Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ДИАЛОГА СО СТУДЕНТАМИ

Шалова Ирина Валентиновна,
преподаватель русского языка и литературы
ОГБПОУ Фурмановский технический колледж,
г. Фурманов

1.Условия возникновения проблемы.
В современном мире онлайн-обучение получает все более широкое распространение. Вызовом для каждого преподавателя стало дистанционное обучение в период пандемии. И если раньше мы имели представление об онлайн-обучении с позиции учеников на различных онлайн-курсах для повышения квалификации, то с марта 2020 года сами были вынуждены организовывать образовательную деятельность в дистанционном формате с помощью онлайн-сервисов. Поэтому каждому преподавателю пришлось осваивать и реализовывать присущие этому процессу компоненты и средства.
2. Отсюда и возникла проблема «Использование интернет-сервисов для дистанционного диалога со студентами».
3. Актуальность и перспективность опыта.
Использование интернет-ресурсов во время дистанционного обучения позволяет успешно поддерживать связь с обучающимися в период пандемии, а также проводить занятия с теми студентами, которые находятся на карантине.
Поэтому, считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе как никогда является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой учебной дисциплине мог подготовить и провести урок в режиме онлайн.
4. Исходя из всего сказанного, поставила перед собой следующую цель: провести небольшой обзор образовательных интернет-сервисов, которые помогут преподавателю организовать дистанционный диалог со студентами.
5. Технология педагогического опыта.
В первую очередь нужно было продумать, как организовать работу с обучающимися в рамках дистанционного обучения. Это, конечно же, организация встреч в режиме реального времени, когда студентам назначается встреча онлайн. На онлайн-уроке преподаватель объясняет материал, отвечает на вопросы обучающихся и задает вопросы им.
Другой вариант взаимодействия преподавателя со студентами – через предоставление ему учебных материалов: размещение собственного контента на сайте преподавателя, в групповой беседе в одном из мессенджеров, использование возможностей образовательных платформ и сервисов.
Основные проблемы, которые возникли перед каждым преподавателем: «Как организовать обратную связь и оценивание образовательных результатов обучающихся?» и «Как обеспечить студентов качественным учебным контентом?»
Онлайн-сервисов, сайтов и инструментов для дистанционного обучения существует довольно много. Для организации дистанционного диалога со студентами я использовала различные инструменты для видеосвязи, виртуальные доски и онлайн-платформы.
1)        Начну с небольшого обзора инструментов для видеосвязи, которые могут помочь при проведении онлайн-занятия.
В ходе дистанционного обучения использовала для онлайн-уроков ряд платформ и мессенджеров, позволяющих обеспечить связь с обучающимися.
Занятия проводила в Zoom, Skype, Diskord, видеоконференции ВКонтакте.
Какие плюсы и минусы я увидела при проведении занятий.
Самым популярным сервисом для проведения видеоконференций и онлайн-встреч является Zoom.
Плюсы
Минусы
Довольно стабильная работа платформы, при наличии высокоскоростного интернета
Ограниченное время видеоконференции с группой обучающихся – 40 мин.

Все инструменты в руках у руководителя (можно включать и выключать микрофон, а также выключать видео или запрашивать включение видео у всех участников
Бывают сбои в работе из-за увеличение популярности сервиса, когда все образовательные организации проводят уроки именно на этой платформе.
Имеется возможность демонстрации экрана с хорошим качеством изображения
Если у обучающегося низкая скорость интернета, то сервис висит.
В Zoom встроена интерактивная доска, довольно простая и понятная для использования.
Довольно сложный интерфейс - перед работой с Zoom нужно потратить время на знакомство с приложением.
Можно проводить запись видеоконференции и в нужные моменты ставить ее на паузу.
Возможны хакерские атаки. За период использования данной платформы (с марта 2020 года) подобной проблемы не возникало.
В платформе встроена функция размытого фона видео, если вы не хотите, чтобы участники конференции видели обстановку вашей комнаты.

