Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ» C ДЕТЬМИ ТМНР (5 ЛЕТ)

Платенко Екатерина Викторовна,
воспитатель
Зямилова Венера Аркадьевна,
воспитатель
МДОУ "№ 50 Компенсирующего вида",
Республика коми, г. Ухта

Краткосрочный творческий проект "Путешествия по русской народной сказке".
Средняя группа детей с ТМНР.
Тип проекта: художественно – эстетический.
Вид проекта: подгрупповой.
Продолжительность: краткосрочный (2неделя).
Место проведения: МДОУ д с №50 компенсирующего вида».
Педагогический проект для детей с ТМНР «Путешествие по русской народной сказке.
Проблема
С каждым годом, по миру, количество детей с нарушением интеллектуального развития становится все больше и больше.
Дети с нарушением интеллектуального развития - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
У детей с нарушением интеллектуального развития стойко выраженно снижение познавательной деятельности, качественные изменения всей психики, всей личности в целом, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. С такими детьми проводится множество различных коррекционных методик. Но самая любимая среди детей и педагогов, несомненно, является сказкотерапия, что означает "лечение сказкой".
Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» уроки с дошкольниками с ТМНР, у которых различный уровень не только физических нарушений, но и отсутствие речи и интеллектуальных способностей. Погружение в сказку снижает уровень тревоги и агрессии у детей, и повышает эмоционально-личностный фон. Во время прослушивания сказки нервная система находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка его внутреннего мира, где ребенок восстанавливается и гармонизируется.
Родители наших детей знакомы с множеством оздоровительных методик, но, к сожалению, метод сказкотерапии недооценён. Его, по-прежнему воспринимают, как развлечение для детей. Поэтому, во многих семьях опускают процесс чтения (в том числе обсуждение о прочитанном, инсценировка и т.д.) заменяя на просмотр мультфильмов. Поэтому, мы решили исправить эту недоработку и уделить больше времени именно русским народным сказкам в развитии и в воспитании наших детей.
Актуальность темы:
Работа с детьми с ТМНР предполагает большое количество разнообразных практических действий, как с книгой (потрогать, рассмотреть, подержать), так и с изображениями главных героев (драматизации, обыгрывание в настольном театре, использование театра и кукольного театра).
Это один из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими познавательные, речевые, эмоциональные, физические и поведенческие трудности. Многочисленные исследования ученых педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогике (доктор психологии Т.Д.Зинкевич- Евстигнеева, доктора психологии Н.Я. Большунова и др.) показали что «проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решить через использования метода сказкотерапии, потому как именинно дошкольный возраст является наилучшим периодом развития творчества детей».
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Поэтому уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
По определению доктора Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой, сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Как пишет российский психолог и писатель Вачков И.В., «сказку используют и врачи, и психологи, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить его профессиональные задачи».
Сказкотерапия (по Шороховой О.А.) - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Делая вывод, из вышесказанного, что сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность обучающихся, нам бы хотелось больше уделить вниманию этой методике, особенно при создание и проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов сказкотерапии, особенно с детьми тяжелыми множественными нарушениями развития.
Цель:
Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления посредством сказкотерапии.
Задачи:
-Знакомить детей с русской народной сказкой «Теремок», «Три медведя».
-Формировать умения детей распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
-Закреплять эмоциональную отзывчивость детей на литературные произведения разного жанра.
-Формировать положительные качества у детей посредством добрых поступков героев сказок
-Продолжать формировать знания цветов, количество, счет посредством дидактических игр.
-Развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (через пластику, мимику, речь).
-Знакомить детей с театрализованной деятельностью посредством постановки кукольного театра «Теремок», «Колобок», «Три медведя»
Исходя из актуальности данной проблемы нами были определены основные принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллектуального развития:
-Принцип наглядности. Для повышения результативности обучения вся коррекционная работа строится с опорой на наглядность. Дополнительным является задействование различных анализаторов.
-Принцип динамичности. Использование в коррекционно-развивающей работе различных видов деятельности.
-Принцип доступности. Построение коррекционно-развивающей работы с учётом возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей детей, подбор материала по принципу от простого к сложному, с постепенным усложнением заданий.
-Принцип систематичности и последовательности. Построение коррекционно-развивающей работы в чёткой логической последовательности, с опорой на ранее полученные знания у детей, в поэтапной подаче материала в соответствии с планом проектной деятельности.
-Принцип развивающего обучения. Все элементы педагогического процесса направлены на всестороннее развитие и воспитание детей с ОВЗ.
Паспорт проекта

