учитель английского языка
МБОУ г. Иркутска СОШ № 77
Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
Лексика в системе обучения иностранному языку является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важнейшее место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Его задача состоит в том, чтобы добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах
обучения и формирование пассивного лексического запаса.
При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа:
1. Ознакомление.
2. Первичное закрепление.
3. Развитие умения использования навыков в различных видах речевой деятельности.
Первые два этапа часто объединяют в один - презентация лексики. Этап презентации играет важную роль в обучении лексики. От эффективности и целенаправленности данного этапа зависит вся последующая работа над лексикой. Задача учителя - выбрать наиболее эффективный способ презентации в соответствии со ступенью обучения,
уровнем знаний учеников, качественной характеристикой слова и его принадлежностью к активному и пассивному минимуму.
Основные этапы презентации лексики включают в себя работу над формой, значением и употреблением слова.
Хотелось бы подробнее остановиться на работе с формой слова, значением и его употреблением (запись слова, чтение, написание).
В своей работе, я активно использую электронные словари, показываю учащимся как ими правильно пользоваться, какой словарь выбрать из всего многообразия. Данная работа действительно достаточно продуктивная для самого ученика.
У различных словарей свои цели: банальный перевод слов, поиск значения слова на иностранном языке (дефениции), примеры употребления данных слов в контексте. У ученика должны быть различные инструменты для решения учебных задач. Задача работы со словарями – не загрузить ребенка лишней информацией, не сбить его с толка, а упростить обучение. Преимущество электронных словарей заключается в том, что в наше время уже крайне сложно найти ученика, которого бы заинтересовало использование бумажного варианта, да и будет ли этот вариант эффективен? Словари, которые я предпочитаю использовать в своей работе - это Wordhunter и Cambridge dictionary.
Для начала учащимся необходимо объяснить, как правильно использовать электронные словари. Не просто открыть словарь, и прочитать перевод слова, а объяснить, как происходит эта работа. Ситуация при работе с упражнением, где необходимо вставить слово, ученик затрудняется, не знает значения слова или нескольких слов. Заходим вместе с учеником в словарь, на начальных этапах мы используем Wordhunter, вбиваем слово, там 500 значений, ученик не понимает, куда ему посмотреть, что выбрать. Учитель даёт четкий простой алгоритм действий:
1. Определяем часть речи.
2. Когда мы определили, какая часть речи нам необходима, подставляем это значение в наше предложение и смотрим, логично или не логично звучит, то предложение, которое у нас получилось.
3. На дом дается работа со словарем. Текст, в тексте выделены слова, задача: найти их значение самостоятельно дома.
Данный алгоритм можно и использовать и при работе с текстом. Просим ребят выделить в тексте все незнакомые для них слова, для начала просим их угадать значение слова из контекста, затем они проверяют себя в словаре. В данном задании используем Cambridge dictionary, вбиваем незнакомое слово, читаем значение слова на английском языке, подбираем русский эквивалент, сравниваем со своим вариантом, и только потом используем русский словарь.
Предлагаю пример работы с лексическими карточками, которыми я успешно пользуюсь на своих уроках.
Карточка включает в себя: слово, транскрипцию, значение слова на английском, предложение или фразу, как пример употребления данного слова. На обороте карточки: перевод слова на русском языке и перевод самого предложения или фразы.
complain about
[kəmˈpleɪn]
to say that something is wrong or that you are annoyed about something
Lots of people have complained about the noise.
жаловаться на что-то
Многие люди жаловались на шум.
Классический тип работы. Закончили раздел, работаем с wordlist. Из всего списка, ребята выбирают от трех до десяти слов, которые для них оказались наиболее сложными. В качестве домашнего задания предлагается выполнить лексические карточки.
На следующем уроке, ребята работают в паре, без помощи учителя. Один из учеников показывает другому карточку, английскую сторону, задача: прочитать слово и назвать перевод, если не помнит, есть возможность посмотреть значение и примеры употребления. Назвал всё правильно, убираем карточку в сторону. Если нет, показываем перевод и убираем карточку обратно в стопочку. Те карточки, которые ученик не назвал, прорабатывают по второму кругу и так пока партнер не назовет все слова. Можно наоборот, ребята показывают русское значение слова, задача: перевести само слово и фразу (предложение) на английский язык.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Презентация лексики - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых одинаково важен для последующей работы над лексикой.
2. На этапе презентации необходимо использовать разнообразные виды работы над словом: на слуховой и графической основе; изолированно и в контексте; индивидуально, фронтально и коллективно.
3. Важную роль для последующей работы над лексикой имеет запись слова.
4. Слова целесообразно водить и записывать в контексте, что способствует активизации процессов памяти.