Высшая школа делового администрирования
Конференции

ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Токарева Алена Ивановна
воспитатель
Зарафиди Елена Юрьевна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад "Изумрудный город", п. Отрадное

Сегодня активно идет процесс модернизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование.
Современных детей можно назвать цифровыми детьми или детьми будущего - это все те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, игровых приставок, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых игрушек.
С самого рождения сегодняшние дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Ребенок познает мир через экран монитора. Компьютер становится для него основным источником информации, его другом и помощником. Дети благодаря цифровым технологиям раньше взрослеют, умеют рассуждать на «взрослые» темы, смотрят видеоролики. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.
Однако, несмотря на то, что современные дошкольники технически «подкованы» у них имеется достаточно большие проблемы с развитием творческой активности, у детей резко снижена фантазия. Современный ребенок нацелен на получение быстрого и готового результата путем нажатия одной кнопки.
Цифровизация отрицательно сказывается на психическом здоровье населения, особенно детей. Одно из последствий цифровизации заключается в том, что ее распространение, меняя сознание человека, тем самым меняет и восприятие реальности. Помимо психических зависимостей от цифровизации возникает новый тип социализации, которую можно назвать цифровой.
Если двадцать – тридцать лет назад мы говорили о том, что девиантные формы поведения возникают у детей, попадающих под влияние социально дезадаптированных групп, то сейчас процесс социализации детей в растущей мере развертывается в виртуальном пространстве, таящем не менее грозные риски.
Социализация в отличие от воспитания - это стихийный разнонаправленный процесс. В информационном обществе эта стихия опосредуется, в том числе, техносистемой, становящейся важнейшей частью современной культуры и частью экосистемы формирующейся личности. Отечественные психологи рассматривают социализацию как овладение ребенком в онтогенезе общественным опытом путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и приобретения все большей самостоятельности и автономности для активного воспроизводства системы социальных связей и отношений индивидом за счет его активной деятельности.
Особая уникальность этого поколения заключается в том, что традиционные формы социализации все чаще соседствуют, вытесняются, а иногда замещаются новыми формами приобретения необходимых знаний и навыков - цифровой социализацией. С некоторых пор этот термин в контексте изучения подрастающего поколения вместо термина «информационная социализация» все чаще начинают использовать исследователи.
С другой стороны, цифровизация, как особенность социальной ситуации развития ребенка, требуют трансформации взглядов на процессы социализации. Эпоха глобальной информатизации привела к активному применению во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий, на что ориентировано и развитие системы образования современной России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) требует использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Они призваны улучшить качество обучения и повысить мотивацию к получению новых знаний у детей дошкольного возраста.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первой ступенью общего образования, и в настоящее время в образовательном процессе каждого дошкольного учреждения применяются информационные технологии. Современные дети, прежде чем научиться читать и писать, знакомятся с компьютером, и знакомство это начинается в дошкольном возрасте. Информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный.
Интернет-технологии рассматриваются фактически однозначно, как источник познавательной, наглядной, аналитической и просветительской информации, и пространство сети, как место, где можно ознакомиться с материалами о событиях текущей жизни детей. А дошкольный возраст представляется как наиболее целесообразный для успешной положительной социализации личности ребенка.
ИКТ дают возможность:
- предъявить информацию в игровой форме на экране монитора, что возбуждает у детей огромный интерес, поскольку это отвечает ведущему виду деятельности дошкольника игре ‒ образно, броско, в доступной данной возрастной группе форме преподнести материал, что сообразно наглядно-образному мышлению дошкольников;
- привлечь внимание детей звуком, движением, мультипликацией; формировать у дошкольников исследовательское поведение и творческие возможности детей.
Процесс освоения ребенком социального опыта, бесспорно, происходит не только в сформированной семейной среде, но и сквозь средства массовой информации, в частности через интернет-технологии.
Социальные психологи подчеркивают, что в современном мире ребенку необходимо во многом самостоятельно обозначать стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в дошкольном возрасте. В силу чего, эффективная социализация – одно из ключевых условий жизни ребенка в обществе, где базой социализации служит формирование у него психологической саморегуляции поведения.
Слайд-шоу, презентации, мультимедийные фотоальбомы, мультфильмы являются одним из важных средств расширения детских представлений.
Это наглядность, помогающая выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При подобной организации материала задействуется три вида памяти детей: слуховая, зрительная, моторная.
