преподаватель
ГБОУ СОШ № 8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла "Музыка",
Санкт-Петербург
«Может быть, только тот и имеет право учить,
кто вечно учится сам…
Тот может поднимать других, кто сам ищет высшего»
А.А. Мелик-Пашаев
В современном обществе актуальна проблема духовного и нравственного воспитания молодого поколения. Снижение уровня художественно-творческого развития личности обращает внимание на профессионально грамотную организацию системы музыкального воспитания и обучения в школах дополнительного образования. Музыка – источник душевной гармонии, она формирует внутренний мир человека, учит творить, мыслить, воздействует на становление нравственных и этических качеств. Самой демократичной, приобщающей к исполнению не только профессиональных музыкантов, но и образованных любителей, а к слушанию – людей разных поколений, является духовая музыка. Она несёт в себе идеи гражданственности, патриотизма, чувство эмоционального единения людей.
В сегодняшней России остро ощущается потребность в музыкантах – исполнителях на духовых инструментах, развитии детского и юношеского оркестрового музицирования. Важным шагом на пути к возрождению мировой школы духового исполнительства и открытию новых имён явилось введение в конкурсную программу VI Международного конкурса имени
П.И. Чайковского (2019 год) новой номинации – «духовые инструменты». Знаковым событием явился VI Петербургский международный культурный форум, который выдвинул концепцию сохранения и развития духового инструментального и оркестрового исполнительства в России. Большие надежды в этом направлении возлагаются на музыкальные школы и школы искусств, где особое внимание должно уделяться деятельности детских оркестровых коллективов и подготовке образованных музыкантов-исполнителей.
В школе «Музыка» на протяжении уже восьми десятилетий сохраняются лучшие традиции обучения и воспитания исполнителей на духовых инструментах,создана благоприятная среда для развития творческих способностей и дарований детей,которые не только учатся навыкам игры на инструменте,но и участвуют в коллективном музицировании, посещая занятия духового оркестра. Параллельно с деятельностью школы развивалась и российская педагогическая наука в области исполнительства на духовых инструментах, которой тоже уже около 80 лет. Каждое поколение педагогов и исполнителей вносит свой вклад в нужное и благородное дело по воспитанию и образованию начинающих исполнителей на разных духовых инструментах. Наследие – это то, на чем растёт будущее, что становится фундаментом для новых идей.
Сегодняшний день диктует новые требования,связанные с внедрением в образовательный процесс инновационных педагогических технологий и освоением современных методов и форм обучения. Музыкально-компьютерные технологии позволяют обогатить методические возможности любого урока музыки (специальность, музыкальная литература, сольфеджио), сделать учебный процесс творческим, увлекательным, развить воображение и музыкальные способности детей. Но следует подчеркнуть, что основой всех музыкальных знаний, нововведений, возможностей применения МКТ и, конечно же, исполнительской практики является крепкая теоретическая база, необходимая для музыкантов всех специальностей. Для исполнителей – это ключ к пониманию музыки, её содержания и художественных задач, для преподавателей исполнительских дисциплин – это возможность научить анализировать нотный текст, выстраивать художественное целое в взаимосвязи всех элементов.
Культурное развитие детей и их профессиональная подготовка в музыкальной школе должны базироваться на основе взаимодействия и преемственности предметов исполнительского и музыкально-теоретического циклов. Педагог не должен замыкаться в рамках своей специализации. Теоретику важно на практике обращаться к живой музыке,педагогу по специальному инструменту – не ограничиваться обучением игре на инструменте, выполнением технических задач и реализацией установленного количества пьес и этюдов. Перед педагогом должны вставать проблемы, решения которых требует знаний теории, анализа форм, средств музыкальной выразительности, понимания содержания музыкального произведения, отличительных черт стиля композитора. Г. Нейгауз считал, что учитель «должен быть прежде всего разъяснителем и толкователем музыки. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен довести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, но и дать ему подробный анализ формы,структуры в целом и деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фактуры…» (2,188-189).
