воспитатель
БУ СО ВО Кадниковский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, г. Кадников Вологодской области
Программа рассчитана на 2 года на детей, начиная с 12 лет и старше.
В самом начале дети учатся работать пластмассовой иглой на картоне, постепенно привыкая правильно ею действовать. Это позволяет детям легче начать работать настоящей иглой на ткани. Задания детям даются в игровой форме. Дети знакомятся с миром предметов, необходимых для рукоделия, учатся называть их функции и назначение, знакомятся с техникой безопасности.
Дети вспоминают знакомые сказки, их героев, учатся им сопереживать и помогать, закрепляют знакомые стихи, песни, загадки, узнают геометрические фигуры, наблюдают и отображают в своих работах явления природы. В процессе деятельности у детей развивается моторика рук и глазомер, художественный вкус и умение подбирать цвета для изображения, воспитывается трудолюбие и усидчивость.
В дальнейшем дети, под руководством взрослого, закрепляют изученный ранее материал, и знакомятся с разнообразием швов. Учатся их выполнять на ткани, вдевают нить в иглу самостоятельно и завязывают узелок в начале и завершении работы. А также учатся совмещать в изготовлении своих работ несколько различных швов, для завершения образа. У детей становятся более развитыми мышцы руки, действия уверенными и аккуратными, дети учатся доводить начатое дело до конца.
Календарно – тематическое планирование:
Первый год
Номер занятия
Название занятия
Количество занятий
Месяц
1
Вводная беседа «Для чего нужны игла и нитки?». Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с иглой и ножницами.
1
сентябрь
2
Беседа – игра «Кому, что нужно для работы?» Профессия «швея».
1
сентябрь
3
«Игра со «Шнуровкой», «Ателье».
1
сентябрь
4
Дидактическая игра «Мы флажки для всех ребят мастерили сами»… Завязывание узелка.
1
сентябрь
5
«Путешествие в сказку «Золушка». Рассматривание тканей и нитей. Завязывание узелка.
1
октябрь
6
«Пальчиковые игры и «Шнуровка». Знакомство с ручным швом «вперед иголка».
1
октябрь
7
Пришивание пуговиц. Завязывание узелка. Закрепление нити.
1
октябрь
8
Пришивание ткани на основу (аппликация). Шов «петельный».
1
октябрь
9
«Снежинка». Изготовление елочной игрушки из картона.
1
ноябрь
10
«Снеговичок». Аппликация на ткани.
1
ноябрь
11
Шов «тамбурный» по контуру.
1
ноябрь
12
«Снеговик». Вышивка тамбурным швом. Украшение: бисер, пуговицы.
1
ноябрь
13-14
«Елочка». Аппликация на ткани.
2
декабрь
15- 16
«Зажжем на елочке огоньки». Украшение пуговицы, бисер.
2
декабрь
17-18
Изготовление куклы для театра. Плетение косы.
2
январь
19
«Шапочка для куклы»
1
январь
20
«Валентинка»
1
февраль
21-22
«Кораблик»
2
февраль
23
«Птичка»
1
март
24
«Солнышко»
1
март
25
«Дождик»
1
март
26
«Радуга»
1
март
27-28
«Веточка вербы», «Пасхальное яйцо», выполнение бахромы по краю ткани.
2
апрель
29-30
«Цветы»
2
апрель
31
«Весеннее деревце»
2
май
32
«Звезда», «Георгиевская лента»
2
май
Второй год
1-2
«Закладка»
2
сентябрь
3-4
«Школьный автобус»
2
сентябрь
5
«Цветы»
1
октябрь
6
«Мишка»
1
октябрь
7
«Грибок»
1
октябрь
8
«Груша»
1
ноябрь
9
«Снежинка»
1
ноябрь
10
«Тучка снежная». Шов «крест».
1
ноябрь
11
«Дерево зимой»
1
декабрь
12
«Птичка»
1
декабрь
13
«Домик»
1
январь
14
«Труба и дым»
январь
15
«Машина»
2
февраль
16
«Сердечко»
1
февраль
17
«Букет цветов»
1
март
18
«Лук»
1
март
19
«Ручеек»
1
март
20
«Рыбка»
1
апрель
21
«Ракета»
1
апрель
22
«Мороженое»
1
апрель
23
«Заборчик»
1
май
24
«Дерево весной»
1
май
25
«Подсолнух»
1
май
Пояснительная записка:
Первый год обучения:
Цель: Подготовка руки ребенка к работе с настоящей иглой.
