Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Клыпина Яна Валерьевна,
учитель английского языка
МБОУ г. Иркутска СОШ № 77

Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
Лексика в системе обучения иностранному языку является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важнейшее место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Его задача состоит в том, чтобы добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах
обучения и формирование пассивного лексического запаса.
При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа:
1.         Ознакомление.
2.         Первичное закрепление.
3.         Развитие умения использования навыков в различных видах речевой деятельности.
Первые два этапа часто объединяют в один - презентация лексики. Этап презентации играет важную роль в обучении лексики. От эффективности и целенаправленности данного этапа зависит вся последующая работа над лексикой. Задача учителя - выбрать наиболее эффективный способ презентации в соответствии со ступенью обучения,
уровнем знаний учеников, качественной характеристикой слова и его принадлежностью к активному и пассивному минимуму.
Основные этапы презентации лексики включают в себя работу над формой, значением и употреблением слова.
Хотелось бы подробнее остановиться на работе с формой слова, значением и его употреблением (запись слова, чтение, написание).
В своей работе, я активно использую электронные словари, показываю учащимся как ими правильно пользоваться, какой словарь выбрать из всего многообразия. Данная работа действительно достаточно продуктивная для самого ученика.
У различных словарей свои цели: банальный перевод слов, поиск значения слова на иностранном языке (дефениции), примеры употребления данных слов в контексте. У ученика должны быть различные инструменты для решения учебных задач. Задача работы со словарями – не загрузить ребенка лишней информацией, не сбить его с толка, а упростить обучение. Преимущество электронных словарей заключается в том, что в наше время уже крайне сложно найти ученика, которого бы заинтересовало использование бумажного варианта, да и будет ли этот вариант эффективен? Словари, которые я предпочитаю использовать в своей работе - это Wordhunter и Cambridge dictionary.
Для начала учащимся необходимо объяснить, как правильно использовать электронные словари. Не просто открыть словарь, и прочитать перевод слова, а объяснить, как происходит эта работа. Ситуация при работе с упражнением, где необходимо вставить слово, ученик затрудняется, не знает значения слова или нескольких слов. Заходим вместе с учеником в словарь, на начальных этапах мы используем Wordhunter, вбиваем слово, там 500 значений, ученик не понимает, куда ему посмотреть, что выбрать. Учитель даёт четкий простой алгоритм действий:
1.         Определяем часть речи.
2.         Когда мы определили, какая часть речи нам необходима, подставляем это значение в наше предложение и смотрим, логично или не логично звучит, то предложение, которое у нас получилось.
3.         На дом дается работа со словарем. Текст, в тексте выделены слова, задача: найти их значение самостоятельно дома.
Данный алгоритм можно и использовать и при работе с текстом. Просим ребят выделить в тексте все незнакомые для них слова, для начала просим их угадать значение слова из контекста, затем они проверяют себя в словаре. В данном задании используем Cambridge dictionary, вбиваем незнакомое слово, читаем значение слова на английском языке, подбираем русский эквивалент, сравниваем со своим вариантом, и только потом используем русский словарь.
Предлагаю пример работы с лексическими карточками, которыми я успешно пользуюсь на своих уроках.
Карточка включает в себя: слово, транскрипцию, значение слова на английском, предложение или фразу, как пример употребления данного слова. На обороте карточки: перевод слова на русском языке и перевод самого предложения или фразы.
complain about
[kəmˈpleɪn]
to say that something is wrong or that you are annoyed about something
Lots of people have complained about the noise.
жаловаться на что-то
Многие люди жаловались на шум.
Классический тип работы. Закончили раздел, работаем с wordlist. Из всего списка, ребята выбирают от трех до десяти слов, которые для них оказались наиболее сложными. В качестве домашнего задания предлагается выполнить лексические карточки.
На следующем уроке, ребята работают в паре, без помощи учителя. Один из учеников показывает другому карточку, английскую сторону, задача: прочитать слово и назвать перевод, если не помнит, есть возможность посмотреть значение и примеры употребления. Назвал всё правильно, убираем карточку в сторону. Если нет, показываем перевод и убираем карточку обратно в стопочку. Те карточки, которые ученик не назвал, прорабатывают по второму кругу и так пока партнер не назовет все слова. Можно наоборот, ребята показывают русское значение слова, задача: перевести само слово и фразу (предложение) на английский язык.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Презентация лексики - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых одинаково важен для последующей работы над лексикой.
2. На этапе презентации необходимо использовать разнообразные виды работы над словом: на слуховой и графической основе; изолированно и в контексте; индивидуально, фронтально и коллективно.
3. Важную роль для последующей работы над лексикой имеет запись слова.
4. Слова целесообразно водить и записывать в контексте, что способствует активизации процессов памяти.

Март 2022