Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ

Кулясова Анна Викторовна,
воспитатель
МБ ДОУ Ильинский детский сад,
с. Ильинское

Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника. Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами.
Таким образом, условием развития познавательной активности детей дошкольного возраста, вознесения их на высший уровень является практика, исследовательская деятельность. Первостепенное значение приобретает факт успешного завершения поисковых действий. Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей.
Развитие познавательной активности ребенка выступает одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Он ставит детей перед необходимостью активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Взрослые должны обеспечивать условия для развития познавательного интереса ребенка. Познавательная активность дошкольника как интегративное качество личности характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремлением к самостоятельному поиску решения познавательных задач, проявляется в инициативности, любознательности к окружающему миру, способствует накоплению индивидуального опыта познавательной деятельности.
Дошкольник рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Познавательный интерес проявляется в стремлении познакомиться с новыми профессиями, процессом труда, научится чему-либо новому, узнать о свойствах и качествах материалов.
Выделим некоторые формы образовательной работы с дошкольниками по развитию познавательного интереса в процессе ознакомления с трудом взрослых.
Широко представлены наблюдение за трудом взрослых, практическое экспериментирование с предметами (материалами), необходимыми для осуществления трудовой деятельности; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом), игрушек, одетых соответственно представителей определенной профессии. В данном случае воспитатель учит детей узнавать и называть профессию.
В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) гармонично соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться). Это делает дидактическую игру особой формой обучения (легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний). Например, словесные дидактические игры («Отгадай, что мы задумали?», «Узнай по описанию»), (для детей 3-5 лет), «Кем быть?» (для детей 5-7 лет) и др.
Для этого при проведении дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия; 4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5. Конкретно и четко объяснять правила.
Речевая логическая задача - это рассказ-загадка, в данном случае о профессии. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), что стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума.
Экскурсии. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать за трудом взрослых, в общении с ним найти ответ на интересующие вопросы.
Особый эмоциональный отклик у детей вызывают встречи с интересными людьми. В ходе подобных встреч взрослому желательно раскрыть все разновидности своей трудовой деятельности: профессиональный труд, домашний труд, труд в рамках досуговой деятельности (хобби, увлечения). Это обогатит и расширит представления о профессиональной деятельности взрослых и будет содействовать развитию любознательности дошкольника. При этом следует отметить позитивную значимость общения с взрослыми современных профессий.
Целесообразными в развитии любознательности дошкольников являются эвристические познавательные беседы. Они строятся на постановке проблемных вопросов. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Это вопросы, которые развивают умения высказать гипотезу (Почему?), умение усвоить способ познания и применить его на новом материале («Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы узнать,…?, «Как ты догадался, что….?).
В последние годы в теории и практике трудового воспитания широкое применение находит метод проектов. Деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Этому может содействовать вовлечение ребенка в выполнение творческих заданий (например, посмотреть ответ в книге, на видео, предложить подумать, где «лежит» ответ на вопрос и др.). Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям, рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Март 2022