Рассмотреть сложный материал поэтапно позволяет презентация.
Многие современные дошкольные образовательные организации оснащены планшетами и компьютерами. Заходя в кабинет специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда), они, несмотря на разнообразие игрушек, в первую очередь замечают именно компьютер, просят включить его, нажимают на клавиши. Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз.
Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это игры, которые помогают специалистам (учителям-логопедам, тифлопедагогам, учителям-дефектологам и педагогам-психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. Например, очень популярны программы обучения компьютерной графике, в которых ребенок становится мультипликатором и создает собственный мультфильм.
Во многих детских садах широко используются компьютерные программы, предназначенные для выработки навыков управления психоэмоциональным состоянием по методу биологической обратной связи (БОС). Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, с эмоционально-волевыми нарушениями (агрессия, страхи, тревожность), с повышенной эмоциональной утомляемостью и многим другим. Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит.
Компьютерная игра является элементом занятия, а не просто развлечением. Через 15 мин после начала занятия (либо игры) за компьютером с детьми необходимо провести специальную гимнастику для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия (игры) – физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Длительность занятия за компьютером определяется санитарными нормами: 25 мин – для детей 5–6 лет, 30 мин – для детей 6–7 лет. Как показывают результаты диагностики, только такие, регламентированные определенными правилами, занятия приносят пользу.
Итак, активное развитие цифровых технологий ставит вопросы о том, как их использование меняет повседневную жизнь людей, и важнейшим среди них является вопрос о влиянии технологий на благополучие. Цифровые технологии существенно меняют течение детства, влияя на многие социальные процессы.
Вопрос цифровой социализации - это и мера принятия обществом технологических новшеств, и отношение к инновациям, и возможности ответа на вызовы четвертой промышленной революции.
Таким образом, цифровая социализация, опосредованная всеми доступными цифровыми технологиями, - процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн-реальности и формирующего его цифровую личность как часть реальной личности.
Воздействие интернет-технологий на социализацию ребенка-дошкольника дает возможность выделить психологические закономерности и специфику формирования детского сознания:
- острый сюжет поддерживает и вызывает внимание и заинтересованность детей;
- возможность привлечения ребенка к участию в процессе просмотра развивающих видеосюжетов;
- завлечение ребенка визуальным образом базируется на психологических механизмах;
- легкость запоминания интересного, короткого и близкого дошкольникам сюжета;
- возможность формирования в детстве этических и моральных норм, ценностей посредством интересного и доступного ребенку сюжета
Интернет-технологии, в частности образы компьютерной визуализации, являются мощным средством воздействия на становление детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо создать новую культуру жизни с информационными технологиями, научиться пользоваться ими, не теряя способности критически мыслить, чувствовать, общаться.
Без цифровой социализации сегодня затруднен процесс становления личности, ее адаптации и интеграции в социальную систему информационного общества.
Список литературы
1.         Абрамова Е. И. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях эффективной социализации детей / Е.И. Абрамова // НТИ. Сер.1. – 2010. – №1. – С.1-8.
2.         Барсукова Е. А. Интернет – как фактор социализации личности. / Е. А. Барсукова // Вестник ТГУ им. Г.Р. Державина. – №7. – 2015. – С. 12-16
3.         Довгаль В. А. Информационные технологии в системе социализации личности / В. А. Довгаль // Вестник Адыгейского государственного университета. – № 2. – 2017. – С. 168-175
4.         Кудакова Н.С. Влияние компьютерных игр на социально-коммуникативное развитие дошкольника. / Н.С. Кудакова. // Международный научно-исследовательский журнал. – № 3 (45). – 2016. – С. 17-18
5.         Микрюкова Л. И. Социализация и ранняя профориентация детей дошкольного возраста. / Л. И. Микрюкова, Е. В.Кулакова // Психологический журнал. – № 26 (6). – 2015. – С.16–24.
6.         Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5—10.
7.         Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста. / А.М. Прихожан // Психологические исследования. – 2011. – №1 (9). – С. 7–11.
8.         Серебрякова А. А. Особенности социализации детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества. / А. А. Серебрякова // материалы Шестой Всероссийской научно-практической конференции - Красноярск: Сибирск. федеральн. ун-т., 2016. – С. 172-175
9.         Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71-80
Апрель 2022