Конференции

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Черняк Ана Леонидовна,
    воспитатель
    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с изучением предметов музыкального цикла «Музыка» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

    Поставленные перед современным миром вопросы требуют нестандартных решений, характерных для одаренных людей. Поэтому сейчас наиболее остро стал вопрос поддержки одаренных детей. Проблемы ирреальности, стирания границ между реальным и виртуальным миром, проблематика искусственного интеллекта становятся все острее. Одаренные дети, они, к счастью или к сожалению, помимо того что они одарены остаются детьми, и им нужны взрослые для поддержки и развития их одаренности, чтобы их задатки стали способностями. В социализации таких детей и их воспитании важную роль играет общеобразовательное учреждение, в котором они учатся, поэтому большая ответственность лежит на сотрудниках этих учреждений.
    В данной работе автор планирует рассмотреть особенности одаренных детей, которые проявляются при их нахождении в общеобразовательном учреждении и способы взаимодействия с такими детьми. Помимо того что одаренность у детей бывает разная, как правило все же одаренным детям присущи общие признаки.
    Как правило, одаренным детям характерны следующие признаки: яркие познавательные интересы, высокая потребность в самореализации, особая эмоциональная чувствительность. Давайте рассмотрим особенности развития и условий формирования личности одаренных детей и обозначим те проблемы, с которыми одаренный ребенок сталкивается в школе и рассмотреть варианты их решения. Для воспитания гармоничной личности родителям и учителям надо учитывать особенности одаренных детей.
    Одаренность бывает разной: по виду деятельности: академическая, интеллектуальная, творческая, коммуникативная, деятельная. Также одаренность бывает явной и скрытой. И несомненно, важный момент то, что по широте проявления одаренность бывает общая (например, Леонардо Да Винчи), и специальная – в какой либо конкретной деятельности - (В.А. Моцарт)
    В.А.Сухолимский выделял то что «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Знаменитый писатель А.Экзюпери обратил свое внимание на одну из центральных проблем одаренности - «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться». Лета Холлингзуорт также обращает внимание на одну из ключевых проблем одаренных детей: «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом».
    Несомненно, также вызывает интерес высказывание Эрики Ландау из книги «Одаренность требует мужества»: «Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того, каким он является, а из-за того, каким он не является. Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными… Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобным образом, он не бывает проблематичным»
    Помочь ребенку обрести нормальное самовосприятие и изменить ту или иную нежелательную модель поведения несомненно должны родители.
    Их прямой обязанностью как родителей является не подогревать детское тщеславие. Важно помнить, что одаренные дети чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. Общеобразовательная организация, в которой учится одаренный ребенок, является базовой площадкой его социализации. Невозможно переоценить влияние сотрудников общеобразовательной организации, где учится талантливый ребенок для успешной его социализации в обществе, так как без внутреннего и внешнего стимулирования, к сожалению, талантливые дети уходят в свои богатые внутренние миры. В образовательной программе основное внимание должно уделяться становлению, развитию и воспитанию личности одаренного ребенка. Задача школы поддержать одаренного ребенка и развить его способности.
    Психология и педагогика утверждают. Что личность формируется в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества. Воспитание является ведущим фактором, оно воздействует на подрастающего человека как система, передающая общественный опыт и формирования способностей.
    Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности – уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрения людей. Бедная окружающая среда – затормаживает развитее мозга, а разнообразная – стимулирует.
    Известный психолог Б.Г. Ананьев пишет: «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития».
    Задатки (особые анатомно-физиологические предпосылки способностей к разными видам деятельности). Сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общественной жизни, усвоение знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Важно отметить то, что задатки могут реализовываться только лишь при взаимодействии личности с окружающей природной и социальной средой.
    Успех одаренного ребенка во многом зависит от родителей их правильного отношения к ребенку и его одаренности и преподавателей, а также атмосферы, в которой одаренный ребенок находится. Помимо таланта у одаренного ребенка должны быть еще воля и характер. Для развития задатков необходимо правильное воспитание, для превращения задатков в способности очень важно правильное обучение.
    В развитии одаренного ребенка важна как наследственность (родители, учителя) так и окружающая среда (разнообразная).
    Одаренность формируется из нескольких слагаемых: талант, воля, характер.
    Одна из распространенных проблем в общеобразовательной организации - Проблема неоцененности учителями одаренных детей. Часто в общеобразовательной организации учителя и другие сотрудники не распознают одаренных детей и отрицательно оценивают их способности и достижения. Один из часто употребляемых примеров данного явления - письмо школьного учителя Томаса Эдисона, в котором он написал его матери: «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем учить его в школе со всеми.» Или характеристика Эйнштейна его школьным учителем: «умственно медлительный, необщительный. Вечно плывущий в глупых снах»
    В вопросах воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: учителях, детских психологах. Они должны подсказать, направить родительское воспитание. Для успешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать возможность проявить ее. Дать ребенку почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда у ученика появится интерес и разовьется мотивация, которые являются необходимым условием успеха.
    Школа является важнейшим институтом социализации наряду с семьей.
