инструктор по физической культуре
МКДОУ ЦРР - детский сад № 17 г. Россоши, Воронежская область
Физкультурно-познавательные занятия представляют собой оригинальную форму работы с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию. Она должна быть направлена педагогом на формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, воспитание физических способностей, развитие самостоятельности, любознательности, воспитание интереса к двигательной деятельности. Ребенку сообщаются знания о пользе физических упражнений и подвижных игр. Физкультурно-познавательные занятия ориентированы на дальнейшее эффективное обучение детей в школе.
Цель занятий: формирование здорового образа жизни дошкольников и потребности в самостоятельной двигательной деятельности.
Задачи занятий:
• формировать у детей знания о пользе физических упражнений, их влиянии на организм человека, на самочувствие;
• способствовать овладению основными культурно-гигиеническими навыками;
• формировать у детей элементарные представления о вредных и полезных привычках, предупреждении некоторых заболеваний;
• воспитывать желание самостоятельно заниматься физкультурой, интерес к движению;
• развивать любознательность, умственные способности детей (сообразительность, догадку, критичность и др.).
Содержание занятий: интеграция познавательной и двигательной активности.
Основным содержанием физкультурно-познавательных занятий являются элементарные знания в области физической культуры. Важным представляется формирование самостоятельности суждений дошкольников, которое во многом зависит от понимания детьми роли движений, физических упражнений, занимательности материала и методов его преподнесения. Физкультурно-познавательные занятия в детском саду имеют свою специфику: они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением иллюстративного материала, использованием звуковых и видеозаписей. Всё это могут обеспечить информационно-коммуникационные технологии с их мультимедийными возможностями.
Каждое физкультурно-познавательное занятие состоит из четырех частей. Первая часть заполняется рассказом педагога-воспитателя или его беседой с детьми. Приветствуется использование разновидностей художественного слова. У детей всегда вызывает интерес сказка, рассказ или стихотворение по теме занятия.
Выполнение образных физических упражнений составляет основу второй части занятия данного вида. Важную функцию здесь выполняют методы наглядности. Мультимедийные презентации — это эффектный и удобный способ представления информации. В нем сочетается динамика, звук и изображение. Эти факторы удерживают внимание ребенка наиболее долго. Музыкальное сопровождение применяется для регулирования темпа, ритма во время физических упражнений, игр, ходьбы, бега, танцевальных движений. Использование картинок, рисунков, изображения детей, выполняющих образные физические упражнения, делает материал продуктивным для осмысления, запоминания. Все это способствует более точному представлению о конкретном двигательном действии, лучшему его усвоению и активному применению в самостоятельной двигательной деятельности.
Значение работы с мультимедийной презентацией в том, что дети даже с низким уровнем самостоятельности, выполняя упражнения, становятся более активными. При выполнении сложного упражнения, глядя на картинку, стараются не допускать ошибок, быстро запоминают правила и могут объяснить последовательность выполнения. Использование в работе с дошкольниками презентаций способствует концентрации внимания и повышает интерес к движениям.
В третьей часть занятия рекомендуется использовать подвижную игру. Ценность использования презентаций состоит в том, что наглядность помогает быстрее запомнить содержание игры и при необходимости самостоятельно ее провести.
Четвертая часть посвящается подведению итогов. Полезными будут обмен впечатлениями, высказывания детей о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, кого пригласить на занятие и т. д.
Практика показывает, что работа с презентацией вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию учения, а также способствует развитию самостоятельности. Вначале дети просто проявляют интерес к картинкам, которые привлекают их внимание тем, что на них изображено, затем им хочется выполнить упражнение, как на рисунке, а в дальнейшем - придумать варианты упражнения (из исходного положения, по названию).
Мультимедийные презентации демонстрируются в физкультурном зале с использованием ноутбука, мультимедийного проектора и экрана, с соблюдением санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.
Применение презентаций во время физкультурно-познавательных занятий с дошкольниками имеет следующие достоинства:
· обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
· делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;
· делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
· оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;
· способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
Использование в работе с детьми мультимедийных презентаций вызывает у дошкольников интерес, положительные эмоции, повышает активность и самостоятельность при выполнении физических упражнений не только на начальном этапе разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Презентации позволяют моделировать различные ситуации и сюжеты физкультурно-познавательных занятий, усиливают передачу выразительного образа и проявление творчества во время выполнения упражнений с имитированием различных животных, профессий людей.
Применение информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-познавательной деятельности необходимо, оно способствует повышению эффективности обучения, качественно обогащает и обновляет воспитательно - образовательный процесс, развивает ребенка всесторонне.