Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Нечаева Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 90 п. Кулой» Архангельская область
Вельский район посёлок Кулой

В современном мире образовательный процесс развивается достаточно быстро. В теории образования созданы различные инновационные модели, улучшающие качество образовательных ресурсов.
Важными факторами повышения качества образования считаю:
1) уровень профессиональной компетентности учителя;
2) уровень учебной подготовки обучающихся
3) учебно – методический комплекс и материально – техническое оснащение образовательного учреждения.
Ведущей педагогической идеей учителя является применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, повышения эффективности обучения и качества образования. Их применение позволяет организовать деятельность педагога достаточно разнообразно, предлагая широкие возможности обучения с учётом индивидуальных особенностей детей.
Каждый урок русского языка и литературы планирую с учётом ключевых структурных элементов современного урока в соответствии с требованиями ФГОС, это:
•           Мобилизация
•           Целеполагание
•           Проблемная ситуация
•           Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
•           Взаимопроверка, взаимоконтроль;
•           Рефлексия
Фактор 1. Применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования.
Педагогическая технология понимается как упорядоченная совокупность действий, обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно – воспитательного процесса (Сластенин В.А.).
На уроках русского языка в своей деятельности я использую такие современные образовательные технологий, как:
1. Информационно-коммуникационные технологии.
2. Технология проблемно-поискового обучения.
3. Тестовые технологии.
4. Технологии дифференцированного обучения.
6. Технология интеграции в образовании.
6. Проектная технология.
7. Технология использования игровых методов.
При использовании информационно-коммуникационных технологий учитель организует самостоятельную деятельность обучающихся для успешного решения образовательных задач. Использование данной технологии позволяет ученикам представить себя участниками событий, обучение происходит в атмосфере сотрудничества.
Технологию проблемного обучения я использую на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний, при постановке учебной задачи, а также на этапе рефлексии деятельности. Это эффективная технология для осуществления деятельностного подхода. Применяется индивидуальная, парная, групповая форма работы.
Тестовые задания уместны при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках русского языка и литературы, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.
На уроках контроля и в домашних заданиях применяю разноуровневые тестовые задания, технология уровневой дифференциации.
Технология интеграции в образовании развивает целенаправленность, активность мышления и потенциал самих учащихся, логику, коммуникативные способности. На уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории, использую музыкальные произведения, фрагменты экранизации, репродукции картин.
Проектно – исследовательской деятельностью занимаемся при изучении темы «Фонетика», «Лексика», «Местоимения», «Сложные предложения». Мои ученики готовят индивидуальные и групповые проекты, принимают активное участие в школьном конкурсе защиты исследовательских проектов.
Приведу пример из практики реализации одного из проектов.
Тема: «Любовь к животным». Постановка проблемы звучит следующим образом: «Может ли стать животное другом для человека?» «Понимают ли животные наш язык?»
Следующий этап - это репортаж – итоги наблюдения над животными.
Затем следует индивидуальная работа учащихся с использованием исследовательских методов.
Далее проводим защиту проектов – творческий отчёт, он может быть в форме устного сообщения, мини - сочинения, плаката, рисунка, фотографии, реферата, презентации. Творческим продуктом нашего проекта стал тематический стенд «Мой четвероногий друг».
С большим интересом обучающиеся создавали проект на тему: «История моей семьи», «На земле М.В.Ломоносова» и другие.
На уроках литературы использую такие современные образовательные технологий, как:
•           технология критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
•           технология формирования правильного типа читательской деятельности;
•           информационно – компьютерные технологии;
•           веб – квесты;
•           стратегию инсерта; диалог с автором;​
•           использование кластера; создание синквейна;​
•           здоровьесберегающие технологии.​
При использовании технологии критического мышления используется приём ИНСЕРТ (интерактивная познавательная система для эффективного чтения и размышления). Этот приём обеспечивает внимательное, вдумчивое чтение и наглядность системы полученных знаний.
Ресурсы Интернета обогащают знания и развивают творческие способности обучающихся. Созданы интересные копилки презентаций, электронные альбомы. Творческая деятельность предполагает работу по созданию сборников стихотворений, разработке игр, она используется как в индивидуальной, так и групповой форме работы. Интересно проходят уроки – экскурсии, уроки – путешествия.
На этапе рефлексии активно использую создание синквейна, эссе, графическую систематизацию материала (таблицы, кластеры, игры, верные и неверные утверждения, запутанные цепочки)
Считаю важной технологию здоровьесбережения, поэтому постоянно слежу за осанкой детей, провожу физкультминутки, гимнастику для глаз. Разработала систему речеведческой и ритмической гимнастики на основе малых жанров устного народного творчества. Дети с удовольствием прихлопывают или притопывают ритм заданных мной пословиц, загадок, скороговорок и других примеров малых жанров УНТ.
Фактор 2. В логике системно – деятельностного подхода к обучению в центре внимания урока всегда дети. Качество образования непосредственно зависит от уровня их учебной подготовки, способностей, интересов, поддержки престижа образования в семье.
Школа играет важную роль в становлении личности человека. Изменения в социуме диктуют новые требования к выпускнику школы, систематически происходит совершенствование процесса обучения. Каждый учитель уникален и индивидуален, он вправе выбрать свой подход к образованию и воспитанию детей, чтобы добиться наилучших результатов. Помимо внедрения в образовательный процесс новых современных педагогических технологий, наша школа №90 п.Кулой Вельского района Архангельской области известна успешной реализацией кадетского образования. Итогом педагогической образовательной деятельности является государственная аттестация, которая показывает высокий уровень подготовки выпускников школы. И нам есть чем гордиться:
1) За последние три года повышается качество знаний по русскому языку и литературе, выпускники успешно проходят итоговую аттестацию и поступают в престижные учебные заведения.
2) Обучающиеся нашей школы активно принимают участие и занимают призовые места в различных конкурсах и мероприятиях школьного, районного, областного и всероссийского уровня (олимпиады, викторины, игры, тесты, «литературные марафоны», всероссийский конкурс «Живая классика», всероссийский конкурс сочинений и т.д.)
3) При анкетировании и диагностике уроки русского языка и литературы названы любимыми, познавательными и интересными.
4) Учебный процесс стал качественнее, а обучающиеся активными и главными его участниками.
Фактор 3. Учебно – методический комплекс и материально – техническое оснащение образовательного учреждения
Учебно – методический комплекс является основой применения современных образовательных технологий в обучении и воспитании. На сегодняшний день актуален вопрос выбора учебников. Особенным моментом является наличие «методического шлейфа», учитель обязан проследить, чтобы к учебнику прилагался электронный обучающий диск, методические пособия, и прослеживалась связь с Интернетом. В своей работе я использую учебники по русскому языку для 5,6,7, 8,9 классов. Издательство «Русское слово» под редакцией Е.А. Быстровой;
Учебники по литературе в 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной.
Данные учебники полностью отвечают требованиям ФГОС и обладают множеством достоинств, позволяющих применять современные педагогические технологии.
Профессиональная компетентность учителя, творческий потенциал детей и поддержка школы - залог повышения качества образования.
Март 2022