воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 28", г. Дзержинск, Нижегородская область
Возрастная группа – подготовительная к школе группа.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Сроки реализации: 2 недели.
Актуальность:
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мира, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине, природе.
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми подготовительной к школе группы я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах нашего края, им будет интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме, куда улетают птицы на зиму, что происходит с деревьями.
Проблема:
Проведя беседу с детьми, выяснилось, что дети не имеют в достаточной степени представления об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птиц нашего края.
Мотивация:
Желание детей познакомиться с видами животных и птиц Нижегородской области, их образом жизни, желание родителей поучаствовать в проектной деятельности группы.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи проекта:
· Расширять и систематизировать знания детей о диких животных и птицах Нижегородской области, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
· Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей за счет употребления имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
· Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
· Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему
· Воспитывать желание оказывать помощь животным. Закреплять умение правильно вести себя в природе.
· Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка) через изображения животных и птиц, леса.
Этапы реализации проекта
I Подготовительный этап.
· Выявление уровня представлений детей о диких животных и птицах Нижегородской области, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
· Постановка цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта.
· Составление конспектов образовательной деятельности с детьми, подбор материалов для работы с родителями.
II Основной этап
Взаимодействие с детьми
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови кто, чем питается»,
«Чей хвост», «Что лишнее», «Зимуют-улетают», «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Угадай и назови»
Решение экологических задач: «Кто где живёт?», «Что перепутано?», «Что случится, если исчезнут зайцы?»
Экологические игры: «Рассели животных по домам», «Какое животное я загадала?».
Настольные игры: «Зоологическое лото», «Разрезные картинки».
Выразительное чтение и разучивание стихов о животных. Чтение художественной литературы:
В. В. Бианки «Кто чем поет?», «Лесные разведчики», «Первая охота», «Кто как зимует?»; Бажов П. «Серебряное копытце»; Е.Чарушин. «Лесной котенок», «Тюпа и Томка»; Скребицкий Г. «Следопыты»; Толстой А.Н.
«Сорочьи сказки»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Рассказы о животных малышам» др.
Энциклопедия «Животные России», «Красная книга России», «Красная книга Нижегородской области».
Продуктивная деятельность:
- рисование птиц различными изобразительными материалами, с использованием различных техник;
- оттиски листочками «Осень в лес пришла»;
- коллективная работа «Лес - дом многоэтажный»;
- изображение животных (аппликация, рисунок жесткой кистью, отпечаток губкой с помощью трафарета)
Работа с книгой «Красная книга Нижегородской области» Взаимодействие с родителями
- Изготовление кормушек для птиц.
- Подбор материала и оформление странички для альбома «Нижегородский край» с информацией о каком- либо животном или птице.
III Заключительный этап
· Создание дидактической игры «Доббль»
· Оформление выставки рисунков «Мое любимое животное»
· Оформление альбома «Нижегородский край»
Итог проекта:
Проблема и поставленные задачи успешно реализованы: дети расширили представления о диких животных и птицах Нижегородской области, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме в лесу; повысили уровень умения составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, а также умения сочинять короткие сказки на заданную тему.
Используемая литература
· Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
· Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. – сост.: Л.С. Киселева,
Т.А. Данилина, Т.С. Дагода, М.Б. Зуйкова.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2012
· Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2006
· Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010
· Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенов Г.М. Тропинка в природу.
Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. Спб.: Издательство «Союз», 2003.
· Тимофеева Л.Л., Уман А.И. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
Приложение
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6