Конференции

    ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЛОГОПЕДОВ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ, В ШКОЛЕ И В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Маникаева Елена Игнатьевна,
    учитель-логопед
    МОАУ СОШ № 7,
    г. Нефтекамск

    Профессия логопеда предполагает выполнение диагностической, коррекционно-педагогической, профилактической и научно-исследовательской функций. Следовательно, логопеды тесно взаимосвязаны и с педагогикой, и с медициной, т.к. эффективность работы логопеда во многом зависит от его умения сочетать в своей работе педагогический подход с психофизиологическими, нейропсихологическими и психолингвистическими знаниями об устройстве и функционировании речи как коммуникативной системы, а также с лингвистическим знаниями о строении того языка, который используется в качестве средства общения, поэтому тема является актуальной, поможет разобраться и понять родителям, чем же отличаются логопеды в медицинских и образовательных учреждениях.
    В последнее время я часто слышу от родителей, почему их дети в школе ходят к логопеду, но по произношению, особенно по проговариванию звука «р», нет результата. Или же, почему у ребенка есть дефекты с речью, но логопед его не берет на занятия. Давайте разберемся, чем же занимаются логопеды в детском саду, в школе и в медицине. Как организована их работа. В течении года скольким детям они могут оказать помощь.
    В первую очередь хочу сказать, что логопедия – это коррекционная работа с детьми и требует немалых усилий. И многие результаты зависят от самих детей. Логопед всего лишь их направляет, объясняет, как его поняли дети и каков же будет результат – это уже желание ребенка работать. В настоящее время в практике логопедии применяются 2 классификации нарушений речи: клинико-педагогическая (нарушения устной и письменной речи) и психолого-педагогическая (применяется только к детскому возрасту, ее назначение – комплектование логопедических групп с учетом сходной симптоматики речевых нарушений: языковые расстройства и коммуникативные расстройства).
    Начнем с медицинского логопеда. После услышанной фразы «медицинский логопед», у многих в голове возникает представление, что он с медицинским образованием и является врачом. Это не так. Все логопеды – являются педагогом, они получают педагогическое образование. Но в жизни встречаются дети с тяжелыми заболеваниями, у которых есть медицинские проблемы. Чтобы решить эти проблемы, нужно комплексно подойти, то есть взаимодействовать с другими специалистами: отоларингологами, хирургами, психиатрами, неврологами, психоневрологами и т.д. Отсюда возникло новое направление с названием «клиническая логопедия». Клинический логопед должен соответствовать выше перечисленным специалистам, то есть он должен хорошо разбираться в анатомии, психологии, центральной нервной системе, а также должен уметь делать массаж, работать с зондами (специальные приспособления, с помощью которого логопед оказывает механическое воздействие на артикуляционные органы малыша с целью развития речевых навыков и восстановления правильного звукопроизношения), из-за этого ему нужно получить соответствующее образование. Такую специальность можно получить в нескольких педагогических заведениях, например, в московском МГПУ, в РГПУ имени Герцена в Санкт-Петербурге.
    Перейдем к рассмотрению функциональных обязанностей логопеда детской поликлиники. В поликлинике логопед подчиняется главному врачу. Основные функции логопеда в детской поликлинике:
    1.педагогическая работа – исправляет дефекты речи на консультативных занятиях;
    2.оформляет на каждого ребенка логопедическую характеристику;
    3.консультирует родителей, воспитателей в детском саду и педиатров;
    4.ведет просветительскую работу в виде оформления стендов, различных буклетов, пособий;
    5.изготавливает наглядности к занятиям;
    6.посещает детские сады, осматривает каждого ребенка (диспансеризация);
    7.в системе здравоохранения и образования участвует в комплектовании логопедических учреждений.
    На первичном приеме и на индивидуальных и групповых занятиях родители должны присутствовать обязательно.
    По сравнению с логопедами школы и детского сада, медицинский логопед за одну ставку в неделю при пятидневной рабочей неделе работает 18 часов.
    Во время приема логопед выясняет цель прихода к логопеду: жалобы на речь, осмотр по диспансеризации, обследование для устройства в детское дошкольное учреждение и другие причины. Также он собирает краткие анамнестические сведения о раннем развитии ребенка, проводит обследование речи ребенка и сразу же делает запись в амбулаторной карте. При необходимости дает нужную консультацию, определяет вид логопедической помощи, если ребенок в ней нуждается.
    Помимо этого, медицинский логопед участвует в целевой диспансеризации детского населения. Для этого дети до 6 лет, проживающие на территории, закрепленные к данной поликлинике, обязательно должны быть обследованы в возрасте 4-5 лет, перед садиком в возрасте 2,5-3 лет. При проведении целевой диспансеризации детского населения логопед поликлиники должен посетить все детские сады своего микрорайона. Дети также могут пройти диспансеризацию и в поликлинике, если они не посещают детские сады.
