воспитатель
ГБОУ шк № 53 Приморского района г. Санкт-Петербург
К основным принципам дошкольного образования можно отнести следующие:
· Обеспечение полноценности проживания детьми всех этапов дошкольного детства.
· Образовательная деятельность планируется и реализуется в строгом соответствии с индивидуальными особенностями детей, при этом поощряется активность дошкольников в выборе содержания образования.
· Организация сотрудничества дошкольников и взрослых, когда ребёнок является полноценным участником воспитательно-образовательного процесса.
· Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи.
· Ознакомление дошкольников с социокультурными нормами, семейными традициями, а также общественными и государственными обычаями, традициями.
· Содействие в формировании познавательного интереса и познавательных действий при организации различных видов деятельности.
· Принцип соответствия (условия, требования, методы реализуются в строгом соответствии в возрастных и индивидуальных особенностях развития).
· Стандарт направлен на обеспечение:
· Равных возможностей получения качественного начального общего образования.
· Духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
· Преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
· Сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
· Единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения.
Одна из актуальных задач современного российского общества заключается в формировании и развитии гармоничной, социально зрелой, экономически активной личности. Эта задача обозначена в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, Федеральном законе №273-ФЗ от 29.12.2012 (в редакции от 30.12.2015) «Об образовании», федеральных государственных образовательных стандартах. Для того, чтобы поставленная задача была решена, образовательным учреждениям необходимо активно внедрять современные технологии, способствующие полноценному и всестороннему развитию, раскрытию творческих способностей и самореализации личности. Такими возможностями в полной мере обладают интерактивные технологии.
Интерактивные технологии предусматривают обязательное взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся между собой. Это отличает их от другого вида активных методов и технологий обучения, в рамках которых предполагается взаимодействие только между воспитателем и воспитанниками. В основе интерактивных технологий положена система правил взаимодействия между воспитателем и детьми, представленных в виде занятий и игр, направленных на обеспечение педагогически эффективного и познавательного общения. Организация интерактивных технологий в образовательный процесс предполагает обязательную опору на традиционные принципы обучения, а также на ряд специфических принципов:
· Принцип взаимодействия.
· Принцип активности учащихся.
· Принцип обратной связи.
· Принцип опоры на групповой педагогический опыт.
· Образовательный процесс, организованный на основании использования интерактивных технологий, предусматривает обязательную включенность всех учащихся в работу.
Интерактивные технологии можно определить в широком плане, как способ взаимодействия и вовлечения ребенка в познавательный и образовательный процесс. Более узкое толкование интерактивных технологий сводится к тому, что данные технологии предполагают использование технических средств и программных продуктов, которые исключают пассивное участие воспитанника. В рамках данного понятия интерактивные технологии включают такие обязательные составляющие, как специальные программные продукты, технические средства, информационные технологии, позволяющие ребенку образовательного процесса самостоятельно или при незначительном сопровождении педагога, получать новые знания и формировать навыки. Также интерактивные технологии предполагают нестандартный, творческий подход к решению поставленных задач, ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно принимать решения.
Интерактивные технологии – это форма деятельности всех участников образовательного процесса, включающая создание, применение, усвоение знаний и навыков путем активного диалога и взаимодействия. Интерактивные технологии предполагают использование современных информационных технологий, компьютерной техники, средств приема, передачи и обработки данных, но не ограничиваются ими.
Применение интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении соответствует таким приоритетам, как индивидуальный подход к организации обучения, использование разнообразных форм и способов вовлечения ребенка в образовательный процесс, поддержание интереса, активности и самостоятельности.
Актуальность изучения возможностей использования интерактивных технологий в дошкольном образовании вызвана возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, в том числе и к уровню подготовки детей к обучению в школе. Большое значение в этом процессе имеет дополнительные занятия с детьми. Такие занятия способствуют развитию индивидуальных способностей детей, позволяют скорректировать слабые стороны и более качественно подготовить детей к следующей образовательной ступени.
