Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Персидская Валентина Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 1 "Образовательный центр",
с. Сергиевск

Согласно ФГОС выпускник современной школы должен обладать не простым знанием фактов и умениями, а способностью пользоваться приобретённым; не объёмом информации, а умением её получать и преобразовывать. Поэтому, возникла необходимость использовать в своей работе новые приёмы и технологии.
Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления», направленная на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. Эти формы работы учащимся хорошо знакомы, их нужно только несколько изменить, потому что формируется это мышление быстрее, если на уроках дети не просто слушатели, а регулярно и активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с уже готовыми умозаключениями, формируют точку зрения по определенному вопросу и отстаивают её разумными доводами. Кроме этого, ученики должны научиться подвергать сомнению достоверность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс формирует особый склад мышления и познавательной деятельности. Базовая модель технологии критического мышления состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. У каждого этапа свои методические приемы и техники. Некоторые приемы меня заинтересовали и я стала их использовать на своих уроках. На стадии «Вызова» применяю приемы: «Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
Так, изучая тему «Почва» в 3 классе, на этапе «Вызов» использовала приём «Верите ли вы?». Учащиеся получали инструкцию о заполнении таблицы: при ответе на задаваемый вопрос в первой строке ставить плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка оставалась пока пустой. Задавались вопросы:
-          Верно ли, что ветер может разрушить горы?
-          Согласны, что опавшие осенью листья вредят почве?
-          Верите, что1см почвы образуется за 300 лет?
-          Правда ли, что норы животных, живущих в почве, разрушают её?
-          Растения участвуют в образовании почвы?
-          Точно ли, почва и камень родственники?
-          Согласны, что почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7
















В течение урока обращались к таблице, заполняя вторую строку, и видели, насколько были правы в утверждениях.
В вопросах неоднократно звучало слово «почва», а что же это такое? В поиске ответов на этот вопрос я использовала приём «Корзина идей», который помог выяснить все знания учеников по обсуждаемой теме урока. Работая в группах, ребята высказывали свои предположения, которые записывались на доске. Однозначного ответа на этот вопрос не оказалось, поэтому на уроке предстояло найти научный ответ на вопрос, что такое

Знаем

 Хотим узнать

Узнали

1.Растения – часть

живой природы.

2.Растения выделяют в воздух кислород.

3.Животные и люди

не смогли бы жить

на Земле без растений.

4. Растения делятся

на несколько групп:

деревья, кустарники, травы


Почему?

Какие ещё есть группы растений?

Что такое виды растений? Какие названия дают им учёные?


 Растения делятся на несколько групп.

В каждой группе растений много видов.

Науку о растениях называют ботаникой.

Существует 350 тысяч видов растений.

Названия видов дают им учёные.

Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас.

Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше сажать растения и ухаживать за ними.

Охранять растения- значит

заботиться обо всем живом.


почва.
Приём «Кластер» (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди универсальный и может использоваться на всех стадиях. Изучая тему «Растения» в 3 классе, записали тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулировали и записывали вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в течение урока.

Такое оформление материала помогает учащимся выяснить и понять, что можно сказать по данной теме.
Применима ко всем этапам и таблица «Знаю - Хочу узнать - Узнал», которую начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия». Такую таблицу заполняли при изучении темы «Разнообразие растений» (3 класс).
На стадии «Осмысление» используются приёмы: «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы. Изучая тему «Что такое почва» выполнялась практическая работа по заданию учебника, результаты фиксировались в «Сводной таблице» рабочей тетради на с.37.
Приём «Инсерт» (маркировка) уместно использовать при самостоятельном чтении информации в учебнике, во время которого дети делают на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял или есть вопрос, с последующим уточнением, что было из прочитанного для них знакомым, новым, непонятным. Таким образом проверяется понимание прочитанного и происходит его первичное закрепление.
На этапе «Рефлексия» практиковала приём «Шесть шляп» (3 класс, «Разнообразие растений»), предполагающий представить свой опыт, свои впечатления и мысли с разных сторон исходя из цвета шляпы. Первая группа с помощью энциклопедий и атласа-определителя рассказывала о растениях только фактами и цифрами, вторая определяла позитивность растений для людей и животных, третья доказывала необходимость растений в образовании кислорода, четвертая описывала эмоциональное состояние при виде гибели растений, пятая размышляла над вопросом сохранения природы на Земле, шестая подытоживала вышесказанное и выдвигала свое решение проблемы.
Дети активно участвовали в составлении «Синквейна», представляющего собой стихотворную форму, основанную на рефлексии и построенную по определенным «правилам». Например (3 класс, «Почва»):
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка
Прием «РАФТ» (написание текста) использовала при изучении темы «Солнце, растения и мы с вами» выполняя в рабочей тетради №5 на с.44. Сначала определили параметры будущего текста: а затем ученики от имени своей семьи писали благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле и зачитывали одноклассникам.
Таким образом, данная технология способствует смене роли педагогов и обучающихся. Ученики становятся главными действующими лицами на уроке, а не сидят пассивно, слушая учителя. Они размышляют, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Учитель же координирует их действия. На первый взгляд все довольно просто, а на самом деле есть определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку, нет готовых методических разработок, да и не на каждом уроке технологию можно применить. Однако при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы, как учителя, так и учащихся.
Март 2022