    У одаренных детей наблюдаются особые сложности взаимодействия в школе с другими учениками и учителями. Важно отметить, что успешность социализации одаренных детей обеспечивается в первую очередь адекватным отношением к ним со стороны
    учителя.
    Необходимо в общеобразовательных учреждениях иметь психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Э.Ф. Зеер определяет психологическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание помощи и поддержки. Сопровождение рассматривается как способ включения индивида во взаимодействие с целью обеспечения условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, которая направлена на создание психолого-социальных условий для успешного развития, обучения, воспитания, социализации, адаптации ребенка.
    Цель психологического сопровождения одаренных детей – выявление, поддержка и развитие. Психолого-педагогическая помощь заключается в адаптации одаренных детей к учебно-воспитательному процессу. Психолого-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении, сохранение психического здоровья, создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренного ребенка.
    Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей является комплексной педагогической, психологической, медицинской и социальной проблемой (М.Н. Акимова, Ю.Д. Бабаева, М.М. Безруких, М.Р. Битянова, М.И. Буянов, В.Т. Козлова и др.). Именно поэтому есть необходимость скоординированной работы с одаренными детьми специалистов разных профилей. В школе такую работу осуществляет психолого-педагогическая служба, в которую входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник.
    Работа психолого-педагогической службы может осуществляться по трем направлениям: с ребенком, помощь педагогу, помощь родителям одаренного ребенка. Психолого-педагогическая поддержка заключается в формировании у одаренного ребенка ценностного отношения к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей. Обучение одаренного ребенка социально-педагогическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, конструктивного решения конфликтов. Необходимо обучать одаренного ребенка навыкам саморегуляции и управления стрессом. Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является редкостью, чаще всего можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и усугубляется, порождая у него ряд психических проблем.
    Одаренным детям необходима коррекционная и развивающая работа, в которой осуществляется корректировка и «исправление» отклонений. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений:
    - развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоление стресса, содействие в социализации, формирование коммуникативных навыков;
    - формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможность осуществить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищенность;
    - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
    - развитие коммуникативных навыков;
    - снижение уровня тревожности;
    - формирование адекватной самооценки.
    Помимо коррекционного направления работы, необходима еще информационная работа со всеми сторонами процесса: самими одаренными детьми., их родителями, учителями. Особенно важно сотрудничество, просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.
    Необходимо развитие психико-педагогической компетенции администрации, педагогов, родителей.Также нужно обратить внимание на развитие навыков общения, разрешения конфликтов. Педагоги должны быть подготовлены к работе с одаренными детьми. У педагогов должна быть педагогическая и психологическая информация о особенностям одаренных детей и работе с ними.
    Еще одно из направлений в работе с одаренными детьми в общеобразовательной организации - консультативное направление. Оказание психологической помощи одаренным детям, их родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем.
    Тема успешной социализации является одной из самых актуальных проблем, которые возникают в работе с одаренными детьми. Социальное взаимодействие человека с окружающими. Социализация, как процесс усвоения, а также активного воспроизводства индивидом социального опыта. Субъективность усвоения социального опыта, того что одни и т же жизненные ситуации воспринимаются разными людьми по разному. Разные личности выносят различный социальные опыт из одинаковых ситуаций. Социальный опыт может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. Процесс социализации непрерывен и определяет развитие человека как личности.
    Проблемой социализации одаренных детей занимались и занимаются психологи, социологи и педагоги всего мира, такие как Кэрол Тэкэкс – профессор университета Кливленда в США, Френсис Гальтон – английский антрополог и психолог, Соколянский И.А. – советскией педагог, Петровский А.В., Лейтес А.С., Леонтьева А.Н. и другие ученые.
    К факторам риска социализации ученые Н.В. Белякова, Т.В. Драгунова, И.В, Дубровина и др. относят: для школьников 6-7 лет – угроза для интеллектуального развития: стресс, эмоциональная незрелость; для школьников 11-12 лет – выраженность эмоционально-волевых и поведенческих нарушений; для школьников 15-16 лет – неуспешность социальных контактов со сверстниками, тревожность в ситуациях школьного и межличностного взаимодействия, неуверенность в себе. Общим для всех является ограниченное деятельностное и коммуникативное пространство самореализации одаренного ребенка, не всегда учитываются результаты диагностики личностных интересов одаренных детей. При становлении личности человека происходит развитие интеллекта, а также эмоциональной сферы и фактора устойчивости к стрессу. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества. Одноклассники одаренных детей – обычные дети. Не интересно с ними общаться, так как одаренные дети опережают в умственном и интеллектуальном развитии. Социальное взаимодействие одаренных детей с обычными детьми является важным аспектом в общеобразовательной организации.
    Одаренный ребенок, как и любой человек – часть социума.
    Одним из способов решения этих проблем являются «обогащение» и «ускорение».
