Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛАХ

Лукавецкая-Радченко Анжела Валентиновна,
преподаватель-методист, заведующая отделением изобразительного искусства, заслуженный работник образования ЛНР
колледж ЛГАКИ имени М. Матусовского,
ЛНР, г. Луганск

На данный момент организация дополнительного образования в ЛНР рассматривается как важнейшая составляющая часть современного образовательного процесса.
Произведения искусства являются носителями базовых отечественных нравственных ценностей. Они формируют внутренний мир подрастающего поколения, позицию наблюдателя современного человека и воспитывают гармонично развитого гражданина нашего общества. Символически-образная форма искусства позволяет реализовать нравственный потенциал, выступает средством формирования и развития этических принципов и идеалов личности.
Становление личностной зрелости, заключающейся в осознанном выборе своего места в системе социальных отношений, во многом зависит от педагогических условий профессионального самоопределения учащихся, ориентированных на поступление в вузы художественного профиля [2, с. 172].
В художественном образовании Луганской Народной Республики происходит поворот к новым специальностям не только в системе начального академического образования, но и в системе дополнительного образования. Современные формы изобразительных (пластических) искусств значительно расширили свои границы и наряду с такими традиционными видами, как живопись, графика и скульптура, появились новые дисциплины: дизайн в различных областях промышленности, полиграфии и архитектуры, компьютерный дизайн, мультимедиа. В связи с этим, расширение сферы деятельности в области художественного образования диктует необходимость более глубокого проникновения в проблемы преподавания предметов специального цикла в системе дополнительного образования и их значения для профессионального самоопределения учащихся.
Процесс формирования отношения учащегося к избираемой профессии и самореализация личности в современном обществе происходят в подростковом и юношеском возрасте. В этот период осуществляется выбор пути, осознание своего места в жизни и будущей профессиональной деятельности. Заложенный в подростках творческий потенциал наиболее полно раскрывается и реализуется в процессе практического освоения разных видов художественной деятельности под руководством художника-педагога. Становление профессионального самоопределения учащегося, ориентированного на поступление в вуз художественного профиля, во многом зависит от специфики условий его обучения в детской художественной школе.
Если в младших классах школы у учащихся формируется общее представление об искусстве в целом, то именно в старших классах формируется чисто профессиональная потребность к творчеству в конкретной сфере деятельности, готовность к сотрудничеству с педагогом в области определенного вида искусства. Преподаватель школы, опираясь на собственный педагогический опыт, на личные наблюдения за процессом детского, подросткового развития, прогнозирует будущие результаты творческого процесса и раскрытия способностей учащихся в области художественных и пластических искусств [3, с. 257]. Активная выставочная деятельность учащихся способствует повышению самостоятельности, уровня мастерства, уверенности в своих силах при последующем профессиональном самоопределении. Различные виды художественной деятельности (графика, живопись, дизайн, скульптура) создают условия для раскрытия творческой индивидуальности, открывают подрастающему поколению новые возможности в собственном творчестве, в становлении будущих профессиональных навыков, формируют сопричастность к художественному, культурному наследию нашего народа [1, с. 156].
Важное место занимает также содержательная целостность разнообразных творческих и учебных заданий: работа с натуры, иллюстрирование литературных произведений, создание композиций на различные сюжеты, плаката, отражающего актуальные проблемы современности. Данные учебные задания способствуют приобретению специальных знаний и навыков, необходимых для выбора будущей профессии, познанию учащимися своего места в нашем социуме.
Художественная педагогика, адекватно реагируя на все реалии жизни и изменения, происходящие в обществе, обогащается новыми методами и приемами, которые нуждаются в осмыслении, обобщении и систематизации, новыми подходами к каждому обучающемуся. При этом искусство педагогики опирается на наследие известных художников-педагогов, оказавших большое влияние на формирование традиций реалистической отечественной художественной школы. Применение художником-педагогом разнообразных инновационных методов в области освоения новых форм художественных и пластических искусств открывает новые возможности для каждого учащегося, в условиях нашего времени, и формируют сопричастность к культурному наследию общества.
Одной из основных образовательных задач ДХШ на современном этапе является привлечение в область системы дополнительного образования новых видов деятельности и таких аспектов организации творческого процесса, которые бы способствовали более эффективному развитию индивидуальности учащихся, а именно:
·          изучение проблемы профессионального самоопределения учащихся на данном этапе;
·          реализация профессионально-ориентированного подхода в обучении;
·          использование психолого - педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей;
·          использование форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся [4, с. 7].
Таким образом, по итогам обучения в художественной школе учащиеся должны сделать осознанный выбор относительно своей будущей специальности при поступлении в учебное заведение художественного профиля.
Таким образом, искусство, как наиважнейший компонент общего представления обучающегося о мире, его проблемах и взаимосвязях, аккумулирует многовековой опыт человечества. Обладая большим познавательным потенциалом, способным проникнуть в сложные процессы внутреннего мира подростка, обогащает его эмоционально-чувственный опыт и расширяет кругозор. Одновременно общение с искусством формирует эстетические потребности и вкусы подрастающего поколения, приобщает их к мировым художественным ценностям. Воспитание на лучших образцах художественного культурного наследия прививает любовь к отечественной культуре и формирует личность гражданина, созидателя, строителя нашего нового общества.
Список литературы:
1.    Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев — М.: Просвещение, 1974. — 246 с., ил.
2.    Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию / Н.Н. Ростовцев. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с., ил.
3.    Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Сокольникова Н. М. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.: ил., [24] л. цв. вкл.
4.    Яблонский В.А. «Рисунок» и «Основы композиции» / Яблонский В.А.: - 3-е изд., перераб. и доп. — М: Высш. шк., 1989. — 78 с., ил.
Март 2022