Высшая школа делового администрирования
Конференции

РЕЧЕВЫЕ РАЗМИНКИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дружинина Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 77,
Иркутск

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь считается вербальной коммуникацией.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков. Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.
Урок литературного чтения в начальной школе начинаю с подготовки речевого аппарата учащихся. Во время разминки включаю упражнения на правильное произношение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (громко, тихо, шепотом), темпа речи (быстро, умеренно, медленно). Читаем с чувством радости, огорчения, удивления, обиды. Представляем чтение с «кашей» во рту, с «конфетами» и т.д. Разминка составляет по времени 3-5 минут.
Речевая гимнастика включает:
• упражнения для дыхания;
• упражнения по модуляции силы голоса;
• упражнения по отработке интонации, темпа речи;
• упражнения по совершенствованию выразительности речи;
• упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).
Задачи:
• формирование интереса к чтению;
• формирование умения слышать и понимать услышанное;
• расширение активного и пассивного словарного запаса;
• развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие речевой активности;
• формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.
• умение работать в группе в процессе общения и совместной познавательной деятельности;
• развитие памяти, внимания в результате работы.
Методика работы по речевой разминки включает три этапа:
1. Учитель на одном-двух примерах демонстрирует, как выполняется задание (или произносит все слова, в случае если это потребуется, — в зависимости от задания и подготовки класса).
2. Ученики хором (где это возможно), индивидуально или парами выполняют задание.
3. Учитель обговаривает с детьми, как они выполняли работу.
Речевые разминки, используемые на уроках литературного чтения, учат детей задавать вопросы, отвечать на них, принимать участие в диалоге со сверстниками, взрослыми и таким образом в процессе общения обогащать свой личный словарный запас.
Разминки:
1.         «Игра в рифму» проводится в разных формах. Одной из ее разновидностей, например, будет поиск «контрастов»: «Один называет слово, другой находит противоположное.
... Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: НИЗКО.
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь: БЛИЗКО.
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь: ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ
, И скажешь ты: НАШЕЛ.
(Дж. Чиарди. Перевод с английского Р. С. Сефа) »
2.Вам помогут наблюдательность, смекалка и умение находить рифмы.
Говорю я брату: Ох,
С неба сыплется...
Что это?
- Вот чудак, - смеется брат,
- Твой горох ведь это...
Вот что это!
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
Что это?
И бывает иногда:
Из мешков течет...
Вот что это!
По реке плывет бревно -
Ох, и. оно!
Что же это?
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит...
Вот кто это!»
3.Игра найди и продолжи:
Чтение шепотом, тихо, громко:
Свинки замяукали –
Мяу, мяу!
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Уточки заквакали –
Ква, ква, ква!
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
4.Произнести скороговорку с интонацией радости и удивления:
Три сороки на пороге,
Три вороны на воротах.
5.Игра продолжи предложения:
·          Сказки пишут…
·          Басни сочиняют…
·          Переводят с других языков…
·          Театральные пьесы пишут…
·          Статьи в газеты и журналы пишут…
6.Загадки:
В этом заведении
Все перебывали.
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты.
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и вы,
И вы, мои друзья.
Заключение.
Речевые разминки могу включать в себя загадки, потешки, скороговорки, стихи, отрывки произведений, вопросы и многое другое. Ребенок осуществляет смысловое чтение, извлекает необходимую информацию из текста, анализирует, обменивается мнением. Увеличивается интерес к предмету литературное чтение. Дети учатся слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям - учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям. Формируется умения и навыки участия в диалоге.
Они разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать её особенности (настроение, характер, поведение и др.).
А также развивается умение понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки. Техника чтения у детей увеличивается.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль речевых разминок состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха у детей при выступлении, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребёнок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения. Учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Март 2022