Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Тишакова Виктория Ивановна,
учитель
Макайкина Валентина Анатольевна,
учитель
МОУ "СОШ № 13 Г.ПУГАЧЕВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА,
Пугачев

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть, достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
деятельностная грамотность — это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика». Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Сам термин «грамотность» имеет специфическое содержание в данном исследовании. Здесь под грамотностью понимается скорее способность функционально использовать математические знания и умения, нежели мастерское владение этими знаниями в рамках требований школьной программы. И эту способность можно называть «функциональной математической грамотностью». Итак, «функциональная математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». В принятом определении, «заниматься» математикой не означает выполнять простые физические или социальные математические действия (например, вычислить сдачу при покупке в магазине), под этим подразумевается более широкое использование математики в связи с самыми различными целями, например, высказать обоснованное мнение о бюджете, предлагаемом правительством.
Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью. Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Логические приемы

Примеры заданий

1. уровень – знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень – понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень – использование

Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень – анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень – синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

6. уровень – оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать


В помощь учителю начальных классов предлагаю следующие задания.
Методическая копилка по развитию функциональной математической грамотности у учащихся.
1.         «Корзина понятий» (на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей)
Наполним нашу «Корзину понятий» тем, что узнали на предыдущих уроках. А также тем, что вы знаете по теме «Цена, количество, стоимость» и тем, что относится к понятию «Деньги». Итак, начинаем!
Цена — это стоимость одного предмета.
Деньги любят счёт.
Стоимость — это количество денег, которые заплатили за товар.
Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.
Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро.
Количество — это множество товара.
В России две группы денег: монеты и купюры.
Деньги можно хранить в банке, копилке.
Деньги можно у кого-нибудь попросить в долг.
Дружба дружбой, а денежки врозь.
В магазине дают сдачу.
Деньги воровать нельзя.
Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон.
Когда денег не было, люди обменивались товаром.
2.Решение логических задач табличным способом
Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет.
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.
• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы.
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад.
Из чего состоял завтрак каждого из друзей?
Решение: Так как
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром;
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье;
• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов;
• Егор завтракал тем же, что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы;
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то:

Второй раз проанализируем условия.
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.
• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочёл картофельные чипсы, и Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.

Третий раз проанализируем условия.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром

3.Проект: «Семейная математика»
Цель: помочь учащимся овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и научить их проводить расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории
Подготовительный этап:
§  составление списков учащихся;
§  организация выхода в магазины города для изучения цен на стройматериалы;
§  решение финансового вопроса (прокат фотоаппарата, покупка фотоплёнки, альбома).
Проведение проекта:
§  инструктаж детей по правилам техники безопасности в автобусе, во время выхода из автобуса, во время выхода в магазины города для изучения цен на стройматериалы;
§  изучение рекламных статей в газетах города;
§  выбор оптимального варианта (цена - качество);
§  расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории
Результат:
§  оформление альбома с фотографиями; создание сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории.
Модель функционально грамотной личности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву нужен уход, полив, тепло, свет, также как маленькой личности, приходящей к нам на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, деревце
обязательно даст плоды. А это уже замечательные, достойные восхищения яблочки (ключевые компетенции). И на выходе мы получим образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей. Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться значит заниматься самообразованием. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности. Окончательным критерием завершения переходного периода и наступления новой стадии социального развития должен служить не уровень развития технологий и не все информации по отношению к прочим экономическим ресурсам, а обретение основный массой членов общества функциональной грамотности.
Список использованной литературы:
1. Основные результаты международного исследования PISA – 2015 г. оценки учебных достижений учащихся 4-х и 8-х классов общеобразовательных школ РФ. Оценки качества образования ИСРО РАО.
2. ФГОС ООО (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010№1897, ред. От 31.12.2015)
3.Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р).
4. Приёмы педагогической техники А. Гин, Луганск, Учебная книга, 2003 год.
5. Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник. 2009. № 1 (1).

Март 2022