педагог дополнительного образования
МАУДО "Центр детского творчества" Промышленного района,
г. Оренбург
«Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое,
достоин быть учителем»
Конфуций
В последнее время российская система образования столкнулась с рядом проблем, которые оказались принципиально новыми, не имеющими отработанных путей решения. Эти проблемы были сформулированы современным этапом развития общества, а также были обусловлены внутриполитическими, социально - экономическими и философскими факторами. Особое место занимает необходимость повышения качества и доступности образования и воспитания.
Как известно, образование в школе социализирует, воспитывает, обучает. На протяжении своей жизни человек получает новые знания, совершенствует уже имеющиеся. Но важным остаётся вопрос о том, какое образование он получает, так как оно должно быть качественным. А для того, чтобы получить качественное образование, необходим поиск новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие, как «педагогическая технология». Педагогическую технологию определяют, как совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Сегодня насчитывается больше сотни педагогических технологий. Использование их в педагогическом процессе обеспечивают личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, а это, в свою очередь, является ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, и, конечно же, более эффективного использования учебного времени.
Основными педагогическими технологиями, которые используются в образовании для повышения качества образования и воспитания являются: информационно-коммуникационная технология, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, технология интерактивного обучения, групповые технологии, технология – дебаты.
Использование в процессе обучения и воспитания педагогических технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся. Выбор технологии зависит от многих обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, характера и содержания дисциплины, то есть конкретно от: уровня знаний и умений преподавателя; общей цели и задач обучения, особенностей дисциплины, темы, запланированных целей и задач конкретного учебного занятия; отобранного преподавателем содержания учебного материала; уровня развития учащихся, их умения обучаться, возможностей и возрастных особенностей; роли метода или сочетания методов в развитии познавательной деятельности обучающихся, их активности, самостоятельности и творчества; материальной оснащенности образовательного учреждения; времени.
Именно педагогические технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения и воспитания.
Таким образом, можно сказать, что применение педагогических технологий в образовательной системе дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у детей желание учиться, и следовательно, повышается качество приобретаемых знаний, умений, навыков и, конечно же, подрастающее поколение становиться образованным и воспитанным.
Библиографический список:
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 стр.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во института профессионального образования МО РФ, 1985. 512 стр.
3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителей. Мн.: НМЦ «Учебная книга и средства обучения»; Гомель ИПП «Сож», 1999. 88 стр.
4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. 112 стр.
5. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. Мн.: «Сэр-Вит», 2003. 288стр.