Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Мирошкина Екатерина Евгеньевна,
старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 26 Петродворцового района,
Санкт-Петербург

Задача педагога – разнообразить образовательную среду в группе, чтобы она стимулировала разностороннее развитие детей (п.3.3. ФГОС ДО). Решить эту задачу воспитателям поможет разнообразный дидактический материал, который дети смогут использовать в своих играх, а воспитатель – в ходе образовательной деятельности. Сформировать игры одной тематики поможет такая педагогическая технология как дидактический сундучок. Данная разработка содержит общие методические рекомендации для педагогов по изготовлению и применению «дидактического сундучка» и практический материал на примере игр, сделанных руками педагога: «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!».
Рождаясь, каждый человек получает от своих родителей особо ценный подарок – свою жизнь. И ИМЯ. Имя – это слово, состоящее из определенных звуков, на эмоциональном уровне создающее особую «мелодию» своей энергией, интонацией. Проговаривая имя, мы вкладываем в него свои мысли, своё намерение. Следовательно, имя обладает своеобразной магической властью, таинственным образом влияющей на жизненный путь каждого человека, т.е. имя – это частичка истории жизни, интересная и неповторимая судьба каждого человека. Имя оставляет след в памяти людей.
Восприятие своего имени, осознание себя как отдельной личности в социальном мире, начинается уже в дошкольном возрасте. Когда маленький ребенок приходит в детский сад, первый вопрос, который он слышит и на который дает вполне осознанный ответ, это «Как тебя зовут?». И то, как ребенок себя называет, говорит о его эмоциональном благополучии и моральном здоровье, о том, отождествляет ли он себя как персону в социальном окружении. Обращаясь к ребенку по имени (то же мы можем наблюдать в общении между детьми), мы вкладываем в имя особую энергию мыслей, интонацию, «тайный» смысл. А ведь с именем можно играть (!): это может быть уменьшительно-ласкательная форма имени, когда мы хотим сказать: «Я люблю тебя, я с тобой рядом». Это может быть и полное звучание имени, когда хотим проявить определенную строгость. Это может быть и сочетание имени-отчества, красивая рифмованная фраза имясодержащая. Не забываем и о многообразии народного фольклора (загадки, потешки, пословицы и поговорки с содержанием имен). А ребенок слышит, предугадывает настроение и содержание обращенной к нему последующей речи. Идея игр адресована воспитателям ДОО, неравнодушным родителям. Игры с именем откроют детям тайну собственного имени и его значение, многообразие имен в мире, приобщат к устному народному творчеству, помогут расширить кругозор.
Методические рекомендации для педагогов
ü  Как сделать «дидактический сундучок»?
Самый простой способ – подобрать коробку и обклеить ее в стиле «сундука» (сундук – предмет старинной мебели). Коробка должна быть вместительной и достаточно прочной. Выбирайте такую, чтобы в нее поместилось много игр, и при этом дети могли самостоятельно доставать «сундучок», ставить на стол, убирать на место. Оформите «сундучок» так, чтобы он привлекал детское внимание и отображал свое содержание.
ü  Что положить и когда использовать «дидактический сундучок»?
«Дидактический сундучок» может быть разной направленности. Это зависит от того, какие задачи педагог ставит перед собой. Сундучок можно сделать патриотическим и наполнить его материалом патриотической направленности. Это может быть и «Сундучок здоровья», если в нем материал по физическому и оздоровительному направлению воспитания. Игры подойдут для совместной, самостоятельной, организованной образовательной деятельности, индивидуальной работы.
ü  Как познакомить детей с «дидактическим сундучком»?
Воспитатель вносит сундучок в группу и предлагает детям внимательно осмотреть его, спрашивает, как он выглядит, что может находиться в нем. В ходе беседы необходимо стимулировать воспитанников рассуждать, высказывать свои предположения. Когда дети выскажутся, педагог открывает «сундучок» и знакомит с его содержимым.
ü  Куда поставить «дидактический сундучок»?
Такой «сундучок» целесообразно размещать в свободном доступе, в уголке настольных игр или в уголке уединения так, чтобы у детей была возможность в любое время брать игры по желанию. Если в группе нет такой возможности, можно поставить его так, чтобы он привлекал внимание и желание детей достать его и поиграть. «Спрятанный сундучок» поможет выполнить требование ФГОС, согласно которому РППС в группе должна быть трансформируемой и вариативной (п.3.3.4 ФГОС ДО). Общий «дидактический сундучок» можно хранить и в методическом кабинете. Тогда можно составить график, по которому он будет «путешествовать» по группам.
ü  Работа с родителями.
С «дидактическим сундучком» можно познакомить родителей на собрании. Можно предложить брать игры из «сундучка» домой на выходные дни. Неравнодушным родителям можно оказать поддержку и помочь им сделать игры дома или придумать новые.
Содержание «дидактического сундучка» на примере игр
«Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!»

