Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНЫХ УРОКОВ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ)

Жулина Екатерина Ивановна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СШ № 2 им. А.С. Пушкина,
г. Арзамас Нижегородской области

Повышение мотивации учащихся в изучении истории посредством музейных уроков (на примере работы музея Боевой славы)
В современной школе взят курс на практикоориентированный подход. Его суть– «в мотивировании учащихся на приобретение «личностного» знания для решения конкретных задач», [1, с.37] создании условий для успешного развития ученика как творческой личности, так и гражданина. Такой средой может стать школьный музей. С внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых основной акцент делается на формирование общероссийской идентичности, роль и значение школьного музея исторического профиля возрастает.
В пушкинской школе (старейшей в г. Арзамасе) на данный момент действуют 3 музея: историко-краеведческий, Боевой славы и истории школы. Созданы они были в разные годы учителями-энтузиастами Третьяковой Татьяной Алексеевной и Севрюгиным Евгением Васильевичем. Музеи работают в единой системе патриотического воспитания учебного заведения, собирая, храня и передавая новым поколениям учащихся историю и традиции пушкинцев, духовные ценности Нижегородского края.
Музеи ориентированы на широкую аудиторию: учащихся младшего, среднего и старшего возраста, их родителей и всех тех, кто интересуется историей родного края. Поэтому формы работы музеев варьируются в зависимости от возраста экскурсантов.
Обратимся к опыту работы музея Боевой славы, главные экспозиции которого рассказывают о боевом пути 29 отдельного ордена Красной Звезды радиобатальона воздушного наблюдения, оповещения и связи (ОРБ ВНОС), укомплектованного после переформирования в 1941 г. девушками из Арзамаса и Арзамасского района. Сбор фондов осуществлялся учениками и их родителями, а также усилиями поискового отряда «Броня», проводившего раскопки в Ленинградской области. На данный момент в музее находится 190 экспонатов.
Частыми посетителями музея Боевой славы являются подростки, учащиеся 5-9 классов. По данным психологов, подростковый возраст (от 10 до 15 лет) характеризуется переходным от детского к взрослому состоянию. Изменяются условия жизни и деятельности ребенка, происходит перестройка психики, ломаются старые, сложившиеся формы взаимоотношений с людьми. Изучение наук формирует абстрактные понятия, развивается способность активно и самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы [5, с.154].
При работе со школьниками средних и старших классов необходимо учитывать их познавательные потребности и сформировавшуюся способность к усвоению значительного объема знаний, восприимчивость к новому и критическое осмысление опыта старших. По рекомендации музейных педагогов, эффективным является проблемный метод, который основывается на несоответствии между имеющимися знаниями и умениями у учеников и требуемыми для решения задачи [4, с.58]. Во время музейного урока «Боевой путь 29 отдельного ордена Красной Звезды радиобатальона воздушного наблюдения, оповещения и связи» учитель может поставить перед учащимися проблему соотношения событий местной и общероссийской истории. В начале урока звучит запись обращения Ю.Б. Левитана об объявлении войны. После учитель говорит: «Так началась Великая Отечественная война. 29 радиобатальон воздушного наблюдения, оповещения и связи, боевому пути которого посвящена наша экспозиция, находился в этот момент на западных границах СССР. Прежде чем мы обратимся к тем далеким событиям, давайте вспомним слова местного поэта Рачкова Н. «В этом городе жизнь моей родины отразилась, как в капле воды» (записаны на доске) и подумаем, что для нас значат эти слова». В конце урока учитель вновь заостряет внимание ребят на поставленной проблеме. Учащиеся должны прийти к выводу, что в боевом пути 29-го радиобатальона нашли отражение основные события ВОв (Курская битва, Висло-Одерская операция, взятие Берлина).
Помощь музейному педагогу оказывают и другие методы, например, работа с документом. В рассказе о начале Берлинской операции, в которой принимал непосредственное участие и 29-й радиобатальон, уместно предложить ученикам работу с документами. На основе отрывка (выдержка из документа лежит на парте) из радиосообщения командира немецкой дивизии, стоявшей западнее Кюстрина (город в Польше): «По нам открыт адский огонь. Связь с полками потеряна. В одном месте непонятный мощный свет. Миллиарды свечей. Что такое – не определили. Может быть, новый вид оружия, может быть химия…» [3, с.16] учащиеся делают вывод, что речь идет о прожекторах. С одной стороны, актуализируются знания по истории ВОв, с другой, учитель побуждает ребят к самостоятельному поиску, предлагая предположить, какую роль в этой операции должны были сыграть девушки- вносовцы (обеспечивать связь между прожекторами и зенитными установками советских войск).
Вопросы и задания строятся таким образом, чтобы активизировать умственную деятельность учащихся, через музейный экспонат развить навыки самостоятельной работы. Во время беседы учитель сообщает об обучении девушек-вносовцев перед отправкой на фронт и предлагает обратить внимание на витрины музея для того, чтобы определить программу обучения. Учащиеся приходят к выводу, что в программу входили стрельба, умение пользоваться противогазом, средствами связи, устранять повреждения линий связи.
