Конференции

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Маркова Елена Валентиновна,
    воспитатель
    МБОУ "Великоустюгская ОШИ с ОВЗ",
    г. Великий Устюг

    Опыт моей работы (стаж 25 год) показывает, что моделирование занятий в различных технологиях не простое дело, но сегодня это требование времени. Педагог уже в начальной школе должен демонстрировать на уроках, внеклассных занятиях разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.Для достижения этой цели существует множество развивающих программ.Развитие личности происходит при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется педагог для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
    Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии, а именно технология проектно-исследовательского обучения, применение ИКТ, технология разноуровневого обучения, игровые технологиии, здоровьесберегающие технологии и др.
    В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным воспитательный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения внеклассного занятия. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала в качестве проведения самоподготовок. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на внеклассном занятии, на самоподготовке пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и способности ребенка. Игровые технологии – единство развивающих возможностей для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных, игровых программ. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
    Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.Информационные технологии на внеклассных занятиях и во внеурочное время я использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид- мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося.
    Создание занятий–презентаций даёт возможность педагогу использовать методы активного, деятельного обучения. Проведение таких занятий требует от педагога специальной подготовительной работы. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют обучающимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
    Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются 4 требования:
    1.Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
    2. Привитие знаний ребёнку в умение защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
    3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении нового материала.
    4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Учитывая это, строю внеклассные спортивные мероприятия с учётом индивидуальных особенностей учеников.
    Чтобы ребята не уставали в школе, покидали ее стены бодрыми, веселыми стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:
    - соблюдение организационно-педагогических условий проведения внеклассных мероприятий: плотность, чередование видов деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей);
    - проведение разминок перед началом деятельности, упражнений для зрения, гимнастики мозга, физкультминуток;
    - поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей, предлагаю им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно);
    - соблюдение психологического климата в классе и в школе (взаимоотношения во время проведения внеклассных спортивных мероприятий: комфорт, сотрудниче­ство, учет возрастных особенностей), наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, стихотворное приветствие, подбадривающие слова);
    - наличие мотивации деятельности учащихся (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);
    - соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением класса и доски, зала);
    - проведение дней здоровья, школьных спартакиад и спортивных вечеров, соревнований по разным видам спорта, посещение спортивных секций.
    Я считаю, что неотъемлемой частью оздоровительной работы являются мероприятия, направленные на охрану жизни детей и достижение гигиенического благополучия внутришкольной среды как наиболее управляемого фактора формирования здоровья школьников.
    С этой целью всегда выполняются требования СанПиНов, разумно организуется режим жизнедеятельности учащихся. Составляется комплекс мероприятий по профилактике переутомления и учебных перегрузок, профилактике развития заболеваний, улучшение организации питания.
    В результате такого комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения у обучающихся складывается полное, четкое представление о принципах и правилах ведения здорового образа жизни, о пагубном воздействии вредных привычек на организм человека; вырабатывается стремление заниматься физической культурой с целью поддержания физической формы.В классе проводились различные мероприятия: «Скажи нет вредным привычкам!», «Полезная еда-залог здоровья», «Здоровым жить здорово».
    В моей практике имеют место исследовательские технологии, в частности, проблемно– поисковые, важным этапом которых является создание проблемной ситуации на занятии при активном взаимодействии всех участников процесса. Практика показывает, что наблюдается большой интерес проектной работы среди обучающихся.Работают и слабые ученики, и сильные. Некоторые ученики имеют пробелы в знаниях по отдельным темам, но они очень быстро усваивают. Технологией проектно-исследовательского обучения мы занимаемся давно. На подготовительном этапе была выбрана тема «Кошки наши друзья». Итогом нашей работы было изготовление брошюры по уходу за животными.
    Создаём проект исследовательской работы «История моей семьи», «Музеи Великого Устюга», «Полезные и вредные продукты», «Витамины вокруг нас», «Герой Великой Отечественной войны- мой дед» и т.д.Дети в познавательной деятельности и личности в целом испытывают определенные трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания и воспроизведения, применения их на практике при выполнении аналогичных и новых заданий.
    Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов,уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
    Основная задача личностно - ориентированного обучения, считает И. С. Якиманская, состоит в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.На своих занятиях с детьми использую:
    - разнообразные формы и методы организации деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка,
    -создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса,
    -стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться,
    -использую в ходе занятия дидактический материал, позволяющий обучающемуся выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания,
    -поощряю стремление обучающегося находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе занятия; выбирать и осваивать наиболее рациональные,
    -создаю ситуации общения на занятии, позволяющие каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, -создаю обстановку для естественного самовыражения ребёнка.
    Человека, который не только видит реальные плоды своих трудов, но и испытывает при этом позитивные чувства, можно считать овладевшим профессией. Педагог – это образец поведения, культуры и ценностей общества. Как человек он счастлив, если может быть кому-то полезен, если дарит минуты радости и капельки счастья другим, если понимает, что быть педагогом– его настоящее призвание. Действительно, найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья. И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши дети займут достойное место в жизни.
    Март 2022