Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ-БИБЛИОТЕК В ДЕТСКОМ САДУ

Писнова Елена Николаевна,
старший воспитатель
СП "Детский сад" ГБОУ ООШ № 2 п. г. т. Смышляевка,
Волжский район, Самарская область

Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку - интересующую книгу несложно найти в Интернете. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Как помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь?
Задачи педагогов и родителей – оказывать помощь детям в правильном выборе источников информации, повышение среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего человека», мы должны помочь им открыть удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Необходимо построить работу таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, чтобы дети имели возможность каждодневно общаться с книгой, развивать свои литературные интересы.
Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке. Именно библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — чудесные познания и привести в действие, которое вдохновляет на творчество, а также сделать процесс чтения для маленького читателя эмоционально-увлекательным, желанным и радостным.
Для оформления таких библиотек разработаны следующие рекомендации:
- Каждая мини-библиотека должна предусматривать наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества;
- В библиотечных зонах должна быть разнообразная по жанрам литература: стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги.
В библиотеке книги можно разделить по следующим разделам:
- народные, авторские сказки;
- об истории страны, армии;
- о детях, взрослых и их взаимоотношениях;
- о природе, временах года;
- познавательная литература.
В групповой библиотеке каждый ребенок должен иметь возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.
Для того чтобы библиотека вызывала интерес детей в познании книг, хороший вариант – это мобильный книжный уголок, который оформляется каждую неделю по разным тематикам в соответствии с планом образовательной деятельности. На полке стоят портреты детских писателей. Дети знакомятся с их биографиями, творчеством, произведениями, написанными ими.
В библиотеках есть возможность проводить занятия с элементами сказкотерапии, музыкотерапии, арттерапии, что способствовало развитию психических познавательных процессов у детей, улучшало их эмоциональное состояние, способствовало эмоциональному благополучию детей.
Рядом с книжным уголком целесообразно размещать театральный уголок, так как, после знакомства с тем или иным произведением дети могут для закрепления материала обыграть прочитанное произведение.
Одна из форм создания библиотеки в группе - «Мульти-пульти библиотека». В ней представлены сказки, по которым сняты отечественные мультфильмы. Такая тема выбирается не случайно. Все дети очень любят смотреть мультфильмы и когда ребята встречаются с героями мультика на страницах книги, повышается интерес к литературе. Посетители библиотеки имеют возможность взять понравившуюся книгу и вместе с воспитателем прочитать ее. Кроме того дети, в мини-библиотеке могут познакомиться с мультфильмами, снятыми по произведениям художественной литературы. После просмотра мультфильма дети рассказывают, что у них дома есть такая книга, некоторые знакомы с этой сказкой и с удовольствием приносят книги, что бы почитать их в саду. А так же на определенный срок дети могут взять книгу из мини-библиотеки домой для прочтения с родителями.
С детьми можно сравнить сюжет книги и мультфильма, есть ли какие - нибудь отличии, что больше привлекает их внимание? Дети могут сравнить как изображены герои в мультфильме и в книге. Так же сравнить и иллюстрации. Одна сказка, но разные иллюстраторы. (Владимир Григорьевич Сутеев, Владимир Михайлович Конашевич, Борис Александрович Дехтерёв и т.д.)
После просмотра мультфильма детям можно предложить создать свою книгу побыть в роли иллюстратора.
Так же в рамках тематической недели, можно создать мастерскую «Книжки-малышки», «Книжкина больница». Старшие дети создают книги для малышей.
Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:
·          создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованной деятельности, но и в самостоятельной деятельности;
·          обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
·          способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Март 2022