Школьный музей создает широкие возможности для творчества как педагога, так и ребят. Экскурсоводами в музее задействованы сами школьники, что позволяет проводить музейные уроки с помощью учеников. Чтобы добиться более сильного эмоционального воздействия, прочувствовать события Великой Отечественной войны, сделать их более личностно значимыми, уместно использовать элементы театрализации. В ходе данного урока девочки-экскурсоводы переодеваются в военную форму и от имени девушек- вносовцев зачитывают фрагменты воспоминаний, стихов ветерана батальона Фоминой С.Н. (под музыку военных лет).
Современное оснащение школьных кабинетов дает возможность для широкого использования ИКТ, что способствует усилению мотивации и повышению интереса учащихся, уровня визуализации материала, наглядности в обучении. В начале музейного урока звучит запись Ю.Б. Левитана об объявлении войны, по ходу беседы показывается кинофрагмент «Курская битва» и завершает рассказ слайд с итогами деятельности радиобатальона.
В структуре урока, пусть даже и музейного, соответствующего требованиям ФГОС, обязательным этапом является рефлексия как средство развития критического мышления. Особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить ее в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики [4, с.112]. По завершении урока учитель предлагает учащимся написать пожелания своим родственникам, участникам войны, в виде писем-треугольников, которые останутся в музее (девочки раздают заготовки треугольников, ученики их заполняют).
Что касается детей младшего школьного возраста, то музейный урок для них также строится с учетом психологических особенностей. Дети этого возраста постепенно приходят к усвоению причинно-следственных связей и закономерностей различных явлений, знания приобретают до известной степени упорядоченный характер. В связи с этим обучение младших школьников в музее должно основываться не только на памяти ученика, но и на осмыслении им полученных сведений и на самостоятельном поиске ответов на поставленные перед ним вопросы [5, с.152; 6, с.86]. Поэтому музейный урок лучше строить на основе диалога. При чем вопросы должны быть не риторическими или на знание, а обращать ребят к жизненному опыту. Например, музейный урок «Маленькие герои большой войны», начинающийся с фрагмента событий 22 июня 1941 г., далее строится по принципу «вопрос-ответ». Учитель спрашивает по просмотренному фрагменту: кто ушел на фронт? кто остался дома? Далее он предлагает вместе подумать, какие дела могли делать дети дома, в тылу. После небольшого рассказа о фотографии «Мальчик у станка» учитель спрашивает ребят, можно ли считать этого ребенка героем и почему; кто такие пионеры. Таким образом, завязывается диалог, в ходе которого учитель максимально вовлекает ребят в беседу, направляя ее к следующему этапу: рассказу о самих пионерах- героях.
Поскольку дети этого возраста удерживают внимание в течение первых 15-20 минут, их и следует сделать информационно насыщенными. Сам стенд о детях- героях состоит из 2-х десятков биографий. Поэтому задача учителя выбрать 3-4 жизнеописания и начать с самой юной героини, ближе всех находящейся к современным школьникам по возрасту─ Наде Богдановой, вступившей в партизанский отряд в 10-летнем возрасте, продолжить про Валю Котика и Марата Казея. По завершении рассказа учитель обязательно просит высказаться ребят, оценить поступки маленьких партизан, объяснить, почему они совершили подвиги. Тем самым наряду с новой исторической информацией музейный урок несет в себе воспитательный эффект, формируются морально-нравственные основы поведения.
Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал посредством осязания и в ходе игровой деятельности [2, с.32─33]. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка является манипулирование предметами, ибо осязание дополняет и обогащает зрительную информацию [5, с.85]. В ходе диалога учитель подводит ребят к мысли о том, что не все дети воевали и трудились на заводах: девочки вязали теплые вещи для фронта, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт. Затем переходит к одному из экспонатов─ письмо с фронта и разрешает его подержать в руках (письмо предусмотрительно упаковано в файл). Учитель начинает повествование и просит ребят продолжить, подключая к игре «О чем говорят старинные вещи».
Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа – самый естественный для детей способ освоения информации. Во многих музеях зарубежных стран стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось мастер-классом [6, с.87─88]. В данной ситуации после подведения итогов можно предложить ребятам самим сделать письма- треугольники (из заготовок) или поздравительную открытку ветеранам.
Таким образом, школьный музей является важнейшим фактором патриотического воспитания и исторического образования. Формы его работы многообразны, будучи рассчитанными на разные возрастные группы. Поскольку основными посетителями являются младшие школьники и подростки, музейному педагогу необходимо адаптировать экскурсионный материал к психологическим особенностям учащихся, что в свою очередь требует определенной гибкости и от самого педагога.
Используемая литература и источники
1.         Городилина Т.В. Рецензия на книгу Столярова Б.А. «Педагогические аспекты образовательной деятельности музея» (СПб. 2013)
2.         //http://crjournal.ru/rus/journals/218.html&j_id=15
3.         Кочерук И.В. Технология игрового обучения истории в школе. ─ Ростов н/Д: Феникс, 2010.
4.         Краткая справка к беседам о боевом пути 29-го ордена Красной Звезды ОРБ ВНОС (для школьных музеев, комнат боевой славы). ─ Арзамас: Арзамасская типография, 1985.
5.         Методика обучения истории: курс лекций. Часть II. / Авт. сост. О.В. Воробьева, Т.А. Третьякова; отв. ред. Е.П. Титков─ Арзамас: АГПИ, 2012.
6.         Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 2004.
7.         Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. ─М.: Российский ин-т культурологии, 2001.

Март 2022