Очень важно не только осознать роль теоретических дисциплин в подготовке музыканта-исполнителя, но и создать условия для наиболее эффективного прохождения их на всех этапах музыкального образования, особенно на начальном.
Музыкальное исполнительство – это не только владение всеми средствами и способами игры на инструменте,начиная с элементарных навыков звукоизвлечения и кончая сложными музыкальными приемами. Есть ещё одна сторона исполнения – художественная. Это создание ярких музыкальных образов, наполнение звучания смыслом, вдохновением, вызывающих у слушателей эмоциональный отклик. Эти две стороны музыкального исполнительства и есть творчество. Невозможно творить музыку, не владея техническими приемами, но также невозможно заниматься развитием техники в отрыве от содержательной стороны звучания.
Как «пропустить» музыку через себя, получить яркие художественные впечатления от живого общения с ней, научиться воспринимать, создавать прекрасное? В этой связи столь необходимым для любого исполнителя становится урок музыкальной литературы. Этот предмет разносторонне взаимодействует со всем циклом учебных дисциплин в школе, в том числе и с обучением игре на любом инструменте. Здесь дети приобщаются к различным видам творческого труда, развивают свой художественный вкус, учатся слушать музыку, а это в свою очередь способствует овладению исполнительскими и слуховыми навыками. Музыкальная литература даёт аналитико-биографическую базу для работы в классе специального инструмента. Это фундамент для интеллектуального развития, которое опосредованно сказывается в культуре звукоизвлечения, тонкости, чуткости интерпретации.
Процесс работы над музыкальным произведением многоэтапный, а начинаться он должен с музыкально-теоретического анализа, который затем сопутствует работе над воплощением композиторского замысла. После прослушивания произведения в исполнении педагога или в аудиозаписи ученик должен подготовить анализ этого сочинения по предложенному плану:
1. жанр произведения (марш, вальс, рапсодия, фантазия, поэма);
2. характер произведения или его частей (лирический, шуточный, героический);
3. форма (одночастная, трехчастная, рондо, вариации);
4. стилистические особенности (эпоха, направление в творчестве композитора, в связи с этим характеристика средств музыкальной выразительности).
Великий трубач Т.А. Докшицер, чьё наследие сегодня является учебным пособием и практическим руководством в воспитании не только трубачей, но и всех музыкантов-духовиков, обозначил задачи перед исполнителем, без которых невозможно правильно интерпретировать исполняемую музыку, понять её художественное содержание:
1. определение образа, характера, жанра произведения;
2. технические приёмы и штрихи, позволяющие выявить образ и характер произведения;
3. определение темпа, соответствующего характеру музыки;
4. роль динамических оттенков.
На начальном этапе обучения, когда ребёнок лишён возможности проанализировать новое для него произведение в силу недостаточности общих и музыкальных знаний, педагог принимает активное участие в аналитической работе. Постепенно эта деятельность становится делом самого ученика, который сможет изучить имеющийся материал об авторе, эпохе, проанализировать форму и т.д., применяя знания из курса музыкальной литературы, сольфеджио. Это самостоятельная творческая работа на основе поиска новых знаний и закрепления уже известных.
Использование теоретического багажа в работе над музыкальным произведением помогает активизировать учебно-познавательную деятельность ученика. Если педагог ставит своей целью воспитание музыканта, то он должен параллельно с обучением разным техническим приемам давать начальный посыл к развитию творческого отношения к музыке,обучать элементам и приемам интерпретации. Даже на примере простейших пьес или этюдов юного трубача, флейтиста, кларнетиста надо приучать к пониманию характера музыки, фразировки, динамических красок. Практические занятия по музыкальной литературе в изучении средств музыкальной выразительности и музыкальных форм необходимо связывать с музыкальным материалом репертуара ученика. Это обязательно станет стимулом к пробуждению собственного творческого мышления, и в дальнейшем каждое новое произведение поможет глубже проникнуть в тайны музыкального исполнительства, а творческие навыки будут развиваться, являясь базой для подъема исполнителя на высшую ступень мастерства – ступень творчества.
