Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ИЗДАНИЯ «1С: ШКОЛА. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 6–7 ЛЕТ»

Федотова Маргарита Сергеевна,
воспитатель
МБДОУ Детский сад № 110,
г. Архангельск

В исследованиях отечественных учёных А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, П. Я. Гальперина дошкольное детство определяется как период, оптимальный для познавательного развития. Ребенок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, овладеть способами анализа и решения разнообразных проблемных задач. Поэтому вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Государственный образовательный стандарт, изменения, происходящие в дошкольном образовании, побудили к поиску новых эффективных методов и современных педагогических технологий развития дошкольника.
Электронное издание «1С: Школа. Дошкольное образование, 6–7 лет» – учебно-развивающее пособие для дошкольников 6–7 лет (подготовительной группы детского сада) выпущено на платформе «1С: Образование 4. Дом». Электронное издание структурировано по тематическому принципу в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и охватывает все направления развития и образования дошкольников (образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.

Основу электронного издания составили познавательные анимации и красочные интерактивные задания, загадки, шарады и головоломки, игровые тренажёры и обучающие вопросы, разработанные с учётом психолого-педагогических особенностей детей предшкольного возраста.
В разделе «Познавательное развитие» выделены подразделы:
- «классификации и закономерности»,
- «логические задачи»,
- «эксперименты и наблюдения»,
- «величина и форма»,
- «количество и счёт»,
- «ориентировка в пространстве и времени»,
- «времена года»,
- «живая и неживая природа»,
- «растения и животные».
Классификации и закономерности. В данную подборку включены игры на отработку признаков сходства и различия предметов; группировку предметов по разным признакам; называние предметов обобщающими словами (включение подкласса в класс); классификацию по разным основаниям, включающим по одному, два или три признака с последующим обоснованием. Действие классификации имеет большое значение в педагогической работе с дошкольниками. Классифицируя, ребёнок учится выделять общие и существенные признаки, связи и отношения между единичными предметами с последующим отнесением этих единичных предметов к соответствующему общему понятию. В процессе классификации у ребёнка закрепляются представления об отдельных и общих группах объектов и явлений окружающей действительности, систематизируются накопленные знания, повышается уровень познавательной активности.
Логические задачи. В работе с дошкольниками логические задачи используются с целью развития умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку. Задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы изображениями предметов. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, передвигать предметы и т.д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.
Эксперименты и наблюдения. Наблюдение и эксперимент являются самыми распространёнными методами проведения исследований. Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения является установление структуры, свойств, качеств, предметов, динамики развития и изменения объектов (животных, растений). Простота применения метода наблюдения делает его доступным детям дошкольного возраста. В результате многократных наблюдений у детей формируется наблюдательность как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность – это способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений. Целесообразно сочетать наблюдения животных на видео и реальные наблюдения в природе насекомых и зверей, если есть такая возможность в учреждении. Экспериментирование одним из интереснейших способов ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы включает в себя осознание противоречий, выдвижение гипотез, их проверку, построение выводов. В эксперименте формируется умение добывать знания, оперировать ими. Ребёнка привлекает сам процесс экспериментирования, возможность проявления самостоятельности и свободы.
В электронном издании «1С: Школа. Дошкольное образование, 6–7 лет» содержится более 470 интерактивных заданий и тренажёров разного типа.
Задания с выбором одного правильного ответа. Чтобы указать правильный ответ, нужно щелкнуть по нужному варианту ответа. При этом в круглом окошке слева от текста появится точка – значит, именно этот вариант выбран. Если до этого был отмечен другой вариант, то с него выделение снимается, так как в таком типе заданий можно выбрать только один вариант ответа.
Задания с выбором нескольких правильных ответов. Здесь после щелчка по варианту ответа в квадратном окошке слева от текста появляется «галочка», причём если до этого был отмечен другой вариант, то с него выбор не снимается – в этом задании можно выбрать несколько ответов. После повторного щелчка по выбранному варианту ответа с него снимается выделение – «галочка» в окошке исчезает.

Задания с выбором правильного ответа из выпадающего списка. В таких задачах имеется «выпадающий» список – прямоугольное окно со стрелочкой в правой его части. После щелчка по стрелочке список раскрывается и можно выбрать нужный вариант, щелкнув уже по нему.
Задания на установление соответствий. Для того чтобы установить требуемое соответствие, нужно подвести курсор к активному кружочку. Щелкнуть. Удерживая кнопку нажатой, «вытащить» стрелку и подвести её к нужному кружочку из противоположной колонки.
Задания с перетаскиванием вариантов ответов. Для того чтобы дать правильный ответ, нужно «перетащить» варианты ответов в соответствующие группы, а затем нажать кнопку «Подтвердить ответ».
Задания с перестановкой объектов. Для того чтобы дать правильный ответ, нужно переставить варианты ответов в нужном порядке, указанном в задании, а затем нажать кнопку «Подтвердить ответ».

Иллюстрации, анимации и анимированные схемы. «Иллюстрации» представляют собой рисунки и фотографии. Некоторые иллюстрации интерактивны – снабжены всплывающими подсказками или элементами, при активизации которых происходит минимальное действие. «Анимации» – это анимированные (подвижные) рисунки, наглядно демонстрирующие движения и создающие более динамичное ощущение от восприятия картинки, приближая ее к реальности. «Анимированные схемы» – схемы (таблицы) с всплывающими озвученными элементами, при нажатии на элементы такой таблицы сведения дополняются яркими фотографиями или картинками. Такие схемы позволяют быстрее обобщить и запомнить предложенный материал, а также учат анализировать и систематизировать полученную информацию.
Видеофрагменты. В электронном издании «1С:Школа. Дошкольное образование, 6–7 лет» часто применяются видеофрагменты, использование которых делает восприятие тех или иных тем целостнее и ярче, помогает развивать любознательность и внимание, формирует личностное отношение к увиденному. Предложенные видеосюжеты учитывают психологические особенности дошкольного возраста и развивают познавательные интересы будущих первоклассников.
 
Дошкольный возраст — возраст становления и развития общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.
Март 2022