Высшая школа делового администрирования
Конференции

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Григорьева Наталья Михайловна,
учитель музыки
МКОУ "Белоомутская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ",
р. п. Белоомут, г. о. Луховицы

Работая учителем музыки в коррекционной школе, я столкнулась с рядом проблем обучения детей с интеллектуальными нарушениями, формой и методами музыкального воспитания, которые не только бы развивали, но и корригировали многие эмоционально-поведенческие расстройства, характерные для детей с проблемами в развитии.
Известно, что выпускники коррекционных школ составляют большую по численности «группу риска» по правонарушениям, подростковой агрессии, преступности. В настоящее время в системе коррекционного обучения всё большее значение приобретают комплексные реабилитационные мероприятия, направленные на развитие предпосылок эмоционально-личностной адаптации выпускников данных школ в обществе.
Социальная адаптация этих детей в первую очередь зависит от коррекции их эмоционально - поведенческих расстройств и эффективности системы педагогических мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в развитии личности.
Неадекватные формы поведения особенно выражены у учащихся с ограниченным поражением центральной нервной системы. В этих случаях они сочетаются со стойким нарушением внимания, памяти, умственной работоспособности.
Искусство всегда занимало важное место в нравственном развитии общества. Известна роль музыки в системе воспитания детей с нарушением интеллектуального развития.
Музыкальное воспитание в коррекционных школах является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие. По мере овладения различными видами музыкальной деятельности, дети самостоятельно используют их в различных ситуациях: во время уроков, во внеклассной работе, в быту с нормально развивающимися школьниками. Музыкальная деятельность способствует формированию у школьников эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни. Однако характерные для детей с интеллектуальными нарушениями проявления интеллектуальной недостаточности, отклонения в эмоционально - волевой сфере поведении обуславливают необходимость разработки специальных методов и приёмов обучения. Чем раньше ребёнок с нарушениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения. Помимо этого занятия музыкой предупреждают возникновение сопутствующих дефектов и нервно - психических расстройств.
Основными задачами воспитания детей с интеллектуальными нарушениями являются:
-развитие музыкальных и творческих способностей с учётом индивидуальных возможностей учащихся, с помощью разных видов музыкальной деятельности;
-формирование основ музыкальной культуры и общей духовной культуры, ценностных установок;
-оптимизация образного мышления, как важнейшего фактора художественного постижения мира;
-компенсация эмоционального недоразвития;
Музыкальное воспитание является самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство прекрасного формируется у ребёнка с интеллектуальными нарушениями развития не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пение, движение под музыку, игре на музыкальных инструментах.
В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности для расширения художественной и музыкальной культуры, благоприятные условия для коррекции отклонений, в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах обучающегося с интеллектуальными нарушениями, а также формирование предпосылок развития его творческих способностей и музыкальных. Получают дальнейшее развитие мыслительные способности, сосредоточенность, концентрация внимания, улучшается положительная мотивация поведения.
В музыкальном воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями используют различные виды деятельности. К ним относятся:
-хоровое и сольное пение;
-игра на музыкальных инструментах;
-слушание музыки;
-музыкально-ритмические движения;
-инсценирование песен, сказок, музыкальных пьес программного характера;
-творческие задания: рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, написание небольших сочинений, рассказов о музыке.
Современные научные исследования подтверждают благотворное влияние вокальных произведений на развитие ребёнка. Песня помогает не только выразить свои чувства, но и вызвать соответствующие эмоциональные переживания, сочувствие, отклик. В этом заключается особая значимость для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, ритмичность, яркость сценического оформления, костюмы исполнителей очень привлекательны для детей с проблемами в развитии. Занятия пением очень положительно воздействуют на дыхание, укрепляют голосовой аппарат, а также активно развивают музыкальные способности детей, эмоциональную отзывчивость, чувство ритма.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Её назначение на уроке способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей, обогащать художественный опыт, развивать интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение детей к музицированию, восприятию звучания отдельных инструментов и усвоение приёмов игры.
Развитие у детей чувства ритма сопряжено с радом трудностей. Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активирует ритмическое чувство у учащихся. Оно развивается в процессе исполнения ритмических аккомпанементов к вокально – хоровому репертуару и произведениям для слушания.
Основой музыкального восприятия ребёнка является направленность на мелодию. Однако мелодия воспринимается не изолированно, а вместе с гармонией, ритмом, фактурой, тембром, которые составляют качественное сочетание языка и стиля, обусловленное единством музыкального мышления.
Само понятие «музыкальное восприятие» долгое время ограничивалась в основном пределами пассивного слушания музыки. Однако, с развитием педагогики, данное явление стало рассматриваться как специфический вид музыкальной деятельности, способствующий развитию и совершенствованию личности. Слышать музыку значит не только эмоционально непосредственно откликаться на неё, но понимать и переживать её содержание, хранить её образы в свое памяти. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения для слушания, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребёнка, развивать высшие психические функции, к которым относятся: мышление, воля, мотивация.
Таким образом, можно заключить, что в процессе участия воспитанников с интеллектуальными нарушения в развитии в различных видах музыкальной деятельности при музыкальном восприятии происходят следующие процессы:
1. Образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального содержания (музыкальная интонация, особенности звукообразования и др.), получают дальнейшее развитие мыслительная способность, внимание, сосредоточенность, концентрация памяти.
2. Развивается эмоциональная сфера; формируются эстетические чувства, отзывчивость на музыку; воспитываются такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
3. Улучшается положительная мотивации поведения, динамика развития сознательной саморегуляции музыкальной деятельности.
Литература
1.         Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии // Б.П. Пузанов. М.: Аркти, 2010. 160 с.
2.         Кузьмина Т.И. Проблема психологического изучения личности при умственной отсталости / Кузьмина Т.И.// Коррекционная педагогика: теория и практика. 2012. № 2. С.32-36.
3.         Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка,2013. 175 с.
Март 2022