Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
Амитина Оксана Владимировна,
методист
Богачева Татьяна Ивановна,
методист
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Одаренность",
Старооскольский городской округ

Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует формирования у обучающихся умений организации собственной учебной деятельности, информационной культуры, развитии алгоритмического мышления способности к постановке и анализу проблем, к обработке больших объемов разнокачественной информации. Педагогическая наука ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования и воспитания: развитие личности, формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, ответственности, коммуникативных компетенций, формированию таких личностных качества, как внимательность, устойчивость, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, решительность, инициативность, организованность. Устойчивый интерес к математическим знаниям начинает формироваться в 13 -14 лет. Но такое формирование не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься наукой, необходимо, чтобы он чувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять истинное удовольствие.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является вовлечение в активную научную деятельность, через его участие в командных соревнованиях по решению нестандартных задач в ограниченном временном промежутке.
В Центре дополнительного образования «Одаренность» Старооскольского городского округа становятся традиционными интерактивные игры-конкурсы для обучающихся по предметам естественно-математического цикла. Такими конкурсами стали муниципальные командные игры-конкурсы школьников по физике «Высокое напряжение» (командное решение экспериментальных задач по физике), муниципальный турнир по математике «Математические бои» (соревнование двух команд в решении нестандартных математических задач), муниципальная интерактивная игра-конкурс по химии «Позитивная реакция» (квест-игра предполагает выполнение нестандартных теоретических и практических заданий в игровой, занимательной форме) и др. К интерактивным играм могут быть отнесены также «деловые» игры, «мозговой штурм», решение «кейсов», эвристических задач и др. Такие конкурсы не требуют предварительной подготовки со стороны обучающихся, педагогов, родителей. Здесь невозможно заранее подготовить, «натаскать» конкурсанта. Перед началом мероприятия участники знакомятся только с правилами игры, направлениями работы, не имея возможности узнать содержания ожидающих их заданий.
Интерактивные игры – это игры, в которых участники находятся в постоянном диалоге с кем-либо или чем-либо. Совместное погружение в суть решаемой задачи, согласованность действий, средств и методов решения, необходимость анализировать деятельность партнера и соперника поощряют участие каждого в учебном процессе, обращается к чувствам каждого обучающегося, формирует социальные компетенции, способствуют изменению поведения. Решение таких задач помогает учащимся глубже и полнее осмыслить и понять изученную закономерность, так как показывает ее в действии в совершенно конкретной обстановке. Базируясь на самом простейшем оборудовании, экспериментальная задача превращает физику из абстрактной системы знаний, в науку, изучающую «мир вокруг нас». Содержание конкурсных заданий предполагает решение нестандартных, экспериментальных задач, задач с многовариантным решением, развивающих эвристическое мышление. Особое значение приобретают задачи, требующие знаний на стыке наук: математики и физики, физики и биологии, физики и химии, биологии, химии и экологии, задачи, требующие экспериментального решения или экспериментального подтверждения теоретического решения.
Интерактивные игры вызывают большой интерес у обучающихся. Самая сложная задача решается легче и быстрее, если она интересна. Интерес является не только стимулом обучения, но движущей силой развития личности в целом, превращая усвоенную информацию в личный жизненный опыт обучающегося. Интерес способствует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции. Чем более интересен процесс познания, тем больше воли и упорства человек проявит при ее выполнении. Групповое решение задач проблемного характера становится более интересным, чем самостоятельное. Такая работа одновременно формирует опыт коллективной мыслительной деятельности, опыт работы в команде, навыки межличностного взаимодействия.
Необычным для участников игр является разрешение использовать различные источники информации: интернет, учебную, справочную литературу (исключением является лишь «звонок другу»), свободная, раскрепощенная, «клубная» атмосфера, мобильность участников. Доверительные, позитивные отношения, сотрудничество в процессе общения, демократический стиль ведения игр является необходимым условием успешности проведения мероприятия.
Такие формы работы не дают готовых знаний, но побуждают к самостоятельному поиску информации, способов решения, развивают умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, рациональность своего способа решения, заставляют учиться вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы. Ограниченность во времени вызывает необходимость участников учиться рационально распределять нагрузку между членами группы, быстро принимать решение, точно и емко формулировать мысль. Интерактивная игра создает условия для общения детей разного возраста, как правило, ранее незнакомых друг с другом, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляют возможность для интеллектуального отдыха.
В таком виде образовательного досуга формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность учащихся, ответственность за принятие решений, познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность учащихся, определяющие поведенческие качества, способствующие социализации личности.
Март 2022