Вывод: довольно часто использую при проведении онлайн-занятий, главное, чтобы не подвела скорость интернета.
Skype
На настоящий момент не слишком популярен среди студентов.
Плюсы
Минусы
Довольно популярный сервис
Часто программа выдает ошибку и происходит вылет из конференции.
Имеется возможность показа экран.

Низкое качество показа экрана, зачастую текст становится нечитаемым.
Есть бесплатный групповой видео-чат, можно создавать видеоконференции с участием до 10 человек.
Низкое качество видео с участием более 5 человек.

Skype позволяет пересылать любые файлы.
Реклама занимает более 25% всего доступного места.
Можно вести запись видеоконференции.
Нет виртуальной доски.
Конференции относительно безопасны.

Вывод: отказалась от использования, так как минусы для меня перевешивают плюсы.
Дискорд
Одной из современных бесплатных программ, разработанных для общения, является Дискорд, это что такое знают в основном любители видеоигр. Поэтому для части обучающихся этот мессенджер хорошо знаком.
Плюсы
Минусы
Поддержка большого количества языков.

Невозможность работы программы на старых версиях операционной системы Windows.
Высокое качество звука.
Возможные проблемы и сбои при обмене файлов большого размера.
Возможность демонстрации экрана.
Низкое качество изображения.
Отсутствие рекламы.
Малая распространенность мессенджера.
Обмен медиа файлами и документами.
Нет виртуальной доски.

Простота и удобство интерфейса.

Нет функции записи видеоконференции.
Вывод: довольно удобно проводить уроки (высокое качество звука), если помимо данного мессенджера используешь другие сервисы: виртуальные доски, Гугл-документы и т.д. Не у всех обучающихся установлен на компьютере данный мессенджер.
Видеоконференции ВКонтакте
Плюсы
Минусы
Практически неограниченное число участников, присоединиться к звонку могут до 128 человек - причём даже без профиля в соцсети, просто по ссылке.
Нет виртуальной доски.

Продолжительность видеоконференции не ограничена.
Нет возможности записи видеоконференции.
Работает на всех платформах.

Довольно высокое качество конференции (стабильность, низкие задержки, высокое разрешение видео).

Возможность демонстрации экрана

Низкое потребление ресурсов на пользовательских устройствах

Имеется функция размытого фона видео.