В интерактивном образовании значительное место отводится информационно-коммуникационным технологиям. Такими технологиями являются информационно-обучающие компьютерные программы, мультимедийные презентации. Информационно-коммуникационные технологии позволяют преподнести информацию в увлекательной игровой или анимационной форме, привлечь детей к обсуждению ситуации, оказанию помощи героям задания.
Значение интерактивных технологий в дошкольном образовании определяется следующими положениями:
· Интерактивные технологии способствуют активизации деятельности детей. Благодаря использованию интерактивных технологий каждый ребенок вовлекается в процесс взаимодействия. Интерактивные игры и иные формы работы требуют от ребенка участия и определенной доли самостоятельности.
· Интерактивные технологии позволяют детям получить опыт разнообразного взаимодействия с разными типажами и характерами: героями ролевых игр, сверстниками, взрослыми. С каждым субъектом взаимодействия ребенок должен выстроить такие отношения, которые способствовали бы решению поставленных перед ним задач, но при этом соответствовали правилам и нормам, принятым в обществе.
· Интерактивные технологии ориентированы на создание благоприятной среды воспитания и развития детей. Использование интерактивных технологий основывается на принципах гуманистического подхода к обучению, взаимного уважения, эффективной совместной деятельности.
· Интерактивные технологии позволяют одновременно предоставить всем воспитанникам равные возможности в восприятии информации, и создать условия для проявления индивидуальных способностей. Такой интегрированный подход способствует формированию гармоничной личности, готовой к взаимодействию и самореализации.
Еще одно значение интерактивных технологий в дошкольном образовании заключается в расширении форм и методов работы с детьми. Большое поле для деятельности открывают интерактивные технологии с использованием современных информационных технологий. Они позволяют решить такие сложные задачи, как активизация памяти и внимания, передача необходимых знаний, расширение кругозора и восприятия, умение гибко мыслить.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:
· Активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника.
· Развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха.
· Формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников:
· II младшая группа – работа в парах, хоровод.
· Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель.
· Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум.
· Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:
· Погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.
· Основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
· Заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
· Предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
· Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление).
· Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
· Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
· Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.
· Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей.
· Данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).
Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста в связи с физиологически обусловленным для старших дошкольников переходом от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.
В нашем дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, интерактивный стол, ноутбуки, телевизор, а также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Применяемые нами информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
· Мультимедийные презентации.
· Информационно-обучающие компьютерные программы. Использование информационно-коммуникативных технологий не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это прежде всего: преобразование предметно-развивающей среды, создание новых средств для развития детей, использование новой наглядности.
Сегодня информационно-коммуникативные технологии позволяют:
· Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре; в доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал.
· Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
· Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Использование интерактивного оборудования на занятиях уже давно не только привычная презентация с некоторыми дополнительными возможностями. Грамотное использование правильно подобранного комплекта интерактивных устройств позволяет обеспечить активное и заинтересованное участие каждого ребенка во всем, что происходит на занятии. Педагоги и воспитатели получают широкие возможности для индивидуальной и групповой работы Используемый дидактический материал становится ярче и нагляднее.
Следующее дидактическое устройство, интерактивная доска — это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь.
Интерактивная доска – это устройство, обеспечивающее интерактивность обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Форма подачи материала ИД соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
Интерактивный стол предназначен для групповой работы.
Устойчивая и безопасная конструкция стола позволяет использовать его в дошкольных образовательных учреждениях. Яркие и незабываемые занятия способствуют формированию навыков работы в группе, решения проблем.
Интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на занятии задачам. Воспитатели должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к занятию. Воспитатели нуждаются и в других программных средствах, которые могут расширить сферы применения интерактивной доски.
Интерактивное оборудование Mimio дает возможность демонстрировать:
· Слайды.
· Видео.
· Делать пометки.
· Рисовать.
· Чертить различные схемы, как на обычной доске.
