Конференции

    ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Вилачева Анастасия Сергеевна,
    учитель начальных классов
    МАОУ "Кочневская СОШ № 16",
    с. Кочневское

    Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении успешность усвоения учебного материала зависят не только от деятельности учителя, но и от индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, личных качеств, возможностей обучающихся.
    Учитель вольно или невольно стремиться выделить группы детей с более или менее одинаковыми особенностями. Чем меньше таких групп, тем легче работать, применять различные методы и приемы обучения
    Перед учителем начальных классов стоит задача - обучение разных по уровню развития детей. Поэтому важен индивидуальный подход к обучению. Уровневая дифференциация обеспечивает такой подход к обучению.
    Внутренняя (уровневая) дифференциация - совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований.
    Уровневая дифференциация позволяет организовать работу, как с отдельными учениками, так и с группами, создать психологическую комфортность и обучить каждого на уровне возможностей и способностей.
    Уровневая дифференциация предусматривает:
    1.       наличие базового, обязательного уровня общеобразовательной подготовки, который должен быть выполнен всеми учащимися;
    2.       открытость требований, предоставление ученикам возможности самим выбирать уровень усвоения материала и переходить с одного уровня на другой;
    3.       предоставление возможности повышенной подготовки, определяющейся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
    Работа с использованием технологии уровневой дифференциации включает в себя различные этапы:
    1.       выявление отставаний в ЗУН;
    2.       ликвидацию их пробелов;
    3.       устранение причин неуспеваемости;
    4.       формирование интереса и мотивация к учебе;
    5.       дифференцирование (по степени трудности) учебных заданий и оценок деятельности ученика.
    Для организации дифференцированного обучения необходимо разработать три типа дифференцированных заданий.
    1          уровень – это базовый стандарт, ученик овладевает базовым уровнем.
    2 уровень - обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал первого уровня, показывают применение понятий.
    3 уровень – предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал, его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения.
    Распределение заданий между детьми по уровню сложности учителем или самостоятельный их выбор. Оценивание заданий по уровню сложности.
    Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников):
    1.         Выполнение заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта, изучаемых тем и получение оценки – «3»-«4»;
    2.         Выполнение заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку – «4»-«5»;
    3.         Выполнение заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – «5».
    Для распределения заданий по этим 3 уровням можно еще использовать конверты разных цветов. В желтом конверте задания легче, т. е. 1 уровня. В розовом конверте сложнее - 2 уровня, в красном самые сложные задания - 3 уровня. Дети самостоятельно выбирают, какой конверт им взять.
    Прежде чем ребёнок возьмёт тот или иной конверт даётся инструкция:
    1.         Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание в желтом конверте.
    2.         Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание в розовом конверте.
    3.         Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание в красном конверте.
    Варианты разноуровневых карточек по русскому языку.
    Тема: «Парные согласные на конце слова»
    Уровень 1
    Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
    Моро (з, с) - …, зу (б,п) - …, мор (ж,ш) - …, рука (в,ф) - …, горо (д,т) - …, дож (д, т) ь - …, ёр (ж,ш) -…, фла (г,к) -…, каранда (ж,ш) - …..
    Уровень 2
    Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
    Моро… - …, зу… - …, мор… - …, рука… - …, горо… - …, дож…ь - …, ёр… -…, фла… - …, каранда… -….
    Уровень 3
    Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на 2 группы.
    Моро… - …, зу… - …, мор… - …, рука… - …, горо… - …, дож…ь - …, ёр… -…, фла… - …, каранда… -….
    Тема «Алфавит»
    1 уровень
    Запиши первые десять букв алфавита.
    2 уровень
    Продолжи алфавит: л,.., …... ц
    3 уровень
    Расшифруй слова, используя алфавит.
    и, а, с, т; т, о, г, с, ь;
    т, о, н, е
    Тема «Парный согласный»
    1 уровень
    Вставь пропущенные буквы
    Тетради — тетра. ь, тетра. ка, походы — похо.., березовый — бере. ка, колхозы — колхо., верблюды — верблю., шалаши — шала., грибочек — гри..
    2 уровень
    Выбери и подчеркни проверочные слова, вставь пропущенную букву.
    Проходит, выходка — прохо., площадочка, площадь— площа. ка, грибы, грибки – гри., глаза, глазки – гла., сторожка, сторожить – сторо.
    2          Уровень
    Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово.
    1.Шу. ка — шубы, ве. ка —.., ря. —.., ла. ки —..., зага. ка —..., ша. ка —..., варе. ки -...
    Тема: «Безударная гласная в корне слова»
    1 уровень
    В проверяемом слове вставь пропущенную букву, поставь ударение.

    часики – ч….совой

    стрелы– стр….лять

    корм – к…рмить

    страны – стр…на

    море – м…ряк

    лист – л…сточек

    мостик – м….стовая

    земли – з….мля


    2 уровень
    Из двух слов выбери проверочное слово, вставь пропущенную букву, поставь ударение.
    ·           мостовая, мостик – м…сты
    ·           сосны, сосновый – с..сна
    ·           деревянный, деревья – дер…во
    ·           ночлег, ноченька – н…чевать
    ·           ледяной, лёд – л…док
    ·           снег, снеговик – сн…жинка
    ·           котята, котик – к…тёночек
    ·           говорил, говор – разг…вор
    3 уровень
    Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.

    … - ст…лбы

    … - б…рега

    … - ц…на

    … - м…стерить

    … - пл…та

    … - отп…лить

    … - с…рпы

    … - пол…вать

    …. – с…дло

    … - цв…тут

    … - с…довник

    … - в…дяной



    Математика. 2 класс «Однозначные и двузначные числа»
    1 уровень
    Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3
    Раздели их на группы.
    2 уровень
    Даны цифры 3, 8, 0, 2. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа.
    3 уровень
    Даны цифры 4, 6, 0, 3. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа. Замени одну цифру так, чтобы двузначных чисел можно было составить больше, чем из данных цифр.
    Математика. 3 класс «Умножение числа на 1 и 0. деление числа на 1»
    1 уровень
    Выполни действия.
    1:1 7:1 0*9 10*1 0:1 17*0 10:1 1*1
    Раздели выражения на группы.
    2 уровень
    Какое число надо написать, чтобы равенства стали верными?
    7 * … = 0 7 * … = 7
    3 уровень
    Определи значения выражений. Найди «ловушку».
    Ψ*1 λ:1 Λ*1 λ:λ 0*Ω Σ*0 0:Λ 1*λ
    Окружающий мир
    1 уровень
    Выдели объекты природы: дерево, стакан, тетрадь, цветок.
    2 уровень
    Продолжи ряд явлений природы: снегопад, радуга,...
    3 уровень
    Что ты знаешь о радуге?
    Тема «Животные»
    1 уровень
    Подчеркни диких животных: лиса, кулан, корова, баран, олень.
    2 уровень
    Продолжи ряд: баран, верблюд,...
    3 уровень
    Отгадай загадку: Хозяин лесной просыпается весной, а зимой по вьюжный вой спит в избушке снеговой.
    Расскажи, что ты знаешь об этом животном?
    Дифференцированные задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Дифференциация заданий способствует оказанию своевременной помощи школьникам.
    Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество образования школьников.

    Март 2022