Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Косинова Анастасия Павловна,
педагог-организатор
Косухина Ирина Викторовна,
методист
Котарева Наталья Ивановна,
методист
МБУ ДО "ЦДО "Одаренность",
г. Старый Оскол

В последние годы в связи с усложнившейся политической и экономической обстановкой в России, общество выдвигает совершенно новые требования к образовательным организациям. Все больше и больше необходимой становиться подготовка и воспитание личности гибкой, умеющей самостоятельно выходить из кризисных ситуаций, имеющей прочные знания и разумное толерантное поведение.
Участие в коррекционно-развивающих занятиях и тренингах дает возможность в той или иной мере разрешать проблемы в области социально-эмоциональных отношений, затрагивающих сферу контактов в детском коллективе, улучшать взаимоотношения со взрослыми детей с повышенной тревожностью, замкнутых, с агрессивными реакциями и другими способами защиты. И наконец, работа с детьми и подростками - это всегда разрешение проблем, связанных с освоением социальных норм, развитием социально-психологической компетентности; помощь в создании жизненной стратегии и в выборе профессии.
Каждую из данных проблем школьник может с успехом разрешать сам или с помощью родителей, но для некоторых учащихся эти проблемы становятся непреодолимой преградой. И тогда на помощь приходит сопровождение - психолого-педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем, или в их предупреждении. Эти технологии помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, педагогами.
Педагог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.
При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.
Так, с целью повышения уровня развития интеллектуальных способностей участников проекта "Создание и организация работы муниципального научного общества учащихся на территории Старооскольского городского округа" в МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» реализовывалась развивающая программа повышения уровня развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством участия в проектной деятельности.
Данная программа по повышению интеллектуальных способностей старших подростков посредством участия в проектной деятельности предназначена для школьников от 13 до 16 лет (8-10 класс).
Данная развивающая программа может быть рекомендована к применению в работе преподавателей в школе и учреждениях дополнительного образования, занимающихся проектной деятельностью.
Программа занятий включает в себя 3 блока. Элементы каждого блока включены в содержание занятий в разном объеме в зависимости от тематики и задач конкретного занятия.
Блок 1. Развитие мотивации.
Основная задача – повышение уровня мотивации школьников к обучению в школе. В каждое занятие включаются упражнения и игры, направленные на повышение уровня мотивации учебной деятельности. Игры направлены на решение командных задач.
Блок 2. Развитие интеллектуальных способностей.
Основная задача – развитие памяти, мышления, внимания, восприятия подростков. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым членом группы, поэтому при распределении заданий учитываются индивидуальные особенности каждого подростка участвующего в проектной деятельности. Используются задания на развитие концентрации, переключения, распределения внимания. Предлагаются игры направленные на развитие произвольной памяти (слуховой, зрительной, тактильной, двигательной, словесно-логической, эмоциональной) и упражнения, связанные с развитием форм, операций и видов мышления.
Блок 3. Развитие дивергентного мышления.
Основная задача - раскрытие и развитие скрытого потенциала, формирование навыка уверенного поведения в нестандартной ситуации, а также обучение подростка использовать собственные ресурсы.
По итогам каждого занятия проводится рефлексия процесса работы: отношение к происходящему, оценка своего вклада, общее достижение, эмоциональное восприятие полученного «продукта деятельности».
Для оценки изменений, предлагается использовать методики:
1. Методика Р.Амтхауэра «Тест структуры интеллекта».
2. Методика Н.А. Батурина, Е.Л. Солдатовой «Проективная методика диагностики дивергентного мышления».
3. Экспертная оценка успеваемости за полугодие по основным предметам и в среднем по всем предметам.
Предполагается проведение двух контрольных точек (на начало курса занятий и после курса занятий) в форме диагностического обследования.
Программа рассчитана на 2 месяца (52 часа).
Количество человек: 10 – 15 человек (оптимальное количество – 10 человек), возможны индивидуальные занятия.
Проведение занятий: 3 раз в неделю
Продолжительность занятий - 45 минут.
Виды упражнений и игр, используемых в программе по повышению уровня развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством участия в проектной деятельности
Блок 1. Развитие мотивации.
Задачи блока:
1.                  Формирование интереса к себе и другим; укрепление идентичности, определение принципа своего «Я»; развитие внутренних критериев самооценки.
