Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Лавлинская Наталья Васильевна,
старший воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 57",
г. Воронеж

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.
Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми.
Новая образовательная ситуация требует использования методов, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом, как познания мира, так и воздействия на него. Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: формируют положительную учебную мотивацию, активно вовлекают детей в образовательный процесс,
стимулируют самостоятельную деятельность, развивают познавательные процессы - речь, память, мышление, развивают творческие способности и нестандартность мышления, развивают коммуникативно-эмоциональную сферу личности ребенка, раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого ребенка, развивают навыки самостоятельного умственного труда.
К активным методам обучения относятся:
- проблемные ситуации,
-обучение через деятельность,
-групповая и парная работа,
-деловые игры,
-драматизация, театрализация,
-творческая игра «Диалог»,
-«Мозговой штурм»,
-методы удивления, любования, уверенности, успеха,
-метод эвристических вопросов,
-игровое проектирование и другие.
В своей работе с дошкольниками мы активно используем все методы активного обучения, но подробнее хочется остановиться на проектной технологии.
Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи
Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926г. писал: «Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» (определение В. Килпатрика).
Е. Г. Кагаров выделил четыре отличительные черты проектного метода:
- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
- проекты как бы копируют различные стороны бытия;
- дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно её выполняют;
- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды. Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспитатели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников.
Активное включение воспитанников в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Целью проектного метода в дошкольных образовательных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития.
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. Развитие познавательных способностей;
3. Развитие творческого воображения;
4. Развитие творческого мышления;
5. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности.
Младший дошкольный возраст:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведушая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Старший дошкольный возраст:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Примерный план работы по подготовке проекта.
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие, праздник.
Разрабатывая проекты, мы вовлекаем в эту интересную деятельность детей, педагогов и родителей воспитанников.
Способ разработки проектов, связан с использованием, так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что педагог задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?
Сначала все вместе проводим обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении, записываем ответы. На второй вопрос: Что мы хотим узнать? Ответы снова записываются. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как же найти ответы на вопрос?
Есть разные способы сбора информации, которые знают дети и те, которые им посоветуют взрослые: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.
Ответы детей на вопрос Что мы узнали? Дают педагогам понять, чему научились дети. Что они вынесли для себя из этого проекта? Анализируя все этапы проекта, его отдельные мероприятия, стараемся избегать ошибок и улучшать следующие проекты. Всегда возникают вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Почему? Что нужно изменить в неудавшихся моментах? Чему научились дети? Какие планы не осуществились и почему?
За последние три года, кроме краткосрочных и среднесрочных групповых проектов, нам удалось осуществить три долгосрочных проекта: «ЗОЖ», «Мы гордимся Победою дедов!», «На Земле нам жить и планетой дорожить!».
В ходе первого проекта были использованы самые разнообразные мероприятия взрослых и детей по приобщению к здоровому образу жизни. С детьми: игровые занятия, КВН, спортивные развлечения и праздники, эксперименты и сюжетные игры, театрализованная деятельность. С родителями: конференции, деловые игры, мастер-классы. И совместная деятельность детей, педагогов и родителей: спортивные состязания, КВН, которые пропагандировали физкультуру и спорт, здоровое питание и активный отдых семьи. А сейчас, во время приема пищи они сами рассказывают о пользе блюд, когда кто-то из детей отказывается кушать.
В проекте о Великой Победе к проведению присоединились библиотека № 20, МБОУ СОШ № 52 и ВВРЗ им. Тельмана. В ходе проекта были собраны десятки документов военного времени: награды, письма-треугольнички, вырезки из газет, фотографии ветеранов войны и работников тыла, фотографии братских могил, где захоронены прадеды наших воспитанников. Такого активного участия родителей мы не ожидали. В группах совместными усилиями создавались стенгазеты, стена Славы, Книга Памяти, альбомы ветеранов, мастерились поздравительные открытки. На празднике «День победы» присутствовал ветеран войны, дошедший до Берлина. Его рассказ потряс до глубины души не только взрослых, но и детей. Дети буквально «забросали» ветерана вопросами и на все получили ответ. Совместно с родителями была проведена экскурсия на завод им. Тельмана, где мы возложили цветы к памятнику погибшим воинам. Ветеранов, которые не пришли на праздник мы с детьми и работниками библиотеки посетили на дому. Пели им песни, читали стихи, а они рассказывали нам о своих подвигах, показывали свои многочисленные награды. Сколько радости было в глазах ветеранов и наших ребят. Они с гордость рассказывают, что были в гостях у ветеранов, пересказывают рассказы ветеранов о военных подвигах, но сетуют, какие они сейчас старенькие и им нужна теперь наша помощь
Экологический проект еще незакончен и не подведен итог, но уже сейчас можно сказать, что он не оставит детей равнодушными к природе, т.к. они сами вырастили цветы и овощи из семечка, все лето ухаживали за ними. Делали с папами кормушки и скворечники и развешивали на участке. Затем следили, чтобы корм для птиц всегда был в кормушке. Совместно с родителями и педагогами высаживали деревья и кустарники, а теперь следят, чтобы их не ломали, не обрывали листья, которые дают нам кислород.
Характер участия ребёнка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Таким образом, изучив литературу и выполнив проекты, мы пришли к выводу, что использование проектной деятельности в дошкольном возрасте позволяет проводить, как совместную поисковую деятельность детей и взрослых, так и дает возможность детям проявить свою самостоятельность и творческую активность.
Список литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1966.-№6. – С. 13-15.
3. Леонтьев А. Н. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. — М., 1990
4. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974.
5. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч. -метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1991.-176 с.
Март 2022