· В реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки
· Вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Интерактивное оборудования может изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот шесть из них:
· Сенсорная аналого-резистивная технология. Для работы с сенсорной аналого-резистивной доской не обязательно иметь специальные маркеры и, хотя в комплекте поставки могут быть разноцветные маркеры и ластик, можно пользоваться пальцем или указкой. Именно это обусловило самое важное преимущество досок данного типа для сферы образования. При использовании сухих маркеров аналого-резистивная доска позволяет переводить в электронную форму материал урока, проводимого традиционным образом.
· Электромагнитная технология. При использовании электромагнитной технологии интерактивная доска имеет твердую поверхность. Электронное перо (маркер) питается от батарей или получает энергию по проводу, которым привязано к доске. Перо в некоторых моделях способно различать градации силы нажатия, что удобно для применения в программах рисования. Кончик пера может располагаться на некотором удалении от поверхности (не более 10 мм), благодаря чему на доски можно навешивать плакаты и работать поверх них. Помимо маркеров изготовитель может предлагать электронный ластик.
· Лазерная технология. Работать пальцем или обычным маркером с лазерной интерактивной доской не получится — нужен специальный маркер, который для уменьшения ошибок желательно держать перпендикулярно поверхности доски. Основное достоинство технологии в том, что сама доска может быть сделана из любого материала, хоть толстого стального листа. Принципиальный недостаток лазерной технологии — докладчик может случайно перекрыть луч лазера, в результате чего процесс измерения координат нарушается. На лазерную доску можно вешать плакаты и работать поверх них.
· Ультразвуковая/ инфракрасная технология. Электронный маркер работает от батарейки, как и электронный ластик. Основной недостаток ультразвуковой/инфракрасной технологии тот же, что у электромагнитной и лазерной — необходимо использовать специальный электронный маркер.
· Микро точечная технология. Позволяет сделать доску полностью беспроводной. На поверхности маркерной доски нанесены почти незаметные невооруженным глазом точки, встроенная в маркер камера по ним определяет координаты точки касания. Bluetouth-передатчик, также встроенный в электронный маркер, передает координаты точки касания в компьютер, а доска не требует при этом ни питания, ни беспроводного подключения.
· Емкостная технология. Позволяет управлять пальцем, но при этом поверхность доски остается очень прочной и износостойкой. Место касание определяется по изменению электрической емкости поверхности доски. Эта технология позволяет распознавать одновременно несколько касаний пальцем, благодаря чему может работать три человека одновременно и для управления объектами на экране можно использовать обе руки.
Использование интерактивной доски может улучшить планирование и темп занятия. Мощная программная среда Mimio Studio позволяет создавать и редактировать интересные мультимедийные проекты, а также открывать проекты, созданные в других популярных средах.
Преимущества интерактивного оборудования:
· Информация подается в доступной, понятной и красочной форме, вызывает огромный интерес и лучше усваивается.
· Сочетание ярких красок, звука, графики эффективно привлекает и удерживает внимание маленьких детей.
· Обучающий процесс выстраивается на игровой основе, что позволяет создавать условия, в которых дети охотно и самостоятельно приобретают знания.
В нашем ДОУ обеспечено «организация образовательного пространства и разнообразия материалов, оборудования и инвентаря, (в здание и на участке) то предполагает обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
По опыту наших педагогов, использование интерактивного оборудования позволили значительно улучшить качество занятий.
Таким образом, при анализе введения в образовательный процесс информационно коммуникативных технологий, мы подтвердили правомерность утверждения, что современные образовательные технологии являются ресурсом повышения качества дошкольного образования.
Повышение качества организации методической работы в ДОУ помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, выработку единого педагогического кредо.
Мы не имеем право еще и забывать о родителях, которые должны понять, что перестраиваться нужно не только дошкольному учреждению, но и семье, которая формирует социальный заказ детскому саду. При взаимодействии с семьями детей, педагоги знакомят родителей с новыми требованиями дошкольного образования. Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса и позволяет создать в детском саду такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС. Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
Без использования информационных технологий и ИКТ в современном образовательном процессе невозможно достичь высоких показателей и ключевой взаимосвязи с семьей.