж.
Применяя современные технологии, все учителя стремятся работать с целью повышения качества знаний учащихся. Это предполагает овладение учениками метапредметными планируемыми результатами и возможностью их применения в изучении других предметов или для решения разных жизненных ситуации.