Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ
Дермелева Оксана Викторовна,
воспитатель
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 67",
г. Воронеж

 «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

А. М. Горький

Дети, детство, игра. Эти слова на первый взгляд кажутся ясными и неотделимыми. Детская игра — один из сложных теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания.
Важным периодом становления личности ребенка является дошкольное детство. В это время он узнает об окружающей жизни, формируется определенное отношение к людям, к труду. Игра становится ведущим видом деятельность, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин говорили, что важное значение, для развития ребенка имеют именно самостоятельные формы игры. В них очень ярко проявляется личность ребенка.
Игра является способом освоения мира, влияет на психическое развитие ребенка и помогает усваивать основные стороны человеческих отношений. По мнению Д.В. Менджерицкой, игра должна проходить под контролем взрослого и носить развивающий характер.
Высоко ценил роль игр в воспитании детей А. С. Макаренко. Он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Рассмотрим возрастные особенности игры. Первая игра с мамой, начинается уже после рождения малыша. Годовалые дети, в силу своего развития, не будут играть вместе, а будут играть рядом. У ребенка до 2-х лет преобладают предметно-манипулятивные игры – ребенок еще не играет, а пока что манипулирует предметами, подражая взрослым. В возрасте от 3 до 6-7 лет дети выбирают сюжетно-ролевые игры. Благодаря игре ребенок осваивает взрослый мир социальных отношений, жизненных ситуаций и профессиональных занятий. Взрослый служит источником познания, а игра – объяснением связей и причин, существующих в реальном мире. После 5-ти лет – преобладает режиссерская игра, появляется игра-фантазирование. Ребенок, выступая, как сценарист и режиссер этого мира, разыгрывает целые военные баталии, передвигая фигурки, имитируя звуки орудий, комментируя происходящее. В этом возрасте ребенку просто необходимо иметь товарищей по игре, чтобы учиться строить отношения с ними.
Разобравшись в возрастных особенностях детей и зная о многообразии игр дошкольников, нам необходимо структурировать знания о видах игр.
Их можно разделить на два вида: сюжетно-ролевые и игры с правилами.
К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры. В основе игр с правилами лежит четко определенное содержание, задачи, целенаправленность обучения. В них самодеятельность детей сочетается с руководством воспитателя. Они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами направлена на решение основных воспитательных задач.
Сюжетно-ролевая игра занимает значительное место в жизни детей, и являются наиболее характерными играми дошкольников. Ее создают сами дети, а их деятельность носит ясно выраженный самостоятельный и творческий характер. Они могут быть длительными и кратковременными.
Психолог Д.Б. Эльконин писал: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых».
А.К. Бондаренко, А.И. Матусик считали, что игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а потом проявляется в других видах деятельности. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.
Игра помогает становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. В игре полностью изменяется позиция ребенка. Играя, он может менять одну позиции на другую.
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, и игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и развитие навыков общения, и познание жизни взрослых, и самооздоровление, и коррекция детско-родительских отношений.
Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.
В своей педагогической деятельности я планирую продолжать активно изучать все методические новинки, новые педагогические технологии игр, обновлять картотеки игр.
Библиографический список
1.         Брынзарей, Ю.Г., Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждения дошкольного образования/Ю.Г.Брынзарей; С.Н. Галенко.-Мозырь: Белый ветер, 2014 г.
2.         Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждения дошкольного образования/Е.А.Панько; по ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько.-Мозырь: Белый ветер, 2014 г. – 184
3.         Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре./Под ред. Маркова Т. А. – М.: Просвещение, 2002.-42с.

Март 2022