Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нестеренко Наталья Андреевна
учитель начальных классов
МКОУ "СОШ с. Бабстово", с. Бабстово

Нестеренко Наталья Андреевна,
магистрантка Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема
Аннотация: В статье представлен анализ исследований, посвященным организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Выделены виды и этапы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста.
Ключевые слова: деятельностный подход, проектная деятельность, исследовательская деятельность, проект, начальная школа, младший школьный возраст, познавательный интерес, познавательная активность.
В настоящее время образовательный процесс все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний обучающимися начальной школы. Одним из таких способов является проектно-исследовательская деятельность младших школьников.
Исследованием вопросов организации проектно-исследовательской деятельности в условиях образовательного учреждения занимались такие специалисты, как: Е.С. Александрова, Н.Т. Алексеев, К.А. Альбуханова-Славская, И.И. Баннов, Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина, И.Д. Чечель,
А.В. Николаева и другие.
Как пишут Л.В. Байбородова, Е.В. Иванова, Л.И. Лебедева,
Л.В. Серебренников и др. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, младшие школьники учатся работать в команде выполняя разные социальные роли, принимать самостоятельные аргументированные решения, самостоятельно размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы.
Как отмечает А.С. Обухов, метод проектов позволяет обучающимся начальной школы активно проявить себя, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, способствует формированию у них новой социальной позиции, развить индивидуальность личности [7].
В педагогике и методике начального обучения проблема организации и сопровождения проектно-исследовательской деятельности отражение в исследованиях Е.И. Казаковой, Е.Б. Манузиной, Л.И. Пономаревой,
Г.В. Самусевой, Т.Н. Сапожниковой, Т.В. Солодовниковой, Е.В. Стародубцевой, А.Р. Уразовой, Н.О. Яковлевой и других авторов. Многие из них пишут, что без сопровождения учителя проектно-исследовательская деятельность не может быть в полной мере эффективной. Организуя проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, учитель выступает партнером, консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности младших школьников. В основе организации данного вида деятельности обучающихся происходит активное сотрудничество и продуктивное общение детей, которое способствует формированию умения решать поставленные задачи, критически мыслить, планировать деятельность, формирование способности выделять важное, ставить цели, распределять функции и ответственность, достигать значимые результаты. Результатом проектно-исследвоательской деятельности будет не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование основных компетентностей, которые обеспечивают успех учебной и практической деятельности.
С точки зрения Л.И. Лебедевой, Е.В. Ивановой, проектно-исследовательская деятельность младших школьников может быть организована в индивидуальной форме, групповой или в парах. Как в урочное время, так и вне их может осуществляться данная деятельность [4].
В.Ф. Феоктистова выделяет виды учебных исследований, которые можно организовать в начальной школе:
по преобладающей в проекте деятельности (творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские, информационные);
по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);
по месту проведения: (внеурочные и урочные);
по теме: (свободные или предметные);
по степени самостоятельности выполнения: (под руководством учителя, самостоятельно, с родителями и т.д.)
по времени:
долгосрочные могут выполняться в течение учебного года как в группах, так и индивидуально;
краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Основная работа идет по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации, которая выполняется в рамках внеучебной деятельности и дома;
мини-проекты могут затронуть один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах. Длительность до 20 минут (из них 10-15 минут отводится на подготовку, остальное время занимает защита и презентация проекта) [10].
По мнению А.И. Савенковой, в связи с тем, что в первом классе дети еще не умеют писать, читать и анализировать, то проектно-исследовательская деятельность проводится не полностью, а только какой-то определенный этап. В первом полугодии обучения первоклассников организуется подготовительный этап. Здесь педагог может предложить обучающимся выполнить творческие задания, устные рассказы в которых дети с помощью учителя учатся анализировать, выделять главное, рассуждать. Для эффективности данную работу можно организовать в группах, при этом распределить роли. Во втором полугодии первоклассники уже умеют читать, отвечать на вопросы и задавать их. Поэтому работу младших школьников можно разнообразить, предложив им собрать информацию по плану, составленному совместно с учителем. Темы для проектно-исследовательской деятельности необходимо подбирать с учетом возраста и интересов первоклассников [8].
Е.Н. Землянская отмечает, что на втором году обучения младшие школьники уже могут собирать информацию из дополнительной литературы, подбирать пособия при помощи родителей и педагога. В отличие от первоклассников, во втором классе дети могут самостоятельно выбрать тему, сделать выводы о важности и значимости своего исследования. С началом второй четверти можно приступить к работе над более объемным проектом и исследованием [3].
Более расширенной может быть проектная деятельность в третьем классе. Как утверждает Т.Г. Белова, младшие школьники могут работать с дополнительной литературой (энциклопедии, справочники), делать первичный анализ, преобразовывать устную информацию в письменную. Третьеклассники могут самостоятельно подготовить сообщение, выполнить небольшой по объему реферат, провести мини-исследование. Приветствуется работа в группе над долгосрочными проектами [2].
И. Стрельцова, Е. Сухаревская считают, что в четвертом классе младшие школьники уже могут выбрать главное из общего потока информации (в музеях, СМИ и т.д.), сделать анализ и самостоятельно оформить готовый проект [9].
В работах Т.Г. Беловой, Ю.В. Кроликовой, А.И. Савенкова и др. четыре основных этапа работы над проектом:
- Первый этап посвящен подготовке к исследованию (проекту). Здесь учитель совместно с ребенком предварительно формулируют тему исследования, ставят цель и задач, определяют гипотезу, подбирают литературу по теме проекта.
- На втором этапе идет подготовка и проведение проекта. Проводится подбор диагностических материалов по теме проекта, а также проводится само исследование или опыт по теме проекта, формулируются выводы по эксперименту.
- Третий этап посвящен оформлению проекта. Младший школьник пишет основную часть работы, формулируют выводы, составляет заключение, оформляет список литературы и источников, подбирает соответствующие иллюстрации, оформляет титульный лист.
- Подготовка и защита проекта происходит на четвертом этапе проекта. Для получения отзыва или рецензии на проект младшие школьники его сдают руководителю проекта. Подготовка доклада для публичной защиты.
По мнению Л.В. Байбородовой, Л.В. Серебренникова, проектно-исследовательской деятельности младших школьников имеет много достоинств, в том числе: образовательный процесс приближен к реальной жизни; в разной форме повторяется одна и та же информация; воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, терпение, трудолюбие и т.д.); развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии, доказывания и аргументирования).
Подводя итог теоретическому обоснованию проблемы организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе, отметим, что в начальной школе проектно-исследовательская деятельность способствует самореализации обучающихся, способствует воспитанию самостоятельности, у младших школьников формируется умение отбирать, классифицировать, обобщать разные варианты решения, составлять план действий по своей работе, сравнивать различные объекты и проводить самоконтроль [1].
Список литературы:
1. Байбородова Л.В., Серебренников Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение 2013. – 175 с.
2. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2014. – №76-2. – С. 115-119.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. – 2015. – №9. – С.55-58.
4. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. – 2012. – №2. – С.10-13.
5. Кроликова Ю.В. Исследовательская деятельность в начальной школе // Педагогика онлайн. – Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/82-preschool-projects/267-l- r
6. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. – 2012. – №2. – С.10-13.
7. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Прометей, 2016. – 224 с.
8. Савенков А.И. Организация проектной деятельности в начальной школе. – М.: Просвещение, 2014. – 60 с.
9. Стрельцова И., Сухаревская Е. Проекты и исследования. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/article.php?id=200800504
10. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. – Волгоград: Учитель, 2012. – 154 с.
Апрель 2022