Вывод: использую очень часто, так как устраивает практически все.
Как показала практика, для обучающихся наиболее удобным инструментом для связи является видеозвонок ВКонтакте, который позволяет провести полноценное занятие как индивидуально, так и с группой.
2) На уроках русского языка и литературы преподавателю и обучающимся необходима доска для записей. С этой функцией успешно справляются виртуальный доски для совместной работы онлайн.
Работа онлайн-доски выглядит так: у вас есть рабочее пространство, «белый лист», на котором вы можете выполнять какие-то действия. Одновременно с вами в режиме реального времени это рабочее пространство и все изменения на нем видят люди, которым вы предоставили доступ. Базово это как программа для рисования онлайн, но с дополнительными функциями, которые помогут организовать работу со студентами на дистанционном обучении.
При проведении онлайн-занятий в Zoom использую виртуальную доску, встроенную в этот сервис. Если занятие проходит ВКонтакте, то использую онлайн-доску «WhiteboardFox», которая радует простым функционалом, позволяющим:
ü  делать заметки, рисовать, чертить;
ü  вставлять изображения;
ü  делиться ссылкой на доску с учениками;
ü  дает возможность ученикам участвовать в редактировании доски.
Поле расчерчено маленькими клеточками. Удобно зонировать доску, писать на ней, рисовать.
Эта виртуальная доска бесплатная, что очень удобно. Интерфейс существует и на русском, и на английском языках, все интуитивно понятно, поэтому работать легко и просто.
Еще одна бесплатная виртуальная доска, которую использую при проведении онлайн-занятий - «Draw Chat»
Сам по себе сервис - это не только онлайн доска для обучения, но и платформа для общения или доска для заметок онлайн.
Но самое главное то, что функции бесплатны. Вы можете начать работу даже без регистрации, но, конечно же, для более удобной эксплуатации лучше зарегистрироваться. Интерфейс здесь только на английском языке.
На доске доступны такие функции:
ü  копировать ссылку и поделиться ею со своими учениками;
ü  сохранить материал, созданный во время работы на доске;
ü  вставить изображение;
ü  удалить;
ü  стереть;
ü  нарисовать карандашом (с использованием мышки);
ü  ввести текст;
ü  перетащить объект;
ü  связаться по видео-связи или аудио-связи.
Онлайн-доски для совместной работы - это отличное решение для тех, кто хочет сделать дистанционное преподавание более эффективным. Подобрав подходящий сервис досок можно визуализировать материалы, показывать презентации, подчеркивать важное и решать различные задачи онлайн.
Для организации совместного пространства для уроков не всегда требуется онлайн-доска. Достаточно установить на своем компьютере браузер Гугл, чтобы воспользоваться различными сервисами, имеющимися в приложении. Довольно удобно размещать материалы урока в Гугл-документах. Достаточно открыть доступ для редактирования и отправить ученику ссылку для того, чтобы организовать совместную работу.
Гугл-форма позволит быстро провести онлайн-тестирование с отслеживанием результатов каждого ученика, а также позволит без проблем провести анализ ошибок, которые программа сама посчитает. На Гугл-диске удобно хранить все материалы к урокам и делится ими с учениками.
3) Онлайн-платформы
В современном образовании многие преподаватели ищут образовательный портал для дистанционного обучения студентов. Использование обучающих платформ помогает перенести классную работу в онлайн в практически неизменном виде. Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь.
Какие онлайн-платформы могут помочь преподавателю в организации дистанционного диалога со студентами?
ü  Российская онлайн-платформа «Учи.ру»
ü  Сервис «Яндекс.учебник»
ü  Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»
ü  Цифровая образовательная платформа «Дневник. ру»
ü  Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ
ü  Сервис «Google Classroom»
ü  Российская электронная школа (РЭШ)
Остановлюсь на одной из них.
Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» хорошо подходит не только для школ, но и для колледжей. Так как содержит материалы не только по общеобразовательным, но и по специальным предметам.
ЦОР «ЯКласс» может проверить, как обучающиеся усвоили материал.
На платформе можно:
ü  создать свой класс/курс;
ü  организовать запись студентов на курс;
ü  делиться с учениками необходимым учебным материалом;
ü  предложить задания для студентов;
ü  оценивать задания обучающихся и следить за их прогрессом;
ü  организовать общение студентов.
В разделе «Предметы» есть вся необходимая теория, чтобы ученики могли обратиться за справкой. В «Редакторе предметов» преподаватель может размещать собственные учебные материалы и задания, в том числе метапредметные. Если ученик выполнил задание неправильно, ему помогут «Шаги решения». Система выдаст подробное объяснение алгоритма решения, а после предложит сделать новое упражнение – для отработки и закрепления материала.
Каждый урок состоит из 4 этапов: теория, задание, тест, методические материалы. У каждого задания – уникальный вариант и шаги решения, которые помогут студенту освоить материал и научиться на своих ошибках.
1) Преподаватель задает обучающемуся проверочную работу. Тот заходит на сайт «ЯКласс» и выполняет задание педагога.
2) Если ученик ошибается, ЯКласс объяснит ход решения.
3) При повторной попытке студенту будет предложен другой вариант задачи. Ответ не получится скопировать или списать. Преподавателю приходит отчет о том, как студенты справляются с заданиями.
6. Итоги использования онлайн-сервисов для организации дистанционного диалога со студентами:
ü  повышение эффективности онлайн-обучения;
ü  осуществление индивидуального подхода в обучении;
ü  расширение объема предъявляемой учебной информации;
ü  улучшение организации урока;
ü  повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
ü  повышение интереса студента к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала студента и преподавателя;
ü  включение обучающихся и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности студента.
Таким образом, использование интернет-сервисов для дистанционного диалога со студентами позволяет обучающимся овладеть определенной суммой знаний и научиться самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладеть способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем смогут применять в условиях непрерывного самообразования. Также интернет-сервисы позволяют эффективно передавать знания и способствуют высокой интерактивности образовательного процесса.

Март 2022