2.                  Актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей.
3.                  Осознание важности адекватной оценки своих возможностей и необходимого времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем.
4.                  Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее.
5.                  Накопление эмоционально-положительного опыта и повышение внимания к подходящим в себе изменениям; работа с тревожностью.
Структура занятий.
Обязательный ритуал приветствия, который можно периодически менять. Выбирается он на вкус участников группы или ведущего.
Разминочное упражнение 1-2 основных упражнения. Упражнения на релаксацию.
Обязательным является рефлексия (на выбор ведущего) и домашнее задание. Домашнее задание является очень значимым в данной программе, так как заставляет детей задумываться о занятиях на протяжении всей недели. В данном случае применялись домашние задания с использованием арттерапевтических методик, что для детей являлось наиболее интересным. Так же ребята вместе выполняли домашние задания, что способствовало сплочению и познанию друг друга. Когда есть поддержка от психолога, ребята с большим удовольствием и в различных формах выполняли домашние задания. Особенно ценен итоговый альбом, выполненный в самом конце занятий, объединяющий все работы на протяжении занятий.
Формирование интереса к себе и другим; укрепление идентичности, определение границ своего «Я»; развитие внутренних критериев самооценки.
Тренинговая программа по установлению коммуникативных связей старших и младших школьников «Вместе к цели».
Шефская работа – одна из важнейших составляющих воспитательного процесса обучающихся. Она направлена как на духовно-нравственное развитие каждого ребенка, так и на формирование гражданского сознания. Шефство над обучающимися младших классов позволяет укрепить институт наставничества и сформировать дружескую обстановку в коллективе.
Наставничество - одна из форм социально значимой деятельности обучающихся, которая способствует формированию активной социально-нравственной позиции, ответственного отношения к жизни, к себе и окружающим людям.
Обычно, первоклассники, придя в школу и адаптировавшись в новом детском социуме, заимствуют поведенческую мотивацию у старших обучающихся.
Стремление младших школьников к общению со старшими – естественно и основано на желании получить поддержку, защиту, повысить самооценку, им доступнее копирование деятельности и поведения старших обучающихся, чем учителя. У старшеклассников в процессе наставничества формируются навыки самоорганизации, поскольку для того, чтобы быть примером, прежде всего необходимо стать требовательным к самому себе.
Организация шефства старших над младшими является одним из направлений работы органов ученического соуправления как на уровне класса, так и на уровне школы и делает необходимым усиление роли актива учащихся средней ступени обучения, способного воздействовать на поведение учащихся начальной школы, умеющего организовать их культурный досуг на переменах, оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников. Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости.
В процессе наставничества необходимо совершенствовать навыки общения и особо важным является установление коммуникативных связей старших и младших школьников.
Коммуникативный тренинг - это форма психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.
Коммуникативная компетентность обучающихся младших школьников включает распознавание эмоциональных состояний и переживаний окружающих, умение выразить свои эмоции вербальным и невербальным способом. Младший школьник должен владеет такими коммуникативными навыками как:
- умение сотрудничать,
- умение слушать и слышать,
- умение воспринимать и понимать информацию,
- говорить самому.
Настоящая программа предназначена для работы обучающихся старших классов с детьми младшего школьного возраста 10-11 лет.
Цель программы: расширение социального опыта обучающихся младших классов на основе их взаимодействия со сверстниками и старшеклассниками во время игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций.
Занятия в программе проводятся в форме группового консультирования с элементами тренинга. Рекомендуемое количество участников – 15-20 человек.
Структура каждого занятия представляет собой комплекс последовательных частей, объединенных общей темой:
• Разминка - направлена на создание мотивации для предстоящей дея­тельности, сплочение участников группы.
• Основная часть - раскрывает содержание главной темы занятия.
В этой части организуют беседы, творческие виды деятельности, анализ ролевых ситуаций из опыта детей, игры на взаимодействие членов группы, релаксационные упражнения.
• Итоговый сбор - коллективная и индивидуальная рефлексия, подведение итогов работы.
ЛИТЕРАТУРА
1.                  Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие/ Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. - Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.
2.                  Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы) [Текст]/ Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 2012.- 190 с.
3.                  Гребенникова O.A. Проектная деятельность старшеклассников: предпочтения, мотивы, формы организации // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Вып. 6. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. - Кн. 2. С.37-41.

Март 2022