Имена, имена, имена –
В нашей речи звучат не случайно:
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.
А.Бобров, «Имена»
Ø Дидактическая игра «Картинки – половинки»
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Ребёнку предлагается собрать картинки, состоящие из 2-х, 3-х и 4-х частей (по слогам), так, чтобы получилось целое изображение.

Ø Дидактическая игра «Составь имя»
Цель: развитие слухового и зрительного внимания, фонематического слуха.
Ребёнку предлагается составить имя из крышек, на которых наклеены буквы.
Ø Дидактическая игра «Угадай героя из мультфильма»
Цель: формирование представлений детей об именах героев, встречающихся в известных мультфильмах, развитие коммуникативных навыков детей.
Ребёнок рассматривает картинки, угадывает и называет по имени героя мультфильма.
Ø Альбом редких имён «Алфавит в именах» (пособие)
Цель: формирование представлений детей об именах, которые встречаются редко.
Ребёнку предлагаются для ознакомления короткие стихи про имена.
Ø Дидактическая игра «Зашифрованное имя»
Цель: развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звуковой культуры речи, внимания, памяти.
Ребёнку нужно назвать каждую картинку, определить первый звук в этих словах и назвать имя, которое зашифровано на карточке.

Ø Дидактическая игра «Тактильные лабиринты»
Цель: развитие графомоторных функций, координации движений рук, внимания, фонематического слуха.
Ребёнку предлагается провести пальчиком по веревочке и, называя буквы, прочитать имя. Игра содержит два варианта прохождения лабиринта и подразумевает работу правой, левой или двумя руками.

Ø Дидактическая игра «Имена в разных странах»
Цель: формирование представлений детей о многообразии имён в разных странах мира.
Ребёнку предлагается к рассмотрению картинки, на которых изображены флаг страны, люди в национальных костюмах, дан примерный список имен, распространенных в этой стране.
Ø Дидактическая игра «Имена в картинках»
Цель: развитие ассоциативного мышления, воображения, связной речи.
Ребёнку предлагается рассмотреть картинку, отображающую представление имени.

Ø Дидактическая игра «Город друзей»
Цель: закрепление представлений об именах, формирование понятия «дружба», развитие фонематического слуха.
Ребёнку предлагается вспомнить и написать имена, которые начинаются на букву, «живущей в данном домике».

Игры рассчитаны на старший дошкольный возраст.
Используемые интернет-ресурсы:
1.    http://happy-year.narod.ru/interesno/imena/man.html#k1
2.    http://happy-year.narod.ru/interesno/imena/woman.html#wb1
3.    http://kakzovut.ru/russkie-imena.html
4.    http://kakzovut.ru/
5.    http://names.neolove.ru/
6.    http://literary_terms.academic.ru/213/%D0%98%D0%BC%D1%8F
7.    http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-pro-cheloveka/zagadki-pro-imena.html
Рекомендованная литература:
1.    Д.Зима. Тайна имени. Рипол Классик. М.: 2002.
2.    Вам поможет ангел-хранитель. – С-Пб.: Лен-издат; «Ленинград», 2006.
3.    Полная энциклопедия имён / Авт.сост. Л.Орлова; ред. О.Н.Адаскина. – Минск: Харвест, 2010. 639 с. – (Карманная библиотека).
Март 2022