Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самофалова Елена Николаевна,
преподаватель
Конева Юлия Александровна,
преподаватель
ОБПОУ "Курский государственный техникум технологий и сервиса",
г. Курск

Педагогический процесс не ограничивается обучением. Все, что проводится в техникуме в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием - внеклассная воспитательная работа. В других источниках наряду с внеклассной воспитательной работой выделяют еще внеурочную работу по учебным предметам (предметные кружки, секции, олимпиады, выставки творческих работ и др.). К внеклассной же работе относят работу со студентами классных руководителей, библиотекаря и всех других сотрудников техникума, которая проводится во внеурочное время, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-либо одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах техникума или за его пределами, но организуется и проводится работниками учебного заведения (собрания, классные часы, линейки, вечера отдыха, выставки, экскурсии, походы и др.).
Более подробно можно рассмотреть формы воспитательной работы, непосредственно направленные на развитие интеллектуальной культуры студентов.
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у студентов. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь - обмен информацией, сообщения обучающихся, педагогов и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.
В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений педагога.
Для успеха дела при использовании различных форм работы со студентами педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с обучающимися: информация, переживания, действия. Информация - это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания - это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия - это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Подростки, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Отдельно следует такое явление, как классный час. Классный час имеет, по крайней мере два значения, первое из которых - просто время работы классного руководителя с группой. В это время классный руководитель может заниматься с группой тем, чем он вместе со студентами посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг, в том числе использовать это время для развития интеллектуальной культуры. К сожалению, бывает, что педагоги собирают обучающихся только для решения организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия «классный час» - собрание студентов группы для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни группы. Думается, что классный час в первом и во втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно два раза в месяц.
Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
«Викторина».
Воспитательные задачи: способствует повышению познавательной активности студентов, а значит, способствуют развитию интеллектуальной культуры.
Трудовые формы внеурочной работы.
Положительно воздействует на студентов совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в техникуме, от ежедневной уборки до ремонта техникума, разбивки и устройства сада, парка, организации информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.
«Защита проекта» (проект - мечта).
Воспитательные задачи: развитие фантазии, творческих способностей, коммуникативных навыков.
«Защита проекта» - это форма групповой деятельности студентов. В ней проявляет себя обучающийся как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие - то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней повседневности.
Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: «за самый смелый проект», «за самый изящный проект», «за самый красивый проект» и т.д.
Вывод: История человеческой цивилизации свидетельствует о том, что общество всегда нуждалось и нуждается в людях, которые концентрируют в себе высокий интеллектуальный и творческий потенциал, неординарные аналитические способности. Сегодня большую роль в интеллектуализации общества во всем мире играют новые информационные технологии, бесспорно, расширяющие познавательные возможности человека.
Формирование интеллектуальной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.
Смысл интеллектуальных занятий в системе образования состоит в том, чтобы организовать в регулярные занятия, на которых студенты с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные - могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. В процессе освоения интеллектуальных ценностей личность набирает свои индивидуальные силы, реализует свои природные свойства, вступает в процесс гармонизации интеллекта.
Март 2022