Высшая школа делового администрирования
Конференции

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Сидорова Наталья Викторовна,
воспитатель
МБДОУ д/с № 40 "Берёзка",
Московская область, г. Серпухов

Задача развития познавательного интереса у детей является одной из ключевых в дошкольном образовании. Её актуальность определяется тем, что дошкольный возраст является важнейшим этапом в становлении познавательной сферы и развитии познавательных способностей. Именно в этом возрасте закладываются первичные представления об окружающем социальном и природном мире, развиваются воображение, познавательная активность и интерес.
Одним из методов развития познавательного интереса является моделирование. При организации работы с детьми по данному направлению используются предметные модели (например, плоскостная модель фигуры) и предметно-схематические модели (например, предметы-заместители, графические знаки, мнемотаблицы и схемы).
Метод моделирования можно применять во всех видах детской деятельности:
1.         При ознакомлении с растениями и животными — опорные карточки с рисунками-моделями, мнемотаблицы для описания.
2.         В процессе ознакомлении с природными явлениями и ведения календаря природы — модели с условным схематическим изображением явлений природы, признаков сезона.
3.         При заучивании стихотворений и пересказывания — мнемодорожки, мнемотаблицы.
4.         При разработке дидактических игр («Кто и где живет», «Кто и чем питается?», «На что похоже», «Найди по контуру», «Кто во что одет?», «Времена года»).
Познавательный интерес развивается и в символико-моделирующих видах деятельности. В современной научно-педагогической литературе символико-моделирующая деятельность (или наглядное моделирование) рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.)
Именно в дошкольном возрасте ребенок активно овладевает различными знаковыми системами и действиями моделирования.
В результате у него:
- формируются действия замещения (т.е. умение мысленно переносить значение одного объекта на другой, а также понимать и пользоваться различными знаками и символами);
- формируются действия моделирования, которые составляют основу умственного развития;
- развивается способность к знаково-символическому преобразованию действительности.
Самым распространенным видом символико-моделирующей деятельности является игра. Посредством игры происходит отображение и преобразование действительности.
Например,
- в сюжетно-ролевой игре дошкольник копирует действия родителей, выступает в роли людей какой-либо профессии, самостоятельно организует предметно-игровую среду, действия замещает словом («едем на поезде», «приехали на море, сейчас пойдем купаться»);
- в режиссерской игре ребенок создает и проигрывает придуманные сюжеты, берет на себя роль исполнителя действующих лиц, планирует действия за различных героев;
- в народной игре соблюдает правила и условности («перепрыгнуть через ручеек», «убежать от медведя»);
- в дидактической игре следует логике действий, добивается результата посредством манипулирования предметов-заместителей (карточками и другим раздаточным материалом).
Отображение и преобразование действительности происходит также в изобразительной деятельности и конструировании.
Например,
- в рисунке, в процессе лепки и аппликации ребенок отражает людей, сказочных персонажей, бытовые сюжеты, предметы и объекты природного и социального мира;
- в конструировании пользуется обобщенными способами проектирования, создает конструкции из разных материалов, применяет схемы, модели, образцы.
Работая по данной теме, педагог решает многие задачи по образованию и развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО. Вот некоторые из них:
1.         Формируется целенаправленность и саморегуляция собственных действий.
2.         Формируется готовность дошкольника к совместной деятельности со сверстниками.
3.         Формируются познавательные действия.
4.         Формируются первичные представления о форме, цвете, размере и материале.
5.         Формируются навыки самостоятельного моделирования.
6.         Развивается социальный интеллект.
7.         Развивается воображение и творческая активность.
8.         Развивается крупная и мелкая моторика рук.
Применяя метод моделирования, мы развиваем не только познавательный интерес у детей, но и вырабатываем умение анализировать, мыслить, развиваем речь, самостоятельность и инициативность.
Литература:
Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 9.
Борякова, Н.Ю. Моделирование в детском саду: методическое пособие
Попова Н. В. Математические методы [Электронный учебник].
Март 2022