Высшая школа делового администрирования
Конференции

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Изофатова Дарья Александровна,
воспитатель
Живетьева Юлия Олеговна,
воспитатель
МАДОУ № 39,
г. Томск

Процесс реорганизации системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, предполагает поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
В научной и педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая технология».
Б. Т. Лихачев дает следующее определение: «Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».
По мнению И.П. Волкова, педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. В ЮНЕСКО педагогическая технология определяется, как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
В нашем понимании, педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
На сегодняшний день насчитывается больше ста образовательных технологий. Выделим основные критерии педагогической технологии:
1. концептуальность;
2.системность;
3. управляемость;
4. эффективность;
5.воспроизводимость.
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
1.Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
2.Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебногоматериала.
3.Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей,методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современном образовательном процессе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
1.здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
5. личностно-ориентированные технологии;
6. технологию портфолио дошкольника и воспитателя;
7. игровые технологии;
8. «ТРИЗ»-технологию;
9.технологии проблемного обучения;
10. технология развивающего обучения.
Наряду с давно известными технологиями появились следующие:
1. интерактивные технологии (работа в парах, группах постоянного исменного состава, фронтальная работа в кругу);
2. модульное обучение (технология модульного планирования);
3. дистанционное обучение;
4. технология выявления и поддержки одаренных детей;
5. технологии дополнительного образования;
Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Для этого мы разрабатываем отличающуюся от других дошкольных учреждений новейшую модель по воспитанию и интеллектуальному развитию воспитанников. В своей профессиональной деятельности мы используем методический инструментарий, который полностью соответствующий принятой модели. Сейчас современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не дно десятилетие
Основная задача педагога ДОО – выбрать методы и формы организации работы с воспитанниками, инновационные педагогические технологии, которые соответствующие поставленной цели развития личности.
Педагогическая технология – построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Преимущества инновационных педагогических технологий заключаются в следующем:
- они повышают эффективность и качество обучения;
- обеспечивают мотивы к самостоятельной познавательной деятельности;
- способствуют углублению межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли воспитателя, но и в роли инструктора, наставника, консультанта, помощника. Ребенок становится активным участником образовательной деятельности.
Рассмотрим педагогические технологии, применяемые педагогами нашего ДОУ:
- информационно-коммуникационные технологии: основным направлением в нашей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Оно открывают перед педагогом безграничные возможности для эффективной творческой работы и как средство интерактивного обучения, позволяет стимулировать познавательную активность воспитанников и участвовать в освоении новых знаний.
Нами создана электронная библиотека, которая включает в себя презентации в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательной деятельности, различные физкультминутки, детские музыкальные игры, дидактические, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи. Не обойтись без ИКТ при подборе иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группового помещения, оформлении групповой документации, оформления портфолио.
-Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Стремясь поддержать у воспитанников интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию тем самым, побуждаем воспитанников выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Основная задача здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление физического, психического, духовного, социального здоровья детей.
В ДОО регулярно проводится утренняя гимнастика, артикуляционная и дыхательная гимнастика, физкультурные паузы во время организованной образовательной деятельности, прогулка в любую погоду, двигательная активность воспитанников в течении дня, корригирующая гимнастика после сна, упражнения с мячиками су-ждок, ходьба по «дорожкам здоровья», кислородные коктейли, и многое другое.
- «Портфолио» дошкольника и воспитателя. Это способ фиксирования накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольников в определенный период обучения. Воспитанники с помощью портфолио демонстрируют свои достижения в различных областях: учебной, творческой, социальной.
- Суть исследовательской технологии заключается в формировании и совершенствовании исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения у воспитанников.
Педагог должен четко и умело руководить исследовательской деятельностью своих воспитанников. С этой целью в группе создан экологический уголок в него водит: коллекция камней; демонстрационный материал «Времена года»; дидактический материал по экологии. Созданы условия для организации трудовой и исследовательской деятельности воспитанников.
- Технология дистанционного обучения. Суть данной технологии в том, что обучение и усвоение материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет. Педагоги совместно с воспитанниками участвуют в конкурсах, викторинах.
-Личностно-ориентированные технологии предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.
Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции, образовательная деятельности в ДОО становится результативной, эффективной, применение технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников.
Это далеко не все технологии, которые мы применяем в своей работе.
Заключение: технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют дальнейшее успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!
Март 2022