Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самофалова Елена Николаевна,
преподаватель
Конева Юлия Александровна,
преподаватель
ОБПОУ "Курский государственный техникум технологий и сервиса",
г. Курск

Педагогический процесс не ограничивается обучением. Все, что проводится в техникуме в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием - внеклассная воспитательная работа. В других источниках наряду с внеклассной воспитательной работой выделяют еще внеурочную работу по учебным предметам (предметные кружки, секции, олимпиады, выставки творческих работ и др.). К внеклассной же работе относят работу со студентами классных руководителей, библиотекаря и всех других сотрудников техникума, которая проводится во внеурочное время, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-либо одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах техникума или за его пределами, но организуется и проводится работниками учебного заведения (собрания, классные часы, линейки, вечера отдыха, выставки, экскурсии, походы и др.).
Более подробно можно рассмотреть формы воспитательной работы, непосредственно направленные на развитие интеллектуальной культуры студентов.
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у студентов. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь - обмен информацией, сообщения обучающихся, педагогов и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.
В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений педагога.
Для успеха дела при использовании различных форм работы со студентами педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с обучающимися: информация, переживания, действия. Информация - это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания - это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия - это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Подростки, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Отдельно следует такое явление, как классный час. Классный час имеет, по крайней мере два значения, первое из которых - просто время работы классного руководителя с группой. В это время классный руководитель может заниматься с группой тем, чем он вместе со студентами посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг, в том числе использовать это время для развития интеллектуальной культуры. К сожалению, бывает, что педагоги собирают обучающихся только для решения организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия «классный час» - собрание студентов группы для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни группы. Думается, что классный час в первом и во втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно два раза в месяц.
Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
«Викторина».
Воспитательные задачи: способствует повышению познавательной активности студентов, а значит, способствуют развитию интеллектуальной культуры.
Трудовые формы внеурочной работы.
Положительно воздействует на студентов совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в техникуме, от ежедневной уборки до ремонта техникума, разбивки и устройства сада, парка, организации информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.
«Защита проекта» (проект - мечта).
Воспитательные задачи: развитие фантазии, творческих способностей, коммуникативных навыков.
«Защита проекта» - это форма групповой деятельности студентов. В ней проявляет себя обучающийся как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие - то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней повседневности.
Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: «за самый смелый проект», «за самый изящный проект», «за самый красивый проект» и т.д.
Вывод: История человеческой цивилизации свидетельствует о том, что общество всегда нуждалось и нуждается в людях, которые концентрируют в себе высокий интеллектуальный и творческий потенциал, неординарные аналитические способности. Сегодня большую роль в интеллектуализации общества во всем мире играют новые информационные технологии, бесспорно, расширяющие познавательные возможности человека.
Формирование интеллектуальной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.
Смысл интеллектуальных занятий в системе образования состоит в том, чтобы организовать в регулярные занятия, на которых студенты с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные - могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. В процессе освоения интеллектуальных ценностей личность набирает свои индивидуальные силы, реализует свои природные свойства, вступает в процесс гармонизации интеллекта.
Март 2022