Конференции

    ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «ВОЛШЕБНАЯ ИГОЛОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 12 ЛЕТ С ОВЗ

    Колутина Марина Николаевна,
    воспитатель
    БУ СО ВО Кадниковский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, г. Кадников Вологодской области

    Программа рассчитана на 2 года на детей, начиная с 12 лет и старше.
    В самом начале дети учатся работать пластмассовой иглой на картоне, постепенно привыкая правильно ею действовать. Это позволяет детям легче начать работать настоящей иглой на ткани. Задания детям даются в игровой форме. Дети знакомятся с миром предметов, необходимых для рукоделия, учатся называть их функции и назначение, знакомятся с техникой безопасности.
    Дети вспоминают знакомые сказки, их героев, учатся им сопереживать и помогать, закрепляют знакомые стихи, песни, загадки, узнают геометрические фигуры, наблюдают и отображают в своих работах явления природы. В процессе деятельности у детей развивается моторика рук и глазомер, художественный вкус и умение подбирать цвета для изображения, воспитывается трудолюбие и усидчивость.
    В дальнейшем дети, под руководством взрослого, закрепляют изученный ранее материал, и знакомятся с разнообразием швов. Учатся их выполнять на ткани, вдевают нить в иглу самостоятельно и завязывают узелок в начале и завершении работы. А также учатся совмещать в изготовлении своих работ несколько различных швов, для завершения образа. У детей становятся более развитыми мышцы руки, действия уверенными и аккуратными, дети учатся доводить начатое дело до конца.
    Календарно – тематическое планирование:
    Первый год

    Номер занятия



    Название занятия

    Количество занятий

    Месяц

    1

    Вводная беседа «Для чего нужны игла и нитки?». Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с иглой и ножницами.

    1

    сентябрь

    2

    Беседа – игра «Кому, что нужно для работы?» Профессия «швея».

    1

    сентябрь

    3

    «Игра со «Шнуровкой», «Ателье».

    1

    сентябрь

    4

    Дидактическая игра «Мы флажки для всех ребят мастерили сами»… Завязывание узелка.

    1

    сентябрь

    5

    «Путешествие в сказку «Золушка». Рассматривание тканей и нитей. Завязывание узелка.

    1

    октябрь

    6

    «Пальчиковые игры и «Шнуровка». Знакомство с ручным швом «вперед иголка».

    1

    октябрь

    7

    Пришивание пуговиц. Завязывание узелка. Закрепление нити.

    1

    октябрь

    8

    Пришивание ткани на основу (аппликация). Шов «петельный».

    1

    октябрь

    9

    «Снежинка». Изготовление елочной игрушки из картона.

    1

    ноябрь

    10

     «Снеговичок». Аппликация на ткани.

    1

    ноябрь

    11

    Шов «тамбурный» по контуру.

    1

    ноябрь

    12

    «Снеговик». Вышивка тамбурным швом. Украшение: бисер, пуговицы.

    1

    ноябрь

    13-14

    «Елочка». Аппликация на ткани.

    2

    декабрь

    15- 16

    «Зажжем на елочке огоньки». Украшение пуговицы, бисер.

    2

    декабрь

    17-18

    Изготовление куклы для театра. Плетение косы.

    2

    январь

    19

    «Шапочка для куклы»

    1

    январь

    20

    «Валентинка»

    1

    февраль

    21-22

    «Кораблик»

    2

    февраль

    23

    «Птичка»

    1

    март

    24

    «Солнышко»

    1

    март

    25

    «Дождик»

    1

    март

    26

    «Радуга»

    1

    март

    27-28

    «Веточка вербы», «Пасхальное яйцо», выполнение бахромы по краю ткани.

    2

    апрель

    29-30

    «Цветы»

    2

    апрель

    31

    «Весеннее деревце»

    2

    май

    32

    «Звезда», «Георгиевская лента»

    2

    май


     Второй год
    1-2
    «Закладка»
    2
    сентябрь
    3-4
    «Школьный автобус»
    2
    сентябрь
    5
    «Цветы»
    1
    октябрь
    6
    «Мишка»
    1
    октябрь
    7
    «Грибок»
    1
    октябрь
    8
    «Груша»
    1
    ноябрь
    9
    «Снежинка»
    1
    ноябрь
    10
    «Тучка снежная». Шов «крест».
    1
    ноябрь
    11
    «Дерево зимой»
    1
    декабрь
    12
    «Птичка»
    1
    декабрь
    13
    «Домик»
    1
    январь
    14
    «Труба и дым»

    январь
    15
    «Машина»
    2
    февраль
    16
    «Сердечко»
    1
    февраль
    17
    «Букет цветов»
    1
    март
    18
    «Лук»
    1
    март
    19
    «Ручеек»
    1
    март
    20
    «Рыбка»
    1
    апрель
    21
    «Ракета»
    1
    апрель
    22
    «Мороженое»
    1
    апрель
    23
    «Заборчик»
    1
    май
    24
    «Дерево весной»
    1
    май
    25
    «Подсолнух»
    1
    май
    Пояснительная записка:
    Первый год обучения:
    Цель: Подготовка руки ребенка к работе с настоящей иглой.
    Задачи:
    -Познакомить детей с миром предметов, необходимых для рукоделия, называть их функции и назначение, знать технику безопасности.
    -Воспитать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.
    -Разъяснять детям значимость их труда.
    -Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
    - Учить детей выполнять на ткани шов “вперед-иголка”, «петельный» и «тамбурный» по нарисованному контуру.
    - Учить завязывать узелок на конце нити, развивать у детей способность вдевать нить в иглу.
    - Воспитывать интерес к ручному труду.
    Теория:
    Рукоделие развивает многие хорошие стороны характера человека: усидчивость, терпеливость при исполнении трудоёмких работ, внимательность и твёрдость руки, глубокое понимание красоты форм и красок.
    Всё это одинаково нужно для «женских» и «мужских» профессий в дальнейшем.
    Вышивка - это один из видов народного искусства. Вышивать необходимо начинать с простых узоров.
    Тематическое планирование:
    Работа кружка «Волшебная иголочка» в первый год обучения:
    1.Подготовительная часть:
    -Пальчиковые игры;
    -Игра «Шнуровка» швом «вперед иголка»;
    -Игра «Ателье» - соединение картонных деталей швом вперед иголка;
    2. Работа с тканью:
    - Знакомство с пяльцами и вышивальной иглой, наперстком и техникой безопасности при шитье. Выполнение на ткани шва «вперед иголка», «петельный», «тамбурный».
    К концу года дети могут:
    - соединять части целого с помощью иглы и нити;
    - сделать бахрому по краю салфетки;
    - правильно держать иглу;
    - знать правила техники безопасности.
    Второй год обучения:
    Цель: формирование у детей интереса к ручному труду – вышивке.
    Задачи:
    1.Закрепить знание техники безопасности.
    2. Развивать мелкую моторику рук.
    3.Обучать основным приемам работы, технике выполнения различных швов.
    4.Формировать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
    5. Воспитывать интерес к творчеству.
    Тематическое планирование работы кружка «Волшебная иголочка» на учебный год:
    Работа с тканью швом «вперед иголка» и «вперед иголка двойной», «тамбурный» + изучение нового шва «волна», «крест».
    К концу года дети могут:
    - вдевать нить в иглу;
    - завязывать узелок на конце нити;
    -шить по нарисованному контуру на ткани швом «вперед иголка» и «вперед иголка двойной»;
    - работать аккуратно, не торопясь;
    - доводить начатое дело до конца.
    Принципы образовательного процесса:
    1. Создание интереса к художественной деятельности.
    2. Доступность (от простого – к сложному).
    3. Систематичность и последовательность.
    4. Добровольное посещение.
    Методы обучения:
    1.Наглядный.
    2.Обьяснительно-иллюстративный.
    3.Индивидуальный показ.
    4.Словесные подсказки.
    5.Помощь взрослого.
    Формы организации:
    1. Индивидуальная.
    2. Консультативная.
    3. Массовая – участие в выставках, конкурсах.
    Условия эффективной реализации программы:
    1.Хорошее освещение.
    2.Удобная мебель.
    3.Наличие инструментов и материалов.
    Материалы и инструменты:
    1.Картон.
    2.Ткань.
    3.Пяльцы.
    4.Ножницы.
    5.Иголка с большим ушком в игольнице.
    6.Нитки «ирис», «мулине».
    7.Наперсток.
    8.Простой карандаш.
    9.Ватные диски, перекись водорода.
    Содержание программы:
    1. Знакомство с материалами и инструментами. Вводные занятия по технике безопасности.
    2. Дидактические игры по ознакомлению с профессией швеи и по обучению действовать с иглой и нитью в упрощенном, игровом варианте.
    3. Знакомство с различными швами и способами закрепления нити.
    4. Знакомство с умением выполнять простейшую аппликацию из ткани.
    5. Обучение практическим действиям с иглой. Пришивание пуговиц.
    6. Подготовка детей к участию в выставках, конкурсах.
    Ожидаемый результат:
    Участие в выставках и конкурсах.
    Теория:
    «Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту».
    Л.В.Куцакова.
    Список использованной литературы:
    1.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Развиваем руки – чтоб писать и красиво рисовать», Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.
    2. Дыбина О.В. «Рукотворный мир», Москва, ТЦ Сфера, 2001г.
    Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок», Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.
    3. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома» Москва, «Мозаика – Синтез», 2007г.
    4.Малышева А.Н. «Работа с тканью», Ярославль, «Академия развития», 2006г.
    5. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Ярославль, Академия развития, 1997.
    6.Парамонова Л.А. «Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР», Москва, «Просвещение», Братислава, «Словацкое Педагогическое издательство», 1989г.
    7.Сотникова «Вышиваем вместе с детьми», Москва, «ЭКСМО», 2007г.
    Март 2022