Наименование проекта

«Путешествие по русской народной сказке»


Основные разработчики проекта:

Воспитатели: Зямилова В.А., Плотенко Е.В.


Тип проекта:

Познавательный, творческий, игровой, продуктивный.

По продолжительности:

Краткосрочный

По числу детей:

Подгрупповой

Участники:

Дети группы, воспитатели, родители

Образовательные области:

Художественно-эстетическое развитие.

Методы:

Познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры, игры – драматизации, дидактические игры, пальчиковые игры, физминутки, НОД.


Цель и задачи проекта:

Цель: Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления посредством сказкотерапии.

Задачи:

-Знакомить детей с русской народной сказкой «Теремок», «Три медведя».

-Формировать умения детей распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

-Закреплять эмоциональную отзывчивость детей на литературные произведения разного жанра.

-Формировать положительные качества у детей посредством добрых поступков героев сказок

-Продолжать формировать знания цветов, количество, счет посредством дидактических игр.

-Развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (через пластику, мимику, речь).

-Знакомить детей с театрализованной деятельностью посредством постановки кукольного театра «Теремок», «Колобок», «Три медведя».

Срок реализации:

1 этап (подготовительный). 14.02.2022 -16.02.2022

2 этап (технологический).17.02.2022-23.02.2022

3 этап (заключительный) 24.02.2022 -25.02.2022

4 этап (презентационный) 26.02.2022 -28.02.2022

Ожидаемые результаты:

1. Повысить интерес детей к сказкам и книгам в целом.

2. Позитивные изменяя в речи детей.

3.Активизацировать познавательный интерес, развить устойчивость и концентрацию внимания (слухового и зрительного), увеличение объёма памяти.

4. Формировать умения распознавать эмоциональные состояния других детей, взрослых, героев сказок.

5. Развивать положительные средства общения (мимику, жестикуляцию, имитацию звуков).

6. Побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

7. Развивать у детей интереса к творчеству – рисование, лепка, аппликация.


Этапы проекта

1 этап (подготовительный)

Цель: выбор темы проекта, постановка цели, задачи, определение методов, содержания и действий по реализации проекта.

Задачи:

-создавать мотивацию для работы по проекту;

-подбирать методическую и художественную литературу, дидактических и подвижных игр, пальчиковых и других упражнений;

-привлекать родителей к совместной деятельности по реализации проекта.

1.Внесение в книжный центр русские народные сказки.

2.Создание дидактических игр по проекту.

3.Пополнить музыкально-театральный центр масками для инсценировок сказок, подвижных игр.

4.Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам».


2 этап (технологический)

Цель: развитие творческих способностей детей и привлечение к жизни группы, родителей.

Задачи:

-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

-формировать у детей эмоциональной отзывчивости.

-развивать мелкую моторику рук.

Формы и виды деятельности по реализации проекта с детьми:

Беседы. «Животный мир», «В мире Сказок», «Почему убежал колобок», «Кто пишет сказки?».

Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок» «Три медведя».

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

«Три медведя», «Теремок», «Колобок».

Физминутки «Три медведя», «Курочка Ряба», «Колобок».

Театрализация.«Три медведя», «Колобок», «Теремок» и т.д.

«Теремок»- показ настольного кукольного театра.

«Колобок»- показ пальчикового театра,

Просмотр мультфильмов «Маша и медведь», «3 медведя», «Теремок»Просмотр музыкальной сказки «Теремок».

Рисование/лепка/аппликация. Рисование по сказке «Три медведя» - тема: «Стульчик для Мишутки», по сказке «Колобок» - «Веселый колобок». Лепка «Колобок», аппликация «Теремок».

Раскрашивание раскрасок с персонажами из сказок.

Дидактические игры. «Кубики по сказкам», «Кто в домике живёт?», «Разрезные картинки», «Чья мебель?», «Когда это бывает?», «Сказочное лото», «Что в лукошке лежит?», «Составь из половинок», «Разложи героев по сказкам», «Узнай сказку по предмету», «Угадай героя сказки», «Угадай сказку», «Сказки-раскраски».

Сюжетно – ролевые игры. «В театре», «В гостях у трех медведей!»

Подвижные игры. «У медведя во бору…», «Зайка серенький сидит», «Зайцы и лиса », «Гуси», «Воробушки и кот»,

Хороводные игры «Гори, гори ясно».

Конструирование: «Домик для зверей дом», «Теремок», «Кроватка для Мишутки и т. д.

Пальчиковые игры: «Про курочку Рябу» Три медведя», «Теремок», «Мышки».

Утренняя гимнастика: «Веселые мишки», «В стране зверят»

Гимнастика после сна: «Потягушки», «Солнышко проснулось».

Гимнастика для глаз: «По грибы», «Большой-маленький».

Дыхательная гимнастика: «Маятник», «Покорми животных».

Итоговое мероприятие развлечения «Путешествие по сказкам». Итоговое мероприятие «Игра – драматизация по сказке «Теремок»

Работа с родителями:

-Изготовление атрибутов для персонажей сказки.

- Участие в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка», фотовыставке «Мир сказок», выставке поделок «Сказочные персонажи».

-Подбор художественной и познавательной литературы о пользе сказок.

-Изготовление папок передвижек и буклетов: «Читайте детям сказки», «Роль сказки в жизни ребенка», «Зачем читать детям сказки», буклет «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить», «Советы по созданию домашней библиотеки».


3 этап (заключительный)

Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний.

Задачи:

- обобщение и систематизация знаний детей о сюжете сказок.

-формирование коммуникативных навыков со сверстниками и со взрослыми.

-создание доверительной атмосферы и снятия эмоционального напряжения.

Создание мини библиотеки

Онлайн-мероприятие для родителей по результатам проведённой работы.

Анализ результатов проекта, выводы.


4 этап (презентационный)

Показ презентации проекта и продукта проекта.

Решены результаты

-Дети познакомились со сказкой «Теремок», «Три медведя»

-Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

-Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

-Дети познакомились с театрализованной деятельностью



Наглядный результат проекта.
Продукт проекта.
1. Дополнения к картотекам по дыхательной гимнастике, зрительной гимнастике, пальчиковой гимнастике, утреней гимнастике, гимнастика после сна.
2. Дополнение картотеки хороводных игр.
3. Изготовление родителями масок для театра.
4. Пополнена предметно-развивающая среда.
Выставки детско-родительских работ.
-Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».
-Фотовыставка «Мир сказок».
-Выставка поделок «Сказочные персонажи
Список литературы.
Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Ось-89, 2007.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Москва просвещение 2020
Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л., 1978.
Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии – СПб.: Речь, 2000.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
Поляк Л.Я.Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.,ВЛАДОС, 2001.
Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. - М., Просвещение.-2009.
Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.
Шорохова В.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
Приложение
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в опросе по теме: «Сказка в жизни ребенка».
1 С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо читать сказки детям?
____________________________________________________
2 Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?__________
3 Читаете ли Вы сказки своему ребенку сказки? Как часто?_______
4 Кто из членов семьи чаще всего читает ребенку? ______________
5 Способствует ли сказка нравственному развитию ребенка
6 Объясняете ли вы ребенку смысл прочитанного?
7.Узнает ли ребенок персонажей по иллюстрациям
8. Играете ли Вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои сказок?______________________________________________
9 Рисуете ли Вы с ребёнком сказки? _____________________
10 Назовите любимую сказку Вашего ребенка__________________
11 Придумываете ли Вы с ребёнком свои сказки?_______________
12 Хотели бы вы принять участие в создании новой сказки вместе с вашим ребенком?_________________________________________
Спасибо за участие!
Результаты анкетирования
В опросе принимали участие 6 семей. Как показал опрос, все родители считают, что читать с ребенком нужно с раннего возраста. Во всех семьях есть книги, но в некоторых-это 2/3шт. (1семья), а в некоторых 20 и более (2 семьи). Не во всех семьях детям читают, чаще всего это связано с большим количеством детей или с нежеланием ребенка воспринимать книги (2 семьи). Но в целом, родители стараются читать детям регулярно (хотя бы несколько раз в неделю). И конечно же, чаще всего этим занимаются мамы (5 семьи). Все родители согласны, что сказки способствуют нравственному развитию ребенка, но не все объясняют смысл сказки, или смысл поведения героев. Чаще всего, после прочтения книга закрывается (4 семьи). 2 детей, по мнению родителей, могут узнать персонажа, и с этими же детьми играют по мотивам сказки. Все семьи стараются рисовать (раскрашивать), чаще всего это уже готовые тематические раскраски. Никто из семей не придумывает свои сказки, но принять участие, в том числе для мероприятия в ДОУ, готовы 3 семьи.
Вцелом, родители стараются с детьми дополнительно заниматься, читать, в том числе и по темам, которые в это время проходят в ДОУ, но не у всех есть опыт и время для этого.
Конспект занятия по лепке
в группе ТМНР «Колобок».
Цель:
1. Познакомить с персонажем «Колобком».
2. Развитие мелкой моторики.
Задачи:
1. Продолжать развивать умение скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями.
2. Учить находить и различать предметы круглой формы; учить создавать изображения по мотивам русских народных сказок.
3.Побуждать называть персонажей сказки; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки; вызывать интерес к лепке.
Предварительная работа:
1. Чтение русской народной сказки «Колобок».
2. Беседа с детьми с использованием иллюстративных картинок.
Методы и приёмы:
1.Игровой приём, игровая ситуация;
2.Художественное слово;
3.Наглядный метод.
Материалы:
1.Игрушка Колобок;
2.Пластилин жёлтого цвета;
3.Палочки для проделывания глаз и рта;
4.Дощечки;
5.Салфетки для рук.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл сказочный персонаж и зовут его?
Д: Колобок
В: Ребята, а какой он? (подносит к каждому ребёнку).
Д: Мягкий, тёплый, круглый.
В: Какого он цвета?
Д: Жёлтый.
Игра-физкультминутка:
Музыкальное сопровождение «Пение птиц в лесу».
- Ребята, какие звери повстречались в лесу Колобку?
Д: Ответы детей.
В: Как Зайчик прыгает?
В:Как Волк воет?
В: Как Медведь ходит?
В: А лиса как ходит?
Дети имитируют повадки животных.
В: Ой, ребятки, смотрите! Что-то Колобок наш заскучал! Что с тобой случилось?
К: Вас ребята, так много и вы все дружите, вам весело вместе, а я совсем один, вот если бы у меня было много друзей – я был бы ещё веселее.
В: Ребята, поможем Колобку найти друзей, а слепим мы их из пластилина.
Дети проходят за столы.
Воспитатель показывает детям Колобка, еще раз обращает внимание на цвет и форму Колобка.
В: А что бы наши ручки хорошо лепили нам нужно сделать гимнастику для пальчиков:
Тесто замесили мы
Вот так, вот так (сжимают ручки в кулачки)
Колобка мы испекли
Вот так, вот так (имитируют движения шара)
Ребята, а теперь посмотрите, как я буду лепить колобка:
- сначала разомнем наш пластилин, чтобы он стал мягким. Теперь из такого мягкого пластилина я могу лепить колобка. Я беру жёлтый ком пластилина, положу его на ладошку, зажму другой ладошкой и раскатаю круговыми движениями, будто катаю шар.
После показа дети лепят колобка самостоятельно, разминают пластилин и катают его в ладонях круговыми движениями.
Воспитатель помогает детям, следит за тем, чтобы правильно выполняли круговые движения ладонями.
После того как дети скатали колобка, воспитатель показывает детям как с помощью палочки можно изобразить глаза и улыбающийся ротик.
Молодцы, ребята, вы хорошо постарались! Колобок, посмотри сколько теперь у тебя друзей, они такие же жёлтые, круглые и веселые как ты. Теперь тебе не будет скучно!
К: Спасибо, ребята за помощь! Вы молодцы!
Конспект занятия по лепке в группе ТМНР
«Табурет в теремок»
Цель:
1. Познакомить с предметом мебели – табурет.
2. Развитие мелкой моторики.
Задачи:
1. Учить лепить табурет (делить пластилин на части, скатывать палочки-ножки, расплющивать диск-сиденье; соединять части, прижимая их, соблюдать пропорции деталей при лепке.
2. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, активность, самостоятельность.
Оборудование и материал:
1. Плоскостные изображения «Теремка» и его жителей.
2. Три табурета разного размера;
3. Пластилин: красный, желтый, зеленый, синий цвета (на выбор детей);
4. Дощечка для лепки.
5. Влажная салфетка (на каждого ребенка).
Ход деятельности:
1.Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, а кто они, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушечка Квакушка,
Ёж, Лисица и Зайчишка.
А ещё лохматый Мишка
Позже поселился тут.
Как все домик-то зовут?
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик — …
Д: Теремок.
В: Ребята, кто знает, как зовут наших героев?
Д: Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волчек, Мишка.
В: В сказке, у наших зверей были стулья, посмотрите, у нас на мольберте тоже есть стулья, но только эти стулья называются табурет.
2. Рассматривание картинок «Табурет» Ознакомление с частями и материалами.
В: Рассмотрите, назовите, из каких частей состоит табурет?
Д: Ножки, крышка
В: Крышка на табурете называется сиденье.
В: А сейчас, нам с вами нужно определить, где, чей стул.
Словесная игра «Большой, средний, маленький»
В: Ребята, как вы думаете, кто может сидеть на большом стуле?
Д: Мишка.
В: Ребята, как вы думаете, кто может сидеть на среднем стуле?
Д: Лисичка!
В: Ребята, кто может сидеть на маленьком стуле?
Д: Мышка!
В: Правильно, но Мишка нечаянно сломал домик теремок и все что в нем было. Что же делать, как же быть, как медведям за столом сидеть? Ребята, как мы можем помочь зверятам?
Д: Мы слепим стулья – табуретки.
Физкультминутка «Мишка косолапый»
Мишка косолапый по лесу идет
Шишки собирает, песенку поет.
Шишка отскочила Мишки прямо в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ!
Больше я не буду шишки собирать.
Сяду на машину и поеду спать!
В. Ребята, а сейчас выберите себе зверюшку, которому вы хотите слепить табурет и присядьте за столы.
(Показ образца и объяснение последовательности работы)
-Для сиденья у табурета мы скатаем шарик, расплющим его.
-Для ножек, скатаем длинную колбаску, разделим её на четыре части.
-Все детали соединим между собой.
-Не забывайте, чтобы табурет стоял ровно необходимо, чтобы ножки у него были одинаковыми.
В. Ребята, что вы лепили из пластилина, для кого?
Какого цвета слепил табуретку Коля, какого размера, для кого?
Звери поблагодарят вас за красивые табуреты.
А, что больше всего вам понравилось, когда вы лепили табурет?
Сценарий развлечения в группе ТМНР
«Путешествие по сказкам»
Цель:
1. Приобщение к сказкам посредством различных видов театра.
2. Обучение детей в создании образов живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентировке в пространстве группы.
3. Построение ролевого диалога, запоминание слов сказки в соответствии с выбранной ролью.
Задачи:
1. Вызвать у детей желание принимать участие в развлечении.
2. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия.
3. Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.
4. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству, координацию движений, воображение, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
5.Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь.
6.Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Оборудование:
1. Шапочки – маски героев сказки «Теремок».
2. Волшебная палочка.
3. Ёлки 2-3 шт.,
4. Фонограммы.
5. Крупный строительный материал для теремка.
6. Запись песенки «Паровоз».
7. Персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», "Чудо - дерево".
Предварительная работа:
1.Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми.
2. Показ детям различных видов театра и чтение русских народных сказок, их драматизации.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Обсуждение содержания сказок.
5. Подвижные игры.
6.Просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.
Ход занятия:
В:Много сказок есть на свете.
Сказки эти любят дети.
А вот как они их знают,
Мы сейчас узнаем с вами!
Сказка, сказка приходи!
Будут рады малыши.
Тише, дети не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса.
Сказка спряталась пока.
- Ребята, а вы любите сказки?
Д: Очень любим.
В: Сказки живут в волшебной стране – за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думают, что вы их забыли. А вы сможете их узнать?
Д: Сможем.
В: Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд.
- Набирает поезд ход,
Машинист глядит вперед.
Держимся мы друг за друга
И никто не отстает.
(Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе. Поезд останавливается на сказке "Репка").
- Вот мы и приехали.
- Ребята, а загадки по сказкам вы умеете разгадывать?
1. Дед растил его с душой -
Овощ вырос пребольшой.
Долго дед его тащил,
Не хватило ему сил.
Прибежали бабка, внучка,
Помогали кошка, Жучка,
Мышка к ним пришла на помощь -
Дружно вытянули овощ.
Да, в земле сидел он крепко,
Вот какая сказка… (Репка)
В: Правильно, мы попали в сказку «Репка».
- Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.
- Кто посадил репку? (Дед)
- Кого позвал Дед? (Бабку)
- Кого позвала Бабка? (Внучку)
- Кого позвала Внучка? (Жучку)
- Кого позвала Жучка? (Кошку)
- Кого позвала Кошка? (Мышку)
(Дети расставляют героев сказки по порядку).
-Вот теперь все хорошо.
- Проверим колеса (стучат кулачками по коленочкам).
- Садимся в поезд и едем дальше.
(Напевают песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-тут». Повторяют слова за воспитателем).
- Кто же в этом домике живёт? (Курочка, Дед, Баба, мышка)
- Какая это сказка?
Д: «Курочка Ряба»
В: Почему же Дед и Баба грустные?
Д:Мышка разбила яичко, которое снесла Курочка.
В: Что же делать?
Д: Надо им помочь – собрать яичко.
(Проводится игра «Собери яичко». Собирают разрезную картинку «Золотое яичко»)
В: Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады.
- А теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку.
Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.
(Двигаются, выполняя полу присед).
-Вот и лесная полянка (останавливаются на сказке "Колобок").
- Ребята, а у меня ещё загадки остались.
1. Бабку с дедом он оставил,
Волноваться их заставил.
Мишку встретил он в лесу,
Волка, зайца и лису.
Много тропок исходил,
Ото всех он уходил.
От лисы уйти не смог
Это сказка"Колобок"
- Правильно, мы попали в сказку «Колобок».
- Ребята, посмотрите под ёлочкой мешочек лежит,
А мешок — то не простой,
Он волшебный — вот какой!
Март 2022