Анализ музыкального произведения активизирует исследовательскую работу ученика, особенно в старших классах, когда уже накоплены теоретические знания и ученик исполняет более крупные и сложные произведения (соната, концерт). Поэтому полезно старшеклассникам и выпускникам выполнить письменную аннотацию на исполняемое произведение. Знание истоков возникновения того или иного сочинения, культурных идеалов эпохи, структурный анализ произведения помогают наиболее ярко и выразительно передать замысел композитора. Это в свою очередь пробуждает интерес к инструментальному исполнительству и в процессе правильной, хорошо поставленной работы развивает музыкальность обучаемого ребёнка.
Понятие музыкальности вбирает ряд компонентов: музыкальный слух, музыкальная память, метроритмическое чувство.
Слуховое развитие осуществляется комплексно на уроках слушания музыки, сольфеджио, музыкальной литературе. Исполнитель на духовых инструментах не имеет перед собой клавиатуры, как, например, пианист. Он должен представить её в своём воображении и соответствующим образом сформировать губы, подкрепить дыханием согласованные действия языка и пальцев.
Таким образом, важным моментом при игре на духовом инструменте является слух, который контролирует игру, а слуховой контроль – основа правильного интонирования. Духовые инструменты обладают разным строем (C, B, Es, F), и одни и те же ноты в разных тональностях являются разными ступенями, которые и должны интонироваться по-разному. Поэтому прежде, чем извлечь нужный звук, нужно услышать его внутренним слухом. Слуховое развитие осуществляется комплексно на уроках слушания музыки, сольфеджио, музыкальной литературе. Помочь развитию слуха помогает сольфеджирование.
«Поэтому сольфеджирование – не атрибут специальной учебной дисциплины (сольфеджио), а повседневная практика, средство усовершенствования исполнительского мастерства… Говорят, что если умеешь спеть мелодию голосом, то лучше её сыграешь. Поэтому надо петь все, что играешь на инструменте, с самого начала обучения. Голосовые данные при этом не имеют никакого значения – не обязательно иметь звонкий голос, можно даже насвистывать, а не петь. Главное – правильно интонировать… Как поем – так и играем. Как сольфеджируем – так и интонируем на инструменте…» (3,105)
Музыкальный слух – это сложное явление, которое помимо звуковысотного, мелодического, внутреннего, включает гармонический и тембровый слух. Как известно, все духовые инструменты одноголосны. Однако, игра в ансамбле и особенно в оркестре способна воссоздать яркое многоголосное звучание, которое вызывает ощущение многих художественных эффектов, достигаемых с помощью гармонии. И хотя ученики школы ещё далеки от понимания гармонии как музыкальной науки,услышать выразительность аккорда, осознать его очень полезно не только для развития гармонического слуха, но и для культуры эстетического восприятия музыки. Знакомые по урокам сольфеджио аккорды D7 с обращениями, ум.VII7 и др. можно определить по слуху, когда дирижер по партитуре выстраивает это многоголосие. Но, даже если не касаться терминологических обозначений, ученик должен услышать консонанс или диссонанс, почувствовать красочность созвучий, последовательность аккордов и проникнуться настроением музыки. Оркестровому музыканту гармонический слух важен, а для этого необходимо заниматься сольфеджио, играть на фортепиано, петь в хоре.
Изучение произведений русской и зарубежной классики по музыкальной литературе даёт возможность использовать качественную аудио и видеозапись. Это позволяет не только познакомить детей с мастерством первоклассных исполнителей, но и даёт возможность слухом воспринимать выразительный смысл тембрового звучания. Без тембрового аспекта невозможно получить полное представление о художественном замысле композитора и оценить самобытность произведения.
