Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ – УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Куконос Светлана Григорьевна,
методист
ГОУ ДПО "Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования",
г. Донецк, Донецкая Народная Республика

В настоящее время в связи высокими темпами развития современного общества существует объективная необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, для улучшения качества обучения. Развитие компьютерных технологий, особенно Интернет-технологий, дает мощный импульс развития образования. Одним из ведущих профессиональных качеств современного педагога является наличие компетенций в области информационно-коммуникационных технологий [3].
Активное использование педагогами цифровых технологий, работа в цифровой образовательной среде являются не только необходимостью, вызванной реалиями сегодняшнего дня, но и главными условиями развития образования, его соответствия вызовам будущего. Существует необходимость освоения педагогами веб-ресурсов и сервисов, инструментов для онлайн-обучения и общения, образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Об этом свидетельствуют и результаты опроса 457 педагогов.
Например, на вопрос: «Как давно Вы используете цифровые технологии в своей профессиональной деятельности?» ответы респондентов распределились следующим образом: до 5 лет – 21,9%, 5–10 лет – 15,9%, более 10 лет – 23,5% (См. Рисунок 1).

Рисунок 1. Результаты опроса педагогов


На вопрос: «Легко ли Вам работать на компьютере и на других цифровых устройствах» 20,9% опрошенных ответили, что полностью согласны с этим утверждением, «Я активно использую Интернет» – 22,2%, «Я интересуюсь новыми приложениями, программами, ресурсами» – 19,7% и «Я активно пользуюсь социальными сетями» – 20,3%.
Такие ответы свидетельствуют о недостаточной подготове в области теории и практики использования информационно-коммуникационных технологий, отсутствием у некоторых педагогов интереса к их использованию и просто боязнью чего-то нового. Между тем именно эти технологии направлены:
– на стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
– повышение уровня активности и самостоятельности;
– развитие навыков анализа и рефлексии собственной деятельности;
– развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Информационно-коммуникационные технологии в современных условиях могут стать действенным инструментом в плане организации образовательного пространства. В связи с этим цифровая грамотность становится непременным условием успешности педагога, который сегодня в основном имеет дело с цифровым поколением.
В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции (digital competencies) или способность решать разнообразные задачи с помощью ИКТ: использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование. Под цифровыми навыками (digital skills) понимаются устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ею [3]. Развивать данные навыки следует постепенно, системно, включая в активную самостоятельную деятельность, например самообразование. Даже самые сложные современные технологии можно освоить, начиная с доступных, понятных примеров их включения в образовательную деятельность.
В качестве примера рассмотрим использование технологии «Веб-квест» для мониторинговой деятельности.
Учитывая то, что Государственные образовательные стандарты требуют от педагогов умения проводить мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности, обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов, в 2020-2021 учебном году отдел социально-педагогических измерений в образовании ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» организовал работу веб-квеста «Самооценка готовности педагогов к мониторинговым исследованиям».
Веб-квест – это современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного задания. Веб-квесты построены на основе современных информационных технологий и используют богатство и безграничность информационного пространства глобальной компьютерной сети в образовательных целях [4].
Веб-квесты в методическом смысле не являются чем-то абсолютно новым, они объединяют различные технологии и не являются новинкой. Использование этой технологии для повышения профессионализма педагогов имеет рад преимуществ. Самое первое и главное состоит в том, что процесс выполнения заданий может осуществляться в любое удобное время, в индивидуальном темпе и вне зависимости от места нахождения. По мнению исследователей, так же важным преимуществом использования веб-квестов в методической работе является стимулирование педагогов к самостоятельному аналитическому и творческому мышлению, привлечение их к оценке своих собственных результатов и результатов своих коллег.
Хотелось бы обратить внимание на использование технологии веб-квест для изучения уровня профессионального роста педагогов. Веб-квест «Самооценка готовности педагогов к мониторинговым исследованиям» создан с помощью сервиса Google Sites. Для создания веб-квеста были использованы сервисы общедоступные и достаточно простые, такие как сервисы Google (Google-документы, Google-форма, Google-таблица и др.) и ресурс Learningapps.org. На платформе квеста педагоги могут освежить свои знания, провести самоконтроль по теме, выполнить дополнительные задания.
Дополнительные задания даны в игровой форме, что делает нашу платформу привлекательной для педагогов. Ведь не секрет, что взрослые тоже любят играть.
Веб-квест «Самооценка готовности педагогов к мониторинговым исследованиям» помог 219 педагогам оценить свои знания о мониторинге, инструментарии исследований и свою готовность к инновационной деятельности (См. Рисунок 2).

Рисунок 2. Количество победителей веб-квеста по городам и районам

Анализ результатов участников веб-квеста показал, что у большинства педагогов сформированы умения и навыки, необходимые для проведения мониторинговых исследований. Участники квеста владеют теоретическими знаниями о проведении мониторинга (более 55% участников набрали максимальное кол-во баллов на 1 и 2 этапах). 80 % участников показали высокий уровень знаний о психолого-педагогическом сопровождении участников образовательного процесса в период подготовки и проведения ГИА. Но только 47 % участников готовы к инновационной деятельности.
Проанализировав результаты участия педагогов, мы пришли к выводу, что необходимо продолжить работу веб-квеста. Мы полагаем, что использование данной технологии позволяет активизировать методическую работу, способствует самопознанию и саморазвитию педагогов, повышению информационной компетентности, критическому отношению к предлагаемой информации.
Использование именно таких несложных технологий как веб-квест помогает снять страх педагогов перед неизвестным, помочь им с интересом и желанием включиться в освоение современного педагогического инструментария и успешно его применять в профессиональной деятельности.
Таким образом, технология «Веб-квест» может с успехом применяться в методической и диагностической работе, вовлекая педагогов в увлекательный мир обучающего квеста. Активное использование педагогами цифровых технологий, работа в цифровой образовательной среде являются не только необходимостью, вызванной реалиями сегодняшнего дня, но и главными условиями развития образования, его соответствия вызовам будущего.
Список использованной литературы
1.Афанасьева, Е.В. Требования к интерфейсу электронных средств обучения в современном педагогическом процессе // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. № 50-3. С. 9-17.
2.Заславская, О.Ю. Как меняется обучение: трансформация образования в условиях развития цифровых технологий // В сб.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы IV Международной научной конференции. В двух частях. Красноярск. – 2020. С. 426-430.
3.Иваненко, С.С. Образовательный веб-квест: Интернет-ресурсы успешного педагога. [Электронный ресурс]. – URL: https://ppt-online.org/757343 (дата обращения: 23.09.2021). – Текст: электронный.
4.Обучение цифровым навыкам: Модели цифровых компетенций [Электронный ресурс]. – URL: http://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika. (дата обращения: 23.09.2021). – Текст: электронный.
5.Ромасевич, Е.П. Развитие инфраструктуры корпоративных сетей университетов в условиях тенденции BYOD // Учёные записки ИСГЗ. – 2016. Т. 14. № 1. С. 489-493.
6.Шараева, Б.В. Дизайн и современные интерфейсы в электронном обучении (E-Learning) // Управление человеческим потенциалом. – 2015. № 3. С. 196-201.

Март 2022