Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Урус Оксана Андреевна,
воспитатель
Коптева Оксана Николаевна,
воспитатель
МБОУ "Начальная школа - детский сад 26 "Акварель",
г. Белгород

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский


Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в ОУ – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Педагоги МБОУ «Начальная школа – детский сад №26 «Акварель» г. Белгорода в своей работе применяют следующие здоровьесберегающие технологии:
1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством ме­дицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи­лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ОУ);
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физиче­ское развитие и укрепление здоровья ребенка — техноло­гии развития физических качеств, закаливания, дыхатель­ной гимнастики и др.);
3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ре­бенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув­ствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педа­гогическом процессе ОУ);
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направ­ленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология исполь­зования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, дина­мические паузы, релаксация);
5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошколь­ников, личностно-ориентированного воспитания и обуче­ния);
6. обучения здоровому образу жизни (технологии использова­ния физкультурных занятий, коммуникативные игры, проблемно-игро­вые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз­действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7. К числу здоровьесберегающих педагогических техноло­гий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается сис­темная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далекой древности сформировалось и понятие «здоровье». В начале, оно соотносилось, в основном, с физическим состоянием человека: здоровый человек – значит, не больной человек.
Человеческая жизнь и здоровье являются высшей ценностью и должны быть бесспорным приоритетом в решении любых проблем, в том числе проблем воспитания ребенка. В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок.
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма».
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и развития детей, их жизни в семье.
Важнейшей задачей образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Полноценное физическое и психическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие и оздоровление влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности за воспитание здорового человека.
Физическое развитие и воспитание является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, творческой личности.
Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития детей, является организация режима дня. С самого раннего возраста необходимо формировать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома. Режим дня наших дошкольников включает различные виды деятельности, количество и продолжительность занятий увеличивается в зависимости от их возраста. Во время занятий с большой умственной нагрузкой мы устраиваем физкультурные паузы, позволяющие поддерживать у детей необходимый уровень работоспособности.
Сперанский Г.А. писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». И мы в своей работе с детьми, стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе. Через экскурсии, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения, дни здоровья, досуги, в виде подвижной игры, путешествия, праздники, часы двигательной активности дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботится о своем здоровье.
Прогулки стараемся сделать содержательными, интересными, а подвижная деятельность детей чередуется с более спокойной. Для прогулок подбираются такие игры, которые обеспечивают упражнения детей в различных движениях (не только в беге, но и в прыжках, метании и др.). Большое место во время прогулок занимают упражнения и игры с элементами спорта: зимой это катание на санках, ходьба на лыжах, летом — волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, катание на велосипедах, самокатах. В зимнее время вместе с детьми лепим из снега различные сооружения, которые используем для метания в горизонтальную и вертикальную цель, для упражнений в равновесии, спрыгивании, перепрыгивании, скольжении, подлезании. Мы стараемся, чтобы во все времена года прогулки детей были интересными, веселыми, познавательными.
Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика на свежем воздухе. Каждый комплекс повторяется две недели и включает упражнения, уже разученные на физкультурных занятиях. Включение в утреннюю гимнастику уже разученных упражнений позволяет создавать у детей бодрое настроение, не утомляя и одновременно не перевозбуждая их. Выразительности, грациозности и творческому выполнению разученных движений способствует музыкальное сопровождение.
Учебно-игровая деятельность помогает вырабатывать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определять свое состояние и ощущения. Поучительными являются проводимые комплексные занятия из серии «Забочусь о своем здоровье», «Я - человек, ты - человек», «Ешь полезную для здоровья пищу», «Здоровые зубы - ваше здоровье» и др., где наряду с оздоровительными целями, решаются и познавательные.
Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей физическим упражнениям, движениям. На занятии одновременно с развитием двигательных навыков развиваются психофизические качества, такие как быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила. Физкультурные занятия проводятся в игровой форме на основе сюжетной ситуации, уже знакомой детям («Спортсмены», «Следопыты», «Полет в космос» и др.). В ОУ имеется достаточное количество необходимого оборудования в зале и на физкультурной площадке (гимнастические стенки, скамейки, бревна, мишени, стойки, ямы для прыжков и т. д.). В распоряжении детей находится необходимое число физкультурных пособий и инвентаря (мячей, палок, обручей, скакалок и др.).
Ежедневно в своей работе с детьми педагоги используют такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание и речь ребенка. Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, мячиками – ежиками, карандашами, платочками, мозаикой и т. д.
Пальчиковая гимнастика, подвижные игры, упражнения, физкультминутки подбираются для каждой недели работы и выдержаны в рамках изучаемой на этой недели лексической темы. Это способствует успешному накоплению, активизации и актуализации словаря всеми детьми. Картотека с новыми играми размещена на стендах, папках для родителей, для того чтобы и они могли выполнять с детьми эти упражнения дома.
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда – то известный педагог В.А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. На занятиях по развитию речи педагоги используют Су – джок шарики для массажа пальцев рук и ладошек, а пальчиковые игры сопровождают ритмическими стихами.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем, покричим так, чтобы стены задрожали, как будто кричит огромный неведомый зверь и т. д.)
Часто используются минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, как будто мы тряпичные куклы, помечтаем под музыку и т. д.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно педагогами проводится «Гимнастика маленьких волшебников». Дети здесь не просто «работают» - они играют, лепят, мнут, разглаживают свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т. д., ребенок воздействует на весь организм в целом. У ребенка полная уверенность в том, что он действительно творит что – то прекрасное, все это развивает у него позитивное ценностное отношение к собственному телу.
Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений. В течение дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая «рот до ушей», поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно – мышечной системы ребенка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Мы широко используем мелодии музыки, на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.
Игровой оздоровительный режим жизнедеятельности дошкольника, который организовали педагоги образовательного учреждения, обладает широким арсеналом методов и приемов, которые помогут детям укрепить мышцы спины и брюшного пресса, рук, ног; улучшить работу системы кровообращения, кишечника, почек, сердца, легких; поможет избавиться от простудных заболеваний, освободиться от стресса, перенапряжений, качественно улучшит физическое развитие и состояние ребенка.
Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушения зрения, снимают утомление и создают состояние психологического комфорта.
Основой сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей являются ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Надо признать, что сегодня большинство родителей уделяют должное внимание укреплению физического здоровья своих детей, стараются дать им хорошее образование. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитать здоровых детей!
Здоровый образ жизни уже выходит на первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, и если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности и напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.



Источники:
1.         

Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка – М.; ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО Издательство Оникс», 2012
2.         Павлова М.А.. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения – Волгоград: Учитель,2009

Март 2022