Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Юдина Марина Валерьевна,
воспитатель
МДОУ ДС Водник г. Краснослободска,
Волгоградская область, Среднеахтубинский район

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Не просто бывает воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы. Поэтому для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а также одно из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету - игру.
Игра- это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.
Игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.
Обучение детей происходит через:
1) непосредственно образовательную деятельность;
2) дидактические игры;
3) задачи-шутки;)
4) развивающие игры и упражнения;
5) игры-головоломки;
6) загадки.
Использование в непосредственно образовательной деятельности игровой минутки, проблемной ситуации, вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность.
Познакомлю вас с теми играми, в которые мы с детьми любим играть.
Игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Моя задача – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти. " Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т. д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Также на закрепление знаний о геометрических фигурах предлагаю следующие игры:
«Геометрическая мозаика» (Составь картинку).
«Назови фигуру» - найди такую же с кубиком.
«Найди дорогу к дому» - использование кодированной информации, чтение ориентиров.
«Найди следующую фигуру»- поиск закономерностей.
«Составь из частей» и назови сколько треугольников.
«Волшебные картинки» - создание образов на основе схематического изображения геометрических фигур
• Использование трафаретов геометрических фигур в самостоятельной деятельности. (Дорисуй и назови предмет).
«Назови геометрические фигуры и сколько их?».
«Собери бусы из геометрических фигур» - закрепление цифр и геометрических фигур + соотнесение цифры с геометрической фигурой.
«Ковёр – самолёт» с прорезями геометрических фигур. Может использоваться как обследование в начале года.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении,развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.
Не надо забывать и о том, что важное место при развитии математических способностей играют пальчиковые игры и физкультминутки:
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальчиковый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.
Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления. Отгадывая задачи математического содержания – дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
Очень часто на своих занятиях я использую задачи- шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющие знания. Такие задачи- шутки используем в проведении математических досугов.
Например: Над лесом летели три рыбки.
Две приземлились. Сколько улетело?
У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик.
Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).
Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).
Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть).
Использую в работе с детьми различные виды игр:
1. словесные игры с использованием мяча:
«Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…., платье длинное, а юбка…., шорты короткие, а брюки….)
«высокий – низкий»; «широкий – узкий» (дерево высокое, а куст…., стул низкий, а шкаф…., дверь узкая, а окно…., и т. д.)
«толстый – тонкий»; «большой – маленький».
2. Игра на различие временных отрезков (утро, день, вечер, ночь)
«Назови пропущенное слово»
Утром пришёл в д/с, а ушёл….,
Завтракаем утром,а обедаем,
В д/с спим днём, а дома спим….,
Светло бывает….,а темно….,
Луна видна, а солнце….,
Небо голубым бывает…., а звёзды блестят….,
Днём бывает…., а ночью….,
Ночью видна, а днём….,
Ночью небо…., а днём….
Назови, на что похожа заданная цифра, чего бывает по 1, по 2, по 3 и т. д.
3. Игры на различие предлогов (на, под, в, за):
«Где птичка?», «Угадай, куда положили?»
4. Игры на пространственную ориентацию
«Угадай где?» (где спрятали загаданную игрушку)
«Угадай, кого загадали?» (впереди от тебя, справа, слева, сзади)
5. Игры на ориентировку на листе бумаги
«Где мячик?», «Самолёт в небе» (вверху, внизу листа, в правом верхнем углу и т. д.)
Проводя каждую игру я ставлю перед собой помимо математических и речевые задачи:
• по развитию связной речи,
• обогащению словаря,
развитию грамматического строя речи,
• по звуковой культуре речи.
Вся работа ведется в тесной взаимосвязи с родителями. Родителям предлагаю работу по разучиванию загадок, пословиц, поговорок, стихов математического содержания. Так же родителям было предложено анкетирование: «В какие игры играют ваши дети», проведены консультации: «Математика для малышей», «Математика в повседневной жизни», беседы с родителями: «Влияние игры на математическое развитие ребенка».
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, математические способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
«Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.
Март 2022