Конференции

    РЕЧЕВЫЕ РАЗМИНКИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

    Дружинина Наталья Николаевна,
    учитель начальных классов
    МБОУ СОШ № 77,
    Иркутск

    Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь считается вербальной коммуникацией.
    Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков. Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.
    Урок литературного чтения в начальной школе начинаю с подготовки речевого аппарата учащихся. Во время разминки включаю упражнения на правильное произношение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (громко, тихо, шепотом), темпа речи (быстро, умеренно, медленно). Читаем с чувством радости, огорчения, удивления, обиды. Представляем чтение с «кашей» во рту, с «конфетами» и т.д. Разминка составляет по времени 3-5 минут.
    Речевая гимнастика включает:
    • упражнения для дыхания;
    • упражнения по модуляции силы голоса;
    • упражнения по отработке интонации, темпа речи;
    • упражнения по совершенствованию выразительности речи;
    • упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).
    Задачи:
    • формирование интереса к чтению;
    • формирование умения слышать и понимать услышанное;
    • расширение активного и пассивного словарного запаса;
    • развитие слухового и зрительного внимания;
    • развитие речевой активности;
    • формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.
    • умение работать в группе в процессе общения и совместной познавательной деятельности;
    • развитие памяти, внимания в результате работы.
    Методика работы по речевой разминки включает три этапа:
    1. Учитель на одном-двух примерах демонстрирует, как выполняется задание (или произносит все слова, в случае если это потребуется, — в зависимости от задания и подготовки класса).
    2. Ученики хором (где это возможно), индивидуально или парами выполняют задание.
    3. Учитель обговаривает с детьми, как они выполняли работу.
    Речевые разминки, используемые на уроках литературного чтения, учат детей задавать вопросы, отвечать на них, принимать участие в диалоге со сверстниками, взрослыми и таким образом в процессе общения обогащать свой личный словарный запас.
    Разминки:
    1.         «Игра в рифму» проводится в разных формах. Одной из ее разновидностей, например, будет поиск «контрастов»: «Один называет слово, другой находит противоположное.
    ... Скажу я слово ВЫСОКО,
    А ты ответишь: НИЗКО.
    Скажу я слово ДАЛЕКО,
    А ты ответишь: БЛИЗКО.
    Скажу я слово ПОТОЛОК,
    А ты ответишь: ПОЛ.
    Скажу я слово ПОТЕРЯЛ
    , И скажешь ты: НАШЕЛ.
    (Дж. Чиарди. Перевод с английского Р. С. Сефа) »
    2.Вам помогут наблюдательность, смекалка и умение находить рифмы.
    Говорю я брату: Ох,
    С неба сыплется...
    Что это?
    - Вот чудак, - смеется брат,
    - Твой горох ведь это...
    Вот что это!
    По небесам оравою
    Бредут мешки дырявые,
    Что это?
    И бывает иногда:
    Из мешков течет...
    Вот что это!
    По реке плывет бревно -
    Ох, и. оно!
    Что же это?
    Тем, кто в речку угодил,
    Нос откусит...
    Вот кто это!»
    3.Игра найди и продолжи:
    Чтение шепотом, тихо, громко:
    Свинки замяукали –
    Мяу, мяу!
    ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
    Уточки заквакали –
    Ква, ква, ква!
    ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
    4.Произнести скороговорку с интонацией радости и удивления:
    Три сороки на пороге,
    Три вороны на воротах.
    5.Игра продолжи предложения:
    ·          Сказки пишут…
    ·          Басни сочиняют…
    ·          Переводят с других языков…
    ·          Театральные пьесы пишут…
    ·          Статьи в газеты и журналы пишут…
    6.Загадки:
    В этом заведении
    Все перебывали.
    Двоечники, гении
    Отметки получали.
    Учились здесь артисты.
    Певцы, артиллеристы.
    Сюда хожу и вы,
    И вы, мои друзья.
    Заключение.
    Речевые разминки могу включать в себя загадки, потешки, скороговорки, стихи, отрывки произведений, вопросы и многое другое. Ребенок осуществляет смысловое чтение, извлекает необходимую информацию из текста, анализирует, обменивается мнением. Увеличивается интерес к предмету литературное чтение. Дети учатся слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям - учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям. Формируется умения и навыки участия в диалоге.
    Они разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать её особенности (настроение, характер, поведение и др.).
    А также развивается умение понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки. Техника чтения у детей увеличивается.
    Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль речевых разминок состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха у детей при выступлении, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребёнок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения. Учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
    Март 2022