    В поликлинике логопед не должен отказаться от приема, он принимает всех, кто записан на прием и оказывает помощь нуждающимся в нем. В поликлинике не должно быть очередей к логопеду.
    Только документация сильно отличается от остальных логопедов. Перечислим наименование документов: амбулаторная карта больного, журнал первичного приема, журнал диспансеризации в детских садах, индивидуальные речевые карты, журнал учета логопедических занятий, ежегодный отчет о проделанной работе.
    Еще следует знать, что в медицине логопед работает не только с детьми, но и со взрослыми людьми, которым также необходима медицинская помощь не только в консультации.
    Теперь рассмотрим функции логопеда в детском образовательном учреждении.
    Логопед в ДОУ должен работать по 20 часов в неделю всего 5 дней. График составляется с учетом времяпровождения детей.
    Логопед сначала диагностирует каждого ребенка. Затем составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем указывает необходимые задачи и методы устранения речевых проблем, которые помогают повысить эффективность обучения. Благодаря индивидуальному плану логопед реализует следующие задачи: ищет речевые проблемы, корректирует и профилактика.
    Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. После этого коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются: артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, постановкой звуков, закреплением полученных навыков, развивают память и внимание, учатся строить предложения в правильной постановке.
    Диагностика проблем происходит в сентябре и мае. На 1 ставку логопед за год может помочь не более 25 детям. Он может забирать детей для коррекции с любых занятий ДОУ, исключение составляют музыка и физкультура.
    При обнаружении проблем, родителям следует дать согласие на дальнейшее логопедическое занятие в ДОУ. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволят избавить ребенка от психологических проблем.
    Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми: индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия и упражнения с детьми с одним дефектом. Все это делается для приобретения новых умений, совершенствования успеха и закрепления изученных навыков, поэтому роль логопеда в ДОУ очень высока, так как он с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни. Чтобы достичь высоких результатов, необходимо научить детей укреплять мышцы рта, делать артикуляционную гимнастику, играть с мелкими предметами, учить выделять звуки. Поэтому логопеды и воспитатели должны работать тесно: планировать свои занятия, устранять преграду речевых проблем, развивать интерес к учебе, обменяться информациями, совместно закреплять полученные результаты и т.д.
    В подготовительной группе во время игр воспитатель вызывает интерес к буквам, увеличивает словарный запас, расширяет кругозор, то есть проводит логопедические развлечения.
    Взаимосвязь логопеда и психолога тоже играет большую роль. Нередко речевые проблемы возникают из-за психологических травм ребенка в семье. Совместная работа логопеда и психолога стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка.
    Также логопед в ДОУ не лишена от документаций: журнал первичного обследования, посещения, план работы на год, на индивидуальные, групповые занятия и на занятия с одинаковыми речевыми нарушениями, речевые карты, журнал взаимодействия с родителями и т.д.
    Таким образом, дошкольная логопедия – это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.
    И последнее, рассмотрим функциональные обязанности школьного логопеда. Сначала в общеобразовательной школе организуется логопункт. Логопед на ставку в год обслуживает 25 детей. Работает он 20 часов в неделю в течении 5 дней.
    Работа школьного логопеда регламентирована. С первого по пятнадцатое сентября комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для этого логопед проводит диагностику устной речи у всех первоклассников, а у 2-4 классов проверяет сформированность письменной речи: пишут диктант и проверяется скорость чтения, учитывая все ее нюансы. С первоклассниками логопед работает более внимательно. Сначала он беседует со всеми детьми, отбирая имеющих проблемы. Приглашает для беседы родителей ребёнка и берет согласие на дальнейшее занятие или отказ.
    Как и в ДОУ на занятия в течение года логопед отбирает 25 детей, остальные записываются в лист ожидания. В первую очередь логопед занимается с теми детьми, которым нарушения устной и письменной речи значительно мешают усваивать школьный материал.
    С 16 сентября по 15 мая логопед занимается с прикреплёнными к логопункту детьми. С 16 по 31 мая логопед вновь обследует логопатов, составляя предварительные списки на индивидуальные или групповые занятия на следующий учебный год. В самом конце года пишет отчет. Проводит статистику, успешных детей, не нуждающихся в логопедической помощи, убирает из списка.
    К середине сентября составляется расписание занятий детьми. Время распределяется таким образом:
    1.индивидуальное занятие 15-20 минут;
    2.подгруппа – 20-25 минут;
    3.группа первоклассников – 35 минут;
    4.группа детей 2-4 классов – 35-40 минут.
