Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Нарбекова Галия Харисовна,
воспитатель
МДОУ "Детский сад № 121 комбинированного вида",
г. Саранск

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают и педагоги, и родители. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего обучения в школе. У каждого ребенка эти процессы сопровождаются неодинаковой успешностью. Если речевые нарушения не устранить в детстве, то в последующие годы преодолеть их будет гораздо труднее. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности. На современном этапе развитие речи детей стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений – развитие звуковой культуры речи. Все большее количество детей идет в детский сад со звуковыми нарушениями. На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у дошкольников. Что позволяет утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее..
Основной целью работы для меня является совершенствование речевого развития воспитанников. Задачи, которые были поставлены, следующие: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи.
Эти важные задачи направлены на то, чтобы дети смогли успешно обучаться в школе и решались они мной при разных видах деятельности, в том числе и на специальных занятиях. Свою работу я строила в несколько этапов: - овладение звуковой стороной речи,
- ориентировка в звуковом слове;
- обучение детей звуковому анализу;
- дифференцирование звуков по их качественным характеристикам.
На этой основе впоследствии дети обучаются чтению.
Как использовать здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи? И что это такое? Это система мер, направленных на улучшение здоровья детей, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Ведь здоровье – это не только отсутствие болезней, но и психическое, и социальное благополучие. Важно организовывать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребенка и воспитывающий ценностное отношение к своему здоровью.
Методы работы с использованием здоровьесберегающих технологий помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления дошкольников. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее.
Для более эффективного речевого развития детей я активно использую следующие приёмы здоровьесберегающих технологий:
— Дыхательная гимнастика
Если мы хотим научить ребёнка говорить красиво и чётко, следует
обучить его правильному дыханию. В своей работе я использую упражнения
дыхательной гимнастики («Дровосек», «Гуси», шумные вдохи и выдохи и т.д.), проводим их ежедневно в течение 5-10 минут. Я использую их и как физкультминутки в процессе образовательной деятельности, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
— Артикуляционная гимнастика
Главная мышца органов речи — это язык. И для него, как и для всякой мышцы, необходима гимнастика. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, я ежедневно в процессе образовательной деятельности занимаюсь артикуляционной гимнастикой. Для индивидуальных занятий с детьми по артикуляционной гимнастике можно использовать зеркала. Ребенок должен видеть, что язык делает. У нас, взрослых,
артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо
через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Как показывает опыт, дети дошкольного возраста выполняют
артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом.
— Пальчиковая гимнастика
Формирование словесной речи ребёнка начинается,
когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие
пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Очень хороши пальчиковые игры в сочетании с массажем.
А на ногах тоже есть пальчики! Издревне известно, что на ногах находятся важнейшие чувствительные точки, которые оказывают влияние как на физическое, так и на психическое здоровье. Можно и рисовать большим пальцем ноги и на ковре, и на песке. Использование упражнений с ногами создают так необходимый в обучении эффект новизны, делают занятия эффективными, занимательными, оригинальными. Они приводят детей в восторг и очень полезны для гиперактивных детей, которые нуждаются в движении больше, чем обычные дети.
Самомассаж
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса. Происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре
головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (потряхивание). Для самомассажа можно использовать грецкие орехи, мячики с шипами, «сухой
пальчиковый бассейн», карандаш, варежки, обшитые бисером. Можно проводить массаж и самомассаж рук в сочетании с пальчиковыми играми. — Зрительная гимнастика
Есть такая народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических расстройств. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, повышенной возбудимости, раздражительности, происходят изменения в мелкой моторике, а отсюда следует неполноценное развитие речи детей.
Во время занятий по развитию речи, да и не только, я включаю гимнастику для глаз («Проследи глазами цифры от 1 до 10», «Проследи за игрушкой» и т.п.)
Кинезиологические упражнения
Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, иначе они называются «гимнастикой мозга». Применение этих методов позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, мелкую и крупную моторику, снижает
утомляемость. Какие это упражнения? «Растирание ушек», «Сережки на ушах», «Катаем шарики на голове» и т.д.
— Песочная терапия
Песок – прекрасный материал для работы с детьми практически по любой проблеме. Игры и занятия с песком благотворно влияют на психику, успокаивают, гасят негативные эмоции, развивают мелкую моторику, координацию движений, тактильную чувствительность. Можно предложить погладить песок, перемешать его, перетереть его пальчиками, можно использовать миниатюрные фигурки, бусинки, пуговки, ракушки и т.д. Я провожу следующие игры с использованием песочницы: «Найди сюрприз», «Ладошки на песке», «Выложи узор на песке» и т.д.
Упражнения на расслабление и снятие напряжения
Проводя упражнения на расслабление, я обучаю детей игровым приемам произвольного расслабления – техника поочередного напряжения и расслабления мышц. Представляю детям возможность почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя. Игровые упражнения с воображаемым песком, «Плаваем в речке», «Брызгаемся водой», «Лежим, загораем» и т.д. Очень хороши упражнения «Расскажи стихи руками».
И, завершая, хочу вспомнить учение И. П.Павлова о высшей нервной системе. Он считал, что любая мысль заканчивается движением. Для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических
действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается! Исследования показывают, что современные дети испытывают «двигательный дефицит». Не секрет — и дома, и в детском саду дети больше сидят - за столом, перед телевизором и т.д. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие. У таких детей больше заболеваемость ОРВИ. Движения необходимы ребенку! Имеется непосредственная связь между подвижностью и интеллектом. Чем меньше ребенок двигается, тем больше он отстает в нервно-психическом развитии.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по развитию речи, а также создание разнообразной,
интересной для ребенка речевой среды способствует решению поставленных задач более результативно и в короткие сроки. У детей заметно возрос интерес к занятиям, играм и игровым упражнениям по развитию речи. Дети охотно играют в пальчиковые игры и игры на развитие речевого дыхания, выполняют артикуляционные упражнения, правильно выполнять артикуляции звуков. У детей выработана особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развит фонематический слух. У детей формируется мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. В конечном итоге дети показывают высокие результаты при усвоении материала.
Все эти упражнения занимают совсем немного времени, но в конечном итоге ребенок показывает хорошие результаты при усвоении материала. Ведь только здоровые дети в состоянии должным образом усваивать знания. Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия, повышению речевой активности, снятию напряжения, восстановлению работоспособности, активизации познавательного интереса.
Литература
1.Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. / Н. В Дурова. – М.: Просвещение, 2000. – 132 с.
2. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. – М.: Ювента, 2007. - 92 с.
3.Красавина Т. А. «Современные здоровьесберегающие технологии», http://nsportal.ru/, опубликовано 13.02.2013
4.Максаков А.Н.,Тумакова Г.А.Учите, играя. – М.:Просвещение¸1982 - 159 с.
5.Маханева М.Д.Воспитание здорового ребенка. - М: Аркти, 2000. - 107 с.
6.Острикова М. А. «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду», http://nsportal.ru/, опубликовано 04.02.2013.
7.Тумакова Г. А. Учите, играя. / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. – М.: Просвещение, 2003. – 84 с.
8.Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. /
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Владос, 2002. – 128 с.
9.Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) /О. С.Ушакова. – М.: Сфера, 2006 – 112 с.
10.Фалькович Т. А. Развитие речи, подготовка к освоению письма./ Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М.: Просвещение, 2007. – 93 с.
11.Шаханова Б., Хоменко Е.А. и др. Дарим детям радость. // Ребенок в детском саду. 2001, №4 – с.75-79.
Март 2022