Для развития тембрового слуха и умения связывать его с конкретным инструментом благоприятные условия создаются на уроках музыкальной литературы, где внимание учеников фиксируется на разнообразии и красочности звучания оркестровых тембров. Умение различать в оркестровом звучании инструментальные тембры сформировываются не сразу, но те, кто играет на духовых инструментах, осваивают этот навык быстрее, так как здесь сказывается опыт игры в духовом оркестре. Только в оркестровой практике можно в полной мере ощутить всю палитру музыкальных тембров с их переплетением и контрастностью. На уроках музыкальной литературы есть возможность показать все духовые инструменты (в школе «Музыка» ведётся обучение на всех деревянных и медных духовых инструментах) и вживую услышать их звучание. Учащиеся любят уроки-концерты, которые активизируют исполнительскую деятельность и дают зрительные представления. Слушая инструментальную музыку, учащиеся приобретают навыки узнавания отдельного тембра, сочетание разных инструментов, звучание инструментов в разных регистрах. Тембровое восприятие способствует преодолению слуховой пассивности, делает более заинтересованным процесс слушания.
Тембровый слух – это не только слушание звучания отдельных инструментов, но и получение представления об устройстве, диапазоне, способах звукоизвлечения. Тембр, отражая акустические свойства звука, влияет на чистоту интонирования у исполнителя на духовых инструментах. Проблема управления тембром звука при игре на духовых инструментах является одной из самых важных в исполнительской практике. Специфика тембрового слуха определяется особенностями темброобразования на инструменте. У духовых – это дыхание, губной аппарат, артикуляция, штрихи, пальцевая техника. Все это влияет на изменение окраски звучания. Владение тембровым слухом воспитывает культуру звука, умение находить звук определенного качества, который соответствует стилю, характеру, содержанию музыкального произведения. Это творческая задача.
Развитие музыкальной памяти связано с запоминанием нотного текста наизусть. И здесь важно учитывать закономерности музыкальной формы. Важно осознать сходность и повторность отдельных частей, причём педагог должен фиксировать внимание на том, что различает или объединяет отдельные построения музыкальной формы. Исключительно важное значение имеет фразировка, характеризующая умение играющего правильно определить мотивы, фразы, предложения, верно устанавливать и выполнять цезуры, кульминацию. А это и есть живое дыхание музыкальной мысли, средство выражения художественного содержания произведения. Таким образом, нельзя научить ребёнка любить и понимать музыку без взаимодействия знаний о ней и глубокого постижения её как живого искусства.
Наряду с различными формами и методами обучения игре на духовых инструментах в школе «Музыка» проводится большая внеклассная работа в целях популяризации духового исполнительства и пробуждения интереса к духовой музыке, как к самому богатому жанру музыкального творчества. И здесь не только огромная музыкально-просветительская деятельность духового оркестра школы, непременного участника многих городских, районных мероприятий, конкурсов, фестивалей, концертов. Просветительскую направленность имеет и «Купчинская детская филармония», которая проводит цикл лекций-концертов «В мире музыкальных инструментов»,позволяющий учащимся начальной школы и дошкольникам узнать много интересного о духовых инструментах, увидеть и услышать их звучание. Современные цифровые и электронные ресурсы открыли большие возможности для проведения совместно с лабораторией музыкально-компьютерных технологий РГПУ имени А.И. Герцена открытой Всероссийской метапредметной музыкальной олимпиады «Звонкая фантазия». Разработанные задания, вопросы были направлены на углубление и расширение знаний об инструментах и оркестре с привлечением дополнительной информации из области смежных видов искусств и точных наук.
Так, в комплексе и взаимопроникновении содержания всех учебных предметов, единстве целей обучения, использовании современных педагогических технологий, создаются благоприятные условия для воспитания и становления будущих музыкантов-профессионалов или просто любителей музыки. Главное, чтобы педагог не просто давал информацию, а учил средствами музыки мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу, приобщать к высшим духовным ценностям, указывающим через чувства прекрасного путь к любви, милосердию, доброте.
Литература:
1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. М.: Музыка, 1974
2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982
3. Докшицер Т. Из записной книжки трубача. М., 1995
4. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. М., 1977
5. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1985
6. Горбунова И. Компьютеры в образовании. РГПУ им. Герцена, 2002