    Ускорение – перескакивание через класс - плюсы и минусы. Большие нагрузки и не соответствующая возрасту социальная ситуация может оказываться слишком трудным для одаренного ребенка. Другой метод поддержки одаренных детей - Обогащение – дополнительные занятия – кружки (по математике, моделированию, физике), школах специальных дисциплин (музыкальная, художественная, спортивная). Предоставляет одаренным детям интересный и стимулирующий опыт, чтобы помочь им развить свои таланты и реализовать свой потенциал. Для одаренного ребенка очень важно чтобы родители и учителя верили в его способности и признают его ценность. Таким образом стимулируется его позитивное восприятие.
    Социализация одаренных детей в «осредненной среде» общеобразовательного учреждения проходит трудно, с большими сложностями, потому что одаренные дети неуютно чувствуют себя в «осредненной среде», там, где не учитывается специфика их поведения, наклонностей, отношения к сверстникам. Необходимо помнить то что «осредненная среда» как правило «затормаживает» или нередко «замораживает» развитие одаренных детей. Для одаренных детей крайне важны самоутверждение и самореализация. Один из ключевых аспектов в работе с одаренными детьми - научить их самостоятельно работать над собой.
    Для одаренных детей необходима стимуляция позитивного восприятия, саморазвития ребенок должен ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности. Одаренный ребенок тогда реально оценивает свои возможности, видит конечную цель своей деятельности. Если этого нет, то одаренный ребенок не осознает возможностей своего внутреннего роста, и это приведет к утрате резервов развития.
    Учителям крайне необходимо знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными детьми.
    Одаренность ребенка нуждается в постоянном развитии. В некотором смысле, она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без внимания и заботы одаренность угасает. Поэтому необходимо объединить усилия сотрудников общеобразовательной организации и семьи в деятельности воспитания и развития одаренных детей. Необходимо оказывать поддержку не только самим одаренным детям, но также их родителям и учителям, которые учат одаренных детей. Сотрудничество сотрудников общеобразовательной организации с родителями в информационном, и, если необходимо, коррекционном направлениях.
    Важный момент при воспитании и социализации одаренных детей в том, чтобы использовать их особенности, связанные с одаренностью в развитие этой одаренности, а не во вред личности ребенка. Важно развить у окружающих талантливого ребенка взрослых, в частности учителей общеобразовательного учреждения, умение направить большое количество энергии одаренного ребенка на создание, а не разрушение себя и окружающего мира. Несомненно, дополнительные усилия, которые необходимо применять при воспитании и социализации одаренных детей, базирующиеся на знаниях особенностей одаренных детей, необходимы для успешного разрешения проблем, которые стоят перед современным обществом.
    Литература
    1.         Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности в образовательном пространстве школы// Известия ДГПУ, №3, 2010.-с.38-42.
    2.         Методическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному образованию, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала» для 5-9 классов основной школы. Автор: педагог-психолог Орлова Е.В.МБОУ СОШ №1 г. Юбилейный Московской обл., 2013 //http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/06/19/metodicheskaya-programma-psikhologo-pedagogicheskoe
    3.         Емельянова И.Е. Концепция развития одаренности детей дошкольного возраста и творческой самореализации / И.Е. Емельянова // Весник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. - №2 – С. 78-90.
    4.         Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. Дис.канд.пед.наук, М., 1993
    5.         Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А.М.Матюшина, А.А. Матюшкиной. – М.:ЧеРо, МПСИ, 2006
    6.         Одаренный ребенок. Проблемы взаимодействия в образовательном социуме. Сборник материалов научно-практического семинара по направлению «Наша новая школа»/под ред. И.Н. Гавриловой – М., 2015
    7.         Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики/ Под ред. В.Б. Новичкова. – М., 2002
    8.         Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей (Методические рекомендации для педагогов). Составители: Боева Е.Л., Кондратенко О.И. – Старый Оскол, 2011 // http://klex.ru/e16
    9.         Савенков А.И. Психология детской одаренности.-М.Ж Генезис, 2010.-С.362-419.
    10.      Семенова Н.В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми// Актуальные проблемы психологии образования: Материалы второй региональной научно-практической конференции – Н.Новгород: НГЦ, 2001. – С.86-89.
    11.      Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности/Пол ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. М., 2001.-С. 131.
    12.      Френсис Гальтон. Наследственность таланта, ее законы и последствия. Пер. с анг
    13.      А.В. Петровский. Психология о каждом из нас. М., 1992.
    14.      Лета Холлингзуорт. Даренные дети. Пер. с англ.
    15.      Выгодский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения - //http://psychlib.ru/VUR/VUR-1935.thml
    16.      Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Том 2. //http:bookday.net/21757-a-n-leontev-izbrannye-psihologicheskie-3.html
    17.      Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях//Современные исследования социальных проблем
    18.      Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986.-420 с
    19.      Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.-212с.
    20.      Доровский А.И. Сто советов по воспитанию одаренных детей. Родителям, воспитателям. Учителям. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.-312 с.
    21.      Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника// Начальная школа. – 1992.- №3.- С. 58-65.
    22.      Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – Лейтес 320 с.
    23.      Панов В.И. Если одаренность – явление, то одаренные дети – это проблема // Начальная школа: плюс-минус.-2000.-№3.-С.3-11.
    24.      Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд.центр «Академия», 1996.-416 с.
    25.      Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
    26.      Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
    27.      Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
    28.      Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.

    Март 2022