Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Шабалина Людмила Юрьевна,
воспитатель
Трубникова Яна Евгеньевна,
воспитатель
МАДОУ Детский сад № 13,
Томская область, г. Томск

Система российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее стандарт) период дошкольного детства стал самоценным уровнем образования, главной целью которого является формирование успешной личности.
Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий для совместной деятельности взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. На осуществление этой цели направлены все усилия педагогов при организации группового пространства в детском саду.
Особое значение в своей работе мы уделяем созданию и обогащению развивающей предметно – пространственной среды, в которую ежедневно погружаются наши обучающиеся и их родители.
Пространство группы стараемся организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, самостоятельно осуществлять выбор дидактических игр и пособий для различных видов деятельности.
Все групповое пространство разделено на центры активности, количество которых зависит от возрастных особенностей детей, а также интересующей их темы:
·          Центр литературы (развития речи)
·          Центр сенсорики (математики)
·          Центр природы (естествознания)
·          Центр песка и воды (экспериментирования)
·          Центр искусства
·          Центр сюжетно – ролевой игры
·          Центр строительства (конструирования)
·          Центр патриотического воспитания
·          Уголок уединения
Размещение дидактических игр и пособий по центрам активности позволяет детям работать индивидуально, а также объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, театрально – игровая деятельность, экспериментирование и другие виды деятельности.
Группа «принадлежит» детям в полном смысле этого слова. Все дидактические игры и пособия расположены на уровне глаз детей и находятся в свободном доступе в соответствие со всеми требованиями техники безопасности и санитарных норм. Центры активности, материалы и игровое оборудование в них мобильны, полифункциональны, вариативны, трансформируемы, меняются в зависимости от реализуемых проектов, элементы декора легко сменяемы. Среда пополняется дидактическим материалом как приобретенным, так и созданным в ходе совместной деятельности взрослых и детей. Мы считаем, что именно дети должны быть главными «оформителями» группы. Именно их творческие работы, а также поделки, изготовленные совместно с родителями, мы стараемся использовать для тематического декора как групповой комнаты, так и других помещений. На наш взгляд, этот подход стимулирует детей к более качественному выполнению работы, доведению ее до логического и эстетического завершения, стимулирует их творческое развитие.
Для решения задач, направленных на всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, позитивную социализацию в обществе нами применяются разнообразные образовательные технологии. Технология проектной деятельности является одной из ведущих технологий, которая ориентируется на совместную деятельность всех участников образовательного процесса (воспитателей – детей – родителей). Метод проектов один из самых интересных и продуктивных методов в дошкольном образовании, при котором обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но ми прагматичную ценность.
Наиболее ярким проектом в подготовительной группе стал проект «Зимующие у нас птицы», в ходе реализации которого дети могли в центре развития речи и литературы отгадывать загадки, читать короткие стихотворения и рассказы о птицах, их повадках и особенностях, познакомиться с пословицами и поговорками, составить короткий рассказ с опорой на картинки, сложить названия птиц из двух частей, разгадывать ребусы и кроссворды.
В центре искусства – нарисовать птиц с использованием поэтапных схем, трафаретов и по замыслу, изготовить аппликацию, а также вылепить из пластилина, оформить агитационные листовки о защите птиц и бережном отношении к ним или тематические альбомы.
В центре естествознания – рассмотреть альбомы о птицах, энциклопедии, иллюстрации, посмотреть презентации «Зимующие птицы России», «Как зимуют птицы», «Птицы нашего края», поиграть в дидактические игры «Найди пару», «Кто где живет?», «Зимующие и перелетные», «Летает, плавает, бегает», «Чей клюв?», «Узнай по следу» и т.д.
В центре математики в свободном доступе у детей находятся настольно – печатные игры «Разрезные картинки», Лото», а также счетный материал и материал для сравнения.
Итоговым мероприятием проекта стало проведение акции «Покормите птиц зимой!». Родители совместно с детьми собрали разнообразный корм для птиц, изготовили кормушки своими руками из разных материалов, которые мы развесили на своей игровой площадке и всю зиму кормили голодающих птиц.
Считаем, что развивающая предметно – пространственная среда нашей группы способствует позитивной социализации, мотивации, обеспечивает поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно – исследовательскую деятельность, то есть позволяет проектировать социальные ситуации для развития каждого ребенка.
Март 2022