Конференции

    ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

    Семенякина Юлия Дмитриевна,
    воспитатель
    Закуракина Юлия Петровна,
    воспитатель
    Ковалева Наталья Ивановна,
    воспитатель
    МБДОУ д/с № 76 "Везелица",
    г. Белгород

    В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
    Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
    Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
    Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
    Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
    Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
    Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
    Основные требования (критерии) педагогической технологии:
    К числу современных образовательных технологий можно отнести:
    ·           здоровьесберегающие технологии;
    ·           технологии проектной деятельности
    ·           технология исследовательской деятельности
    ·           информационно-коммуникационные технологии;
    ·           личностно-ориентированные технологии;
    ·           технология портфолио дошкольника и воспитателя
    ·           игровая технология
    ·           технология «ТРИЗ»
    ·           технологии предметно – развивающей среды
    Здоровьесберегающие технологии. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
    ·           от типа дошкольного учреждения,
    ·           от продолжительности пребывания в нем детей,
    ·           от программы, по которой работают педагоги,
    ·           конкретных условий ДОУ,
    ·           профессиональной компетентности педагога,
    ·           показателей здоровья детей.
    Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
    Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
    ·           Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
    ·           динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
    ·           подвижные и спортивные игры
    ·           контрастная дорожка, тренажеры
    ·           стретчинг
    ·           ритмопластика
    ·           релаксация
    ·           Технологии обучения здоровому образу жизни.
    ·           утренняя гимнастика
    ·           физкультурные занятия
    ·           бассейн
    ·           точечный массаж (самомассаж)
    ·           спортивные развлечения, праздники
    ·           День здоровья
    ·           СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
    ·           Игротренинги и игротерапия
    ·           Занятия из серии «Здоровье»
    Коррекционные технологии
    ·           технология коррекции поведения
    ·           арттерапия
    ·           технологии музыкального воздействия
    ·           сказкотерапия
    ·           технология воздействия цветом
    ·           психогимнастика
    ·           фонетическая ритмика
    Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
    Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:
    1.«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса
    2.Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
    3.Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
    4.Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.
    5.Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками.
    6.Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.
    7.Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.
    В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов, способов:
    - мимические разминки
    - гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)
    - пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)
    - дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
    - точечный массаж
    -игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
    Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
    Поставленные цели успешно реализуются на практике.
    Динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий.
    При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.
    -Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.
    Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей.
    Подвижные и спортивные игры. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
    Релаксацию. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
    Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
    В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.
    Дополнительно можно использовать методы закаливания:
    - полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно.
    - умывание холодной водой после дневного сна.
    - босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.
    -Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в школе, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.
    Для создания педагогических условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями
    Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
    Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
    Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
    Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
    Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар

    Март 2022