    Занятия с логопедом проводятся после уроков. Специалист может забирать детей из группы продлённого дня. Или школьников приводят родители после домашнего отдыха.
    Расписание составляется один раз. Очень нежелательно менять его. При этом каждый ученик посещает занятия два раза в неделю.
    После диагностики логопед в школе в первую очередь берет согласия от родителей на дальнейшие коррекционные занятия. Затем он распределяет логопатов, в зависимости от дефектов и обучений в классе, на индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. После всего этого, учитывая школьное расписание, логопед составляет расписание на логопедические занятия. Помимо этого, логопед в школе выполняет следующие функции:
    1.составляет план работы на год;
    2.корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;
    3.проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;
    4.для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения;
    5.работает в тесном контакте с родителями и педагогическими работниками;
    6.посещает занятия;
    7.консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
    8.ведет необходимую документацию;
    9.реализует образовательные программы;
    10.комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
    11.изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям;
    12.проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий;
    13.соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);
    14.выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
    15.пополняет кабинет новинками научно-педагогической литературы, дидактическим материалом, техническими средствами обучения;
    16.анализирует и систематизирует имеющиеся материалы, ведет картотеку
    17.участвует на разных педагогических конкурсах, семинарах, методических объединениях;
    18.направляет своих воспитанников для участия в разных конкурсах;
    19.ведет просветительскую работу в виде оформления стендов, различных буклетов, пособий;
    20.изготавливает наглядности к занятиям.
    Каждый раз после обследования, на каждого логопата составляет речевую карту. В ней указываются:
    1.класс, фамилия, имя и возраст ученика;
    2.домашний адрес и телефон родителей;
    3.дата, когда зачислен на занятия в логопункт;
    4.успеваемость по русскому (родному) языку;
    5.жалобы родителей, учителей;
    6.заключение сурдолога и психиатра;
    7.данные о развитии речи и общем развитии;
    8.характеристика артикуляционного аппарата и речи;
    9.сформированность навыков фонетического анализа слов, чтения и письма;
    10.проявление заикания;
    11.характеристика на ребёнка учителя и психолога;
    12.заключение логопеда;
    13.результаты повторного обследование на время отчисления из логопункта;
    14.рекомендации на дальнейшее развитие.
    И последнее, если логопед не зачислил ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже – очень мало. При этом родитель имеет полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы. Но не стоит расстраиваться, ведь он не единственный логопед, можно за помощью обратиться в коррекционные центры. Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы или работает сарафанное радио.
    И самое главное – у всех логопедов одна функция остается неизменной – это работа с родителями. Ее задача – информировать родителей о современных требованиях педагогов и психологов к развитию ребенка, объяснить истинное состояние его речевого развития, обучить их некоторым приемам логопедической работы, сделав соучастниками коррекционного процесса.
    Для решения этих задач существуют различные методы: лекции и беседы, индивидуальные консультации, наглядная агитация (стенды и плакаты), памятки по тематике, предназначенной для каждого конкретного случая. У логопедов родители могут также получить экспресс-тест, с помощью которого они смогут самостоятельно определить: как развивается речь их ребенка, нужно ли им срочно обратиться к логопеду или же ребенок развивается благополучно.
    Не надо забывать, если родители неговорящих детей не посещают логопеда вовремя, в дальнейшем может быть трудно развиваться, хотя, бывают исключения, например, зависит от генов родителей. У меня на практике были такие случаи: ребенку 2 года, но не говорит. Родители забили тревогу и пришли ко мне. Побеседовав, пришли к выводу, что беспокоиться не надо, подождем до 4 лет, но при этом родители будут выполнять мои рекомендации. В 3 года привели, ребенок также не говорит, но видно, что с ним занимались: все понимает и выполняет просьбу логопеда или родителей. И в 4 года, ура! Свершилось, ребенок заговорил! Он уже сразу начал говорить короткими предложениями (2-3 слова в предложении). Сейчас этому ребенку уже 10 лет и в школе учится на «отлично».
    Но есть родители, которые торопятся и пытаются из своих чад делать вундеркиндов. Чрезмерные требования могут усугубить в развитии речи ребенка, поэтому вышеупомянутый экспресс-тест дает возможность адекватно посмотреть на развитие речи ребенка в целом. Этот тест построен в виде анкеты.
    И в завершении хочу сказать, что все логопеды могут поставить звук, развивать ребенка в нужном направлении. Все зависит от желания и настроения ребенка. Но функции логопеда немножко отличаются, в зависимости где они работают.
    Март 2022