Задачи:
-Познакомить детей с миром предметов, необходимых для рукоделия, называть их функции и назначение, знать технику безопасности.
-Воспитать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.
-Разъяснять детям значимость их труда.
-Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Учить детей выполнять на ткани шов “вперед-иголка”, «петельный» и «тамбурный» по нарисованному контуру.
- Учить завязывать узелок на конце нити, развивать у детей способность вдевать нить в иглу.
- Воспитывать интерес к ручному труду.
Теория:
Рукоделие развивает многие хорошие стороны характера человека: усидчивость, терпеливость при исполнении трудоёмких работ, внимательность и твёрдость руки, глубокое понимание красоты форм и красок.
Всё это одинаково нужно для «женских» и «мужских» профессий в дальнейшем.
Вышивка - это один из видов народного искусства. Вышивать необходимо начинать с простых узоров.
Тематическое планирование:
Работа кружка «Волшебная иголочка» в первый год обучения:
1.Подготовительная часть:
-Пальчиковые игры;
-Игра «Шнуровка» швом «вперед иголка»;
-Игра «Ателье» - соединение картонных деталей швом вперед иголка;
2. Работа с тканью:
- Знакомство с пяльцами и вышивальной иглой, наперстком и техникой безопасности при шитье. Выполнение на ткани шва «вперед иголка», «петельный», «тамбурный».
К концу года дети могут:
- соединять части целого с помощью иглы и нити;
- сделать бахрому по краю салфетки;
- правильно держать иглу;
- знать правила техники безопасности.
Второй год обучения:
Цель: формирование у детей интереса к ручному труду – вышивке.
Задачи:
1.Закрепить знание техники безопасности.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3.Обучать основным приемам работы, технике выполнения различных швов.
4.Формировать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
5. Воспитывать интерес к творчеству.
Тематическое планирование работы кружка «Волшебная иголочка» на учебный год:
Работа с тканью швом «вперед иголка» и «вперед иголка двойной», «тамбурный» + изучение нового шва «волна», «крест».
К концу года дети могут:
- вдевать нить в иглу;
- завязывать узелок на конце нити;
-шить по нарисованному контуру на ткани швом «вперед иголка» и «вперед иголка двойной»;
- работать аккуратно, не торопясь;
- доводить начатое дело до конца.
Принципы образовательного процесса:
1. Создание интереса к художественной деятельности.
2. Доступность (от простого – к сложному).
3. Систематичность и последовательность.
4. Добровольное посещение.
Методы обучения:
1.Наглядный.
2.Обьяснительно-иллюстративный.
3.Индивидуальный показ.
4.Словесные подсказки.
5.Помощь взрослого.
Формы организации:
1. Индивидуальная.
2. Консультативная.
3. Массовая – участие в выставках, конкурсах.
Условия эффективной реализации программы:
1.Хорошее освещение.
2.Удобная мебель.
3.Наличие инструментов и материалов.
Материалы и инструменты:
1.Картон.
2.Ткань.
3.Пяльцы.
4.Ножницы.
5.Иголка с большим ушком в игольнице.
6.Нитки «ирис», «мулине».
7.Наперсток.
8.Простой карандаш.
9.Ватные диски, перекись водорода.
Содержание программы:
1. Знакомство с материалами и инструментами. Вводные занятия по технике безопасности.
2. Дидактические игры по ознакомлению с профессией швеи и по обучению действовать с иглой и нитью в упрощенном, игровом варианте.
3. Знакомство с различными швами и способами закрепления нити.
4. Знакомство с умением выполнять простейшую аппликацию из ткани.
5. Обучение практическим действиям с иглой. Пришивание пуговиц.
6. Подготовка детей к участию в выставках, конкурсах.
Ожидаемый результат:
Участие в выставках и конкурсах.
Теория:
«Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту».
Л.В.Куцакова.
Список использованной литературы:
1.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Развиваем руки – чтоб писать и красиво рисовать», Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.
2. Дыбина О.В. «Рукотворный мир», Москва, ТЦ Сфера, 2001г.
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок», Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.
3. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома» Москва, «Мозаика – Синтез», 2007г.
4.Малышева А.Н. «Работа с тканью», Ярославль, «Академия развития», 2006г.
5. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Ярославль, Академия развития, 1997.
6.Парамонова Л.А. «Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР», Москва, «Просвещение», Братислава, «Словацкое Педагогическое издательство», 1989г.
7.Сотникова «Вышиваем вместе с детьми», Москва, «ЭКСМО», 2007г.