методист, кандидат педагогических наук
колледж ЛГАКИ имени М. Матусовского,
ЛНР, г. Луганск
В учебно-воспитательном процессе специализированных общеобразовательных учебных заведений художественного профиля создаются возможности для диалогического взаимодействия его участников – для этого предусмотрена культурно-художественная деятельность подростков (выставки, конкурсы, фестивали), что способствует индивидуальному проявлению в выборе видов изобразительной деятельности, личностному художественному росту, формированию самостоятельности, определении индивидуального стиля, художественного общения с другими обучающимися; выработки положительной самооценки, умении подростков ориентироваться в культурном пространстве, что позволяет обеспечить формирование отображения мира в своем творчестве.
Учитывая это, коллективные формы изобразительной деятельности наиболее соответствуют возрастным особенностям и запросам подростков. Они привлекают их возможностью выявить самостоятельность в творческом самовыражении, общении со сверстниками, совместного труда и заинтересованности не только процессом коллективного творчества, но и его непосредственными результатами [6]. Поэтому ощущение своей значимости, важности результатов своего творческого труда при соответствующей организации могут влиять на желание подростков быть отмеченными на разных уровнях – собственного класса, семьи, школы, района, региона. Поэтому, важно привлекать подростков к таким формам взаимодействия со сверстниками, которые были бы интеллектуально насыщенными по содержанию и эмоционально-привлекательными по форме. Такие виды деятельности предоставляют возможности саморазвития, стимулируют мотивацию участия школьников в социальном творчестве, что позволяет включать подростков с разным уровнем активности в полезную для общества деятельность (Т. Турбина) [2, с. 12].
Ценным для нашего исследования было ознакомление с опытом работы специализированных школ искусств Британии (С. Федоренко). В процессе формирования способности в избранной сфере искусства, ценностного отношения к искусству и развитию художественно-эстетических умений, эстетических вкусов используется такой фактор как побуждение обучающихся участвовать в классной и внеклассной работе, которая характеризуется разными видами художественной деятельности [3, с. 10-15].
Изобразительная деятельность подростков выступает как своеобразная форма коммуникации и межкультурного диалога. Следовательно, наиболее действенной формой, стимулирующей и активизирующей восприятие мира в художественных образах, характер коммуникации с миром (отображение его) в процессе изобразительной деятельности, является участие в культурно-художественных проектах. Это оказывает мощное влияние на формирование понимания мироздания (природы, людей, себя), взаимодействия с окружающим миром – овладевать содержанием событий и явлений окружающего в изобразительной деятельности, и уметь презентовать себя и результаты собственного творчества в процессе изобразительной деятельности.
Целью организации разных форм художественной деятельности подростков (выставки, конкурсы, фестивали) было обеспечение коммуникации участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, педагогов), мобилизующего и сплачивающего ученический коллектив. При этом виды художественной деятельности могут выбираться произвольно, в соответствии с возможностями подростков (участники выставки; учащиеся, участвующие в подготовке экспозиции; зрители), как это показано в табл. 1
Таблица 1.
Диалогическое взаимодействие участников культурно-художественной деятельности (выставки, конкурсы, фестивали)
Участники выставки
Подготовка экспозиции
Зрители
Возможность проявить самостоятельность, активность, осознанный подход к художественной задаче, индивидуальный характер графической выразительности, композиционное мышление; возможность быть отмеченным, презентовать собственные достижения
Совместная подготовка выставки к показу: планирование и создание экспозиции; расположение экспонатов для визуального осмотра; проведение экскурсий по экспозиции для посетителей
Восприятие прекрасного в искусстве и жизни; активизация потребности в общении с искусством; обзор экспозиции и обсуждение достижений сверстников в разных видах изобразительной деятельности
По нашему убеждению, такой комплексный подход к популяризации детского и юношеского творчества способствует развитию заинтересованности изобразительной деятельностью, стимулирует талантливых учеников к презентации своих достижений. Большое значение имеет выставка ученических работ и для родителей, убеждающихся, что занятие творчеством – это одно из средств всестороннего развития ребенка.
Раскрывая содержание культурно-художественной деятельности подростков, целесообразно определить, что: выставка является публичным показом специально отобранных предметов (изобразительной, печатной и другой продукции) и местом этого показа; совокупностью предметов, выставленных для обзора, с определенной целью и по определенной программе [1, с. 127]. Различают выставки: международные, национальные, региональные; стационарные и передвижные; периодические (ежегодные; происходящие 1 раз в 2 года – биеннале; 1 раз в 3 года – триеннале и др.). По количеству экспонатов выставки могут делиться на: персональные, групповые, коллективные. В зависимости от изобразительных средств, приемов и материалов на выставки живописи, скульптуры, гравюры, акварели, пейзажа, портрета и т.д. Широкое распространение получили тематические выставки [1, с. 205].
Конкурсы могут пройти как обзор позволяющий выявить наиболее достойных из его участников; соревнование нескольких лиц в области искусства, науки, спорта и т.д., с целью выделить наиболее выдающегося конкурсанта-претендента на победу [4, с. 193], выявить наиболее достойных участников или лучшее из того, что направлено на обзор [5, с. 157].
Фестиваль – это массовый праздник, включающий показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады, на котором показывают, осматривают лучшие достижения определенного вида деятельности или искусства. Конкурсные мероприятия нередко сопровождаются научными и научно-практическими конференциями, круглыми столами; их содержание отображается в специальных буклетах, путеводителях, каталогах, широко освещается в средствах массовой информации (радио, телевидение, Интернет).
Уровнями организации и проведения конкурсных мероприятий являются: границы одного детского объединения (класс, школа), городской, областной, региональный, международный. Рассмотрим каждый из них.
В условиях учебного заведения ежегодно организуются выставки программных и тематических работ. С программных рисунков лучше устраивать выставку в конце полугодия или года, нужно, чтобы на выставке были разнообразны по тематике работы. По частоте проведения выставки могут быть: периодические (через два, три года), ежегодные, сезонные, ежемесячные.
Целью конкурсов городского уровня является:
повышение авторитета и роли предмета "Изобразительное искусство" в школе; выявление и поддержка одаренных и мотивированных занятия искусством подростков и творчески работающих педагогов; активизация творческой энергии школьных коллективов и повышение мотивации к социокультурной деятельности;
создание фонда детских художественных достижений и базы данных одаренных детей; поддержка творческих инициатив и обмен опытом в области художественного образования; развитие системы работы с творческими, нацеленными на художественную деятельность детьми;
вовлечение деятелей искусства в дело эстетического воспитания подрастающего поколения. На городском уровне организационное и информационное обеспечение проведения конкурсных мероприятий осуществляют городские управления образования.
Конкурсы городского уровня открывают талантливых детей среди учащихся общеобразовательных школ, воспитанников студий и кружков. Именно участие подростков в этих конкурсах позволяет выявить ростки одаренности, скорректировать художественное развитие учащихся, непосредственность и смелую фантазию, направленную на отражение мира. Многим подросткам участие в городских конкурсах помогает поверить в свои силы и продолжать заниматься искусством на серьезном, профессиональном уровне, поступать на обучение в художественные школы и колледжи.
Конкурсные мероприятия областного уровня проводятся среди общеобразовательных и специализированных школ, детских творческих студий, коллективов и отдельных авторов, компаний и объединений, центров детского творчества. Участие в этих мероприятиях стимулирует познавательный интерес к культурному наследию своего края; формирует у детей и подростков осознанную общественную позицию, укрепляет духовные основы, прививает любовь к родному краю; способствует развитию творческих способностей и художественно-эстетических навыков.
Целью этих мероприятий является выявление, поддержка и популяризация достижений лучших детских художественных коллективов и одаренных учащихся; повышение профессионального уровня изобразительности, ориентированное на детскую аудиторию; привлечение учащейся молодежи к открытию и пониманию прекрасного в окружающей среде и в своей жизни; художественно-эстетическое воспитание учащейся молодежи, пробуждение уважения к национальному культурному наследию; творческое развитие личности, ее эстетических ощущений в процессе эмоционального познания мира.
Проведение областных творческих мероприятий направлено на демонстрацию юных дарований своего понимания мира, ощущений, фантазий и мечтаний.
Международные фестивали ярко демонстрируют всемирный характер искусства, преодолевающего политические, географические, культурные и языковые границы, поскольку является универсальным языком человечества. Такие мероприятия объединяют юных художников из многих стран мира, дарят интересные встречи и радость привлечения к искусству. Ведь именно молодое поколение будет продолжать многовековые традиции мировой культуры, берущие начало из единых источников духовности, из общности цивилизаций. Развитие духовных и культурных связей способствует углублению доверия и взаимопониманию между людьми разных национальностей и вероисповеданий, помогает им лучше понять друг друга. Такие форумы открывают новые яркие имена и становятся хорошим стимулом для дальнейшего творческого роста молодых талантов.
Поэтому, обеспечение диалогического взаимодействия между участниками педагогического процесса в культурно-художественной деятельности подростков способствует личностному художественному росту, формируются самостоятельность, индивидуальный стиль работ, растет желание самопрезентации и коммуникации с другими на художественные темы, а главное – потребность в самоутверждении приводит к генерализации успехов подростков в изобразительной деятельности и распространяется на сферу межличностных отношений:
- стремление занять достойное место в коллективе сверстников и в семье (для одаренных подростков статусные притязания связаны с мотивацией достижения первенства в различных конкурсных мероприятиях);
- стремление иметь надежного друга, заключается в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-нравственных норм (эмоционально-целостное отношение к себе и окружающим);
- осознание собственных способностей (художественно образное восприятие мира и искусства); кругозор в области изобразительной деятельности;
- возможность передавать средствами изобразительного искусства всю полноту личностного отношения к миру.
Список литературы:
1. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: учеб. пособие для студентов гуманит.-худож. фак. / Б. А. Столяров; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Рос. акад. образования, сев.-зап. отд-ние, М-во культуры РФ. – СПб.: Спец. лит., 1999. – 222 с.
2. Турбина Т. А. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.05 “Теория, методика и организация социально-культурной деятельности” / Т. А. Турбина. – СПб., 2007. – 19 с.
3. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн // Вопр. психологии. – 1985. – № 6. – С. 26–37.
4. Энциклопедический словарь юного художника: [для среднего и старшего школьного возраста / сост. Платонова Н. И., Синюков В. Д.]. – М.: Педагогика, 1983. – 415 с.: ил.
5. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке // Юнг К. Г.: Собр.соч. – М., 1992. – Т.15. – С. 13–212.
6. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская; отв. ред. М